1.1. Значение и специфика
человеческих ресурсов в современной организации
На сегодняшний день в
управленческой теории сложилась следующая исходная позиция в управлении
человеческими ресурсами:
- работники являются
наиболее важным активом предприятия;
- реализация
поставленных целей невозможна без соответствующей организационной культуры;
- стратегия управления
человеческими ресурсами неотделима от общей стратегии фирмы;
- максимальное
использование человеческих ресурсов основано на раскрытии творческого
потенциала работника;
- основная роль в
управлении персоналом отводится непосредственно руководителям, которые
планируют, организуют и контролируют работу объекта управления.
Управление
персоналом – понятие комплексное, охватывающее широкий спектр
вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников
до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации
в конкретной организации.
Современные концепции
управления персоналом основываются на признании возрастающей роли личности
работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и
направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Главная цель системы
управления персоналом – создание результативных мотиваций, обеспечение организации
высококлассными кадрами, их продуктивное взаимодействие, профессиональное и
социальное развитие.
Чтобы эффективно
управлять персоналом организации, компания должна иметь четкую цель и
продуманную стратегию своего развития. В зависимости от
выбранных целей вырабатываются стратегия – миссия, цель и задачи организации, программа
действий, определяющая развитие организации (расширение производства основной
продукции и дальнейшее продвижение ее на уже освоенные рынки; разработка новых
товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков сбыта; диверсификация
производственно-сбытовой деятельности и т.д.) и соответствующая модель
управления [1].
Сегодня общепризнано,
что реализация стратегии в значительной степени зависит от кадровой
составляющей. Оптимальная кадровая политика с точки зрения перспективных задач
компании, подбор персонала и его мотивация создают условия для принятия
решений, удовлетворяющих и руководство предприятия, и его работников. Причем если
тактические шаги могут (и даже довольно часто) приводить к столкновению
интересов руководства и рядового состава (выплаты дивидендов, решение
социальных вопросов), то стратегические планы, наоборот, их объединяют.
Под персоналом понимается совокупность всех
человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники
организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых
проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований,
разработки стратегии, реализация конкретных мероприятий и т.д.
Именно организация
эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления
персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения
этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала образовательной
организации:
1. Особенности
индивидуального поведения каждого педагога.
2. Особенности
группового поведения педагогов.
3. Особенности
поведения руководителей, членов управленческой команды.
Особенности индивидуального поведения педагогов ДОО детерминируются
многими параметрами, а именно:
- характерологическими
особенностями и индивидуальными способностями, склонностью и одаренностью –
предрасположенностью к реализации какой-либо предметной деятельности,
ориентация на успешность ее выполнения;
- специфика мотивации –
особенности потребностей человека, его личное представление о целях
профессиональной деятельности;
- индивидуальные
ценности – личные убеждения, вера, мировоззрение, представление о мире;
- демографические особенности
– половые и возрастные особенности;
- национальные и
культурные особенности – усвоенные в индивидуальном опыте способы, правила и
нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных
ситуациях.
Особенности группового (командного) поведения
связаны с такими параметрами как:
- особенности
корпоративной культуры – ценности, правила поведения, характерные для
конкретного трудового коллектива;
- феномены групповой
динамики – этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в
ситуации конфликта.
Особенности поведения руководителей подразделений являются
одной из самых комплексных проблем, т.к. самих руководителей можно
рассматривать и как:
- субъектов, имеющих
индивидуальные способности;
- членов некоторой группы,
обладающих корпоративной культурой;
- функционеров
определенной управленческой технологии, обладающей своими правилами поведения.
Под кадрами понимается совокупность
работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на
предприятии и входящих в его списочный состав. В состав включаются все
работники, принятые на работу, связанные как с основной, так и не основной
деятельностью.
Следует различать такие
понятия как «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы организации».
Понятие «трудовые ресурсы организации»
характеризует его потенциал профессиональных компетенций команды педагогов, ее рабочую
силу как совокупность физических и интеллектуальных способностей. Персонал – весь личный состав
работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и
неквалифицированных работников. Под кадрами
понимается основной (штатный, постоянный) квалификационный состав работников
предприятия.
Состав и количественные
соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют
структуру кадров.
Кадры предприятия,
непосредственно связанные с процессом производства продукции, т.е. занятые
основной производственной деятельностью, представляют промышленно-производственный персонал. К нему относятся все
работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов;
научно-исследовательских, конструкторских и технологических организаций и
лабораторий, находящихся на балансе предприятия, заводоуправления со всеми
отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования
и транспортных средств предприятия.
Промышленно-производственный
персонал подразделяется на следующие категории рабочей силы:
1. Руководители – это
работники, занятые на руководящих должностях различного уровня. Руководители
распределяются по структурам управления и по звеньям управления. По структурам
управления руководители подразделяются на линейных и
функциональных. По звеньям управления – на высшего,
среднего и низшего звена.
2. Специалисты – работники,
занятые психолого-педагогическими, инженерно-техническими, экономическими,
бухгалтерскими, юридическими и другими видами профессиональной деятельности.
3. Служащие – работники,
осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль,
хозяйственное обслуживание.
4. Рабочие – это работники,
непосредственно участвующие в производстве продукции (например, питания), а
также ремонте и уходе за оборудованием, перемещении предметов труда и готовой
продукции. Кроме того, в эту группу входит младший обслуживающий персонал (МОП)
и охрана организации.
В целом качественная
характеристика трудовых ресурсов организации определяется степенью
профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения
целей предприятия и производимых ими работ.
[1] Модели и методы управления персоналом:
Российско-британское учебное пособие / Под ред.
Моргунова Е.Б. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2011, с. 169