1.1. Значение и специфика человеческих ресурсов в современной организации

 

На сегодняшний день в управленческой теории сложилась следующая исходная позиция в управлении человеческими ресурсами:

- работники являются наиболее важным активом предприятия;

- реализация поставленных целей невозможна без соответствующей организационной культуры;

- стратегия управления человеческими ресурсами неотделима от общей стратегии фирмы;

- максимальное использование человеческих ресурсов основано на раскрытии творческого потенциала работника;

- основная роль в управлении персоналом отводится непосредственно руководителям, которые планируют, организуют и контролируют работу объекта управления.

Управление персоналом – понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.

Современные концепции управления персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Главная цель системы управления персоналом – создание результативных мотиваций, обеспечение организации высококлассными кадрами, их продуктивное взаимодействие, профессиональное и социальное развитие.

Чтобы эффективно управлять персоналом организации, компания должна иметь четкую цель и продуманную стратегию своего развития. В зависимости от выбранных целей вырабатываются стратегия – миссия, цель и задачи организации, программа действий, определяющая развитие организации (расширение производства основной продукции и дальнейшее продвижение ее на уже освоенные рынки; разработка новых товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков сбыта; диверсификация производственно-сбытовой деятельности и т.д.) и соответствующая модель управления [1].

Сегодня общепризнано, что реализация стратегии в значительной степени зависит от кадровой составляющей. Оптимальная кадровая политика с точки зрения перспективных задач компании, подбор персонала и его мотивация создают условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство предприятия, и его работников. Причем если тактические шаги могут (и даже довольно часто) приводить к столкновению интересов руководства и рядового состава (выплаты дивидендов, решение социальных вопросов), то стратегические планы, наоборот, их объединяют.

Под персоналом понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализация конкретных мероприятий и т.д.

Именно организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала образовательной организации:

1. Особенности индивидуального поведения каждого педагога.

2. Особенности группового поведения педагогов.

3. Особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.

Особенности индивидуального поведения педагогов ДОО детерминируются многими параметрами, а именно:

- характерологическими особенностями и индивидуальными способностями, склонностью и одаренностью – предрасположенностью к реализации какой-либо предметной деятельности, ориентация на успешность ее выполнения;

- специфика мотивации – особенности потребностей человека, его личное представление о целях профессиональной деятельности;

- индивидуальные ценности – личные убеждения, вера, мировоззрение, представление о мире;

- демографические особенности – половые и возрастные особенности;

- национальные и культурные особенности – усвоенные в индивидуальном опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.

Особенности группового (командного) поведения связаны с такими параметрами как:

- особенности корпоративной культуры – ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;

- феномены групповой динамики – этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.

Особенности поведения руководителей подразделений являются одной из самых комплексных проблем, т.к. самих руководителей можно рассматривать и как:

- субъектов, имеющих индивидуальные способности;

- членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;

- функционеров определенной управленческой технологии, обладающей своими правилами поведения.

Под кадрами понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В состав включаются все работники, принятые на работу, связанные как с основной, так и не основной деятельностью.

Следует различать такие понятия как «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы организации».

Понятие «трудовые ресурсы организации» характеризует его потенциал профессиональных компетенций команды педагогов, ее рабочую силу как совокупность физических и интеллектуальных способностей. Персонал – весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под кадрами понимается основной (штатный, постоянный) квалификационный состав работников предприятия.

Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.

Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции, т.е. занятые основной производственной деятельностью, представляют промышленно-производственный персонал. К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских и технологических организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия, заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств предприятия.

Промышленно-производственный персонал подразделяется на следующие категории рабочей силы:

1. Руководители – это работники, занятые на руководящих должностях различного уровня. Руководители распределяются по структурам управления и по звеньям управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейных и функциональных. По звеньям управления – на высшего, среднего и низшего звена.

2. Специалисты – работники, занятые психолого-педагогическими, инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими видами профессиональной деятельности.

3. Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание.

4. Рабочие – это работники, непосредственно участвующие в производстве продукции (например, питания), а также ремонте и уходе за оборудованием, перемещении предметов труда и готовой продукции. Кроме того, в эту группу входит младший обслуживающий персонал (МОП) и охрана организации.

В целом качественная характеристика трудовых ресурсов организации определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых ими работ.



[1] Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под ред. Моргунова Е.Б. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2011, с. 169