2.1. Организация менеджмента в дошкольной образовательной организации

 

Проблема управления дошкольной образовательной организацией является одной из самых давних и сложных в педагогической теории и практике.

В последние десятилетия, особенно с введением нового ФГОСа  системы дошкольного образования произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы воспитания, развития ребенка и управления образовательным процессом.

Системообразующим фактором педагогической системы является управление как своевременное выявление возникающих противоречий и целесообразно адекватное их разрешение.

Современный процесс управления в системе образования понимается как педагогический менеджмент, т.е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательной организацией.

Рассматривая организацию как объект управленческой деятельности, мы исходим из следующего:

1. Организация – это система, характеризующаяся своими основными элементами, функциями, структурой, иерархичностью и целостностью.

2. Организация – это система, активно взаимодействующая с внешней средой, окружением.

3. Организация – это открытая система, которая образовывается людьми, определяющими ее цели и осуществляющими действия для их достижения.

Жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

- получение ресурсов из внешнего окружения;

- изготовление продукта;

- передача продукта во внешнюю среду.

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами принадлежит менеджменту.

Менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой[1].

Проблема менеджмента в условиях рыночной экономики актуальна для самых разных сфер современной жизни. Основными факторами, определяющими направления функционирования дошкольного образовательного учреждения сегодня, являются общественно-экономические преобразования в стране, формирование рынка образовательных услуг и интеллектуального труда.

Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности дошкольного образовательного учреждения, являющегося искусственной социально-педагогический системой.

Обращаясь к трудам ведущих педагогов, психологов, к находкам педагогов-практиков, мы находим ряд циклов менеджмента (планирование, организация, координация, мотивация, контроль) в деятельности дошкольного образовательного учреждения, что предоставляет возможность обеспечения эффективной организации управленческой деятельности менеджера.

Выделяют следующие сферы менеджмента в деятельности дошкольной образовательной организации:

- педагогический менеджмент (ориентация персонала на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса);

- финансовый менеджмент (финансовое оздоровление образовательного учреждения);

- кадровый менеджмент (создание условий для творческого саморазвития коллектива);

- инновационный менеджмент (создание и внедрение новых технологий в образовательном учреждении);

- производственный менеджмент (поиск и реализация новых форм самостоятельной деятельности учреждения);

- стратегический менеджмент (своевременное определение важных проблем организации);

- информационный менеджмент (своевременная ориентация на внедрение передовых технологий);

- документационный менеджмент (документационное обеспечение управления образовательным учреждением).

Особенностями системы управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения в условиях рыночной экономики являются:

• изменчивость протекающих процессов с наличием «человеческого фактора» (кадровый менеджмент);

• постоянная необходимость введения новых элементов в систему управления (инновационный менеджмент);

• всесторонность представлений о состоянии системы дошкольного образовательного учреждения (информационный менеджмент);

• оптимальность образовательного процесса (педагогический менеджмент),

• технологичность (производственный менеджмент);

прогностичность, отражающая процесс перспективного развития организации (стратегический менеджмент).

Модель управления развитием системы дошкольного образования построена на основе программно-целевого подхода для построения механизма горизонтальной координации и реализации стратегических задач развития системы дошкольного образования на муниципальном уровне. Стратегический характер модели способствует модернизации муниципальной программы развития, предполагающей совершенствование организационной структуры.

Изменения в структуре системы дошкольного образования создают перспективные возможности повышения инновационной активности системы, профессионального роста управленческого персонала и качества дошкольного образования.

Изучение и анализ соответствующей литературы, обобщение практики управления образовательным учреждением позволяют выделить следующие положения, раскрывающие сущность менеджмента в дошкольном учреждении:

1. Классические теории управления раскрывают методологические основы организации педагогического менеджмента, который представляет собой управляющую систему принципов, методов, организационных форм и технологических приемов, которые направлены на совершенствование воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

2. Менеджмент – это научно-творческая деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного функционирования организации; это вид деятельности по управлению кадрами, умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения специалистов.

3. В условиях открытой рыночной экономики, когда внешняя среда сложна и динамична, универсальной методологией менеджмента являются системный и ситуационный подходы к управлению образовательным учреждением.

4. Дошкольное образовательное учреждение является сложной трехуровневой системой, которую составляют люди, идеи, процессы, материальные предметы. Основным предназначением дошкольного образовательного учреждения как системы является воспитание и развитие ребенка.

5. Системное видение объекта управления способствует переориентации руководителя со стратегии локального воздействия на стратегию системного управления, которая предполагает объединение разрозненных действий в единую систему управленческой деятельности.

6. Модель управления развитием системы дошкольного образования на муниципальном уровне исходит из единого информационного пространства, единых требований к качеству дошкольного образования, оптимизации образовательной сети, введения новых форм финансирования, обеспечения устойчивого функционирования системы дошкольного образования.

7. Основные направления в совершенствовании управления состоят в обеспечении эффективности системы дошкольного образования, общедоступности дошкольных образовательных учреждений, повышения качества образовательных услуг.

Управленческую деятельность в ДОО можно рассматривать на различных иерархических уровнях:

·        управленческая деятельность администрации и

·        управленческая деятельность педагогов (воспитателей и специалистов).

При этом управленческая деятельность администрации имеет организаторский характер, связанный с нормативно-правовым аспектом, с распределением функциональных обязанностей, разработкой стратегических идей по развитию дошкольного учреждения и т.д. Управленческая деятельность педагогов в ДОУ направлена на воспитание и развитие детей.

Управленческая деятельность административного аппарата, в частности заведующего ДОУ, методиста, отражена в различных психолого-педагогических исследованиях (В.Г. Алямовская, В.А. Андреева, К.Ю. Белая, А.К. Бондаренко, А.И. Васильева, Л.М. Денякина, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк О.С. Саметис, Р.Я. Спружа и др.) и в работах, посвященных проблемам управления школой (В.И. Безруков, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, B.C. Пикельная, М.Л. Портнов, М.М. Поташник, В.А. Сластении, Т.Н. Шамова и др.).

Однако имеющиеся традиционные (в понимании управления) направления чаще всего сводятся к перечислению того, что должен делать руководитель и какими качествами он должен обладать. Такое понимание управления ошибки не содержит, но лишает его категориального содержания. Делается недостаточный акцент на раскрытие этого понятия через социально-педагогический подход. Управление рассматривается как деятельность по организации педагогического процесса в ДОУ.

Рассматривая взаимосвязь управленческой деятельности администрации и управленческой деятельности педагогов, следует подчеркнуть, что управление предполагает преемственный и взаимообусловленный характер, оно создает условия соответственно и для развития педагогического коллектива, и для развития воспитанников и их родителей. Следовательно, основные направления управленческой деятельности в условиях современного дошкольного учреждения должны иметь инвариантный характер для всех субъектов образовательного процесса: педагогического коллектива, родителей и их детей.

Целостную картину управления педагогическим процессом в ДОО можно представить только с учетом влияния внешних и внутренних факторов, производственных и педагогических задач, развития и воспитания в их единстве и взаимосвязи.



[1] Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2011, с. 219.