2.1. Организация менеджмента в
дошкольной образовательной организации
Проблема управления
дошкольной образовательной организацией является одной из самых давних и
сложных в педагогической теории и практике.
В последние десятилетия,
особенно с введением нового ФГОСа системы дошкольного образования произошли
коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы воспитания, развития
ребенка и управления образовательным процессом.
Системообразующим
фактором педагогической системы является управление
как своевременное выявление
возникающих противоречий и целесообразно адекватное их разрешение.
Современный процесс
управления в системе образования понимается как педагогический менеджмент, т.е.
совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов
управления образовательной организацией.
Рассматривая
организацию как объект управленческой деятельности, мы исходим из следующего:
1. Организация – это
система, характеризующаяся своими основными элементами, функциями, структурой,
иерархичностью и целостностью.
2. Организация – это
система, активно взаимодействующая с внешней средой, окружением.
3. Организация – это
открытая система, которая образовывается людьми, определяющими ее цели и
осуществляющими действия для их достижения.
Жизнедеятельность
организации состоит из трех основополагающих процессов:
- получение ресурсов из
внешнего окружения;
- изготовление
продукта;
- передача продукта во
внешнюю среду.
Все эти три процесса
являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов
прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в
поддержании баланса между этими процессами принадлежит менеджменту.
Менеджмент представляет
собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы,
связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей
средой[1].
Проблема менеджмента в
условиях рыночной экономики актуальна для самых разных сфер современной жизни.
Основными факторами, определяющими направления функционирования дошкольного
образовательного учреждения сегодня, являются общественно-экономические
преобразования в стране, формирование рынка образовательных услуг и интеллектуального
труда.
Менеджмент как процесс
управления организацией применяется во всех сферах деятельности дошкольного
образовательного учреждения, являющегося искусственной социально-педагогический
системой.
Обращаясь к трудам
ведущих педагогов, психологов, к находкам педагогов-практиков, мы находим ряд
циклов менеджмента (планирование, организация, координация, мотивация, контроль)
в деятельности дошкольного образовательного учреждения, что предоставляет
возможность обеспечения эффективной организации управленческой деятельности
менеджера.
Выделяют следующие сферы
менеджмента в деятельности дошкольной образовательной организации:
- педагогический менеджмент (ориентация персонала на повышение
эффективности учебно-воспитательного процесса);
- финансовый менеджмент (финансовое оздоровление образовательного
учреждения);
- кадровый менеджмент
(создание условий для творческого саморазвития коллектива);
- инновационный менеджмент (создание и внедрение новых технологий в
образовательном учреждении);
- производственный менеджмент (поиск и реализация новых форм
самостоятельной деятельности учреждения);
- стратегический менеджмент (своевременное определение важных проблем
организации);
- информационный менеджмент (своевременная ориентация на внедрение передовых
технологий);
- документационный менеджмент (документационное обеспечение
управления образовательным учреждением).
Особенностями системы
управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения в условиях
рыночной экономики являются:
• изменчивость
протекающих процессов с наличием «человеческого фактора» (кадровый менеджмент);
• постоянная
необходимость введения новых элементов в систему управления (инновационный
менеджмент);
• всесторонность
представлений о состоянии системы дошкольного образовательного учреждения
(информационный менеджмент);
• оптимальность
образовательного процесса (педагогический менеджмент),
• технологичность
(производственный менеджмент);
• прогностичность,
отражающая процесс перспективного развития организации
(стратегический менеджмент).
Модель управления
развитием системы дошкольного образования построена на основе
программно-целевого подхода для построения механизма горизонтальной координации
и реализации стратегических задач развития системы дошкольного образования на
муниципальном уровне. Стратегический характер модели способствует модернизации
муниципальной программы развития, предполагающей совершенствование
организационной структуры.
Изменения в структуре
системы дошкольного образования создают перспективные возможности повышения
инновационной активности системы, профессионального роста управленческого
персонала и качества дошкольного образования.
Изучение и анализ
соответствующей литературы, обобщение практики управления образовательным
учреждением позволяют выделить следующие положения, раскрывающие сущность
менеджмента в дошкольном учреждении:
1. Классические теории
управления раскрывают методологические основы организации педагогического
менеджмента, который представляет собой управляющую систему принципов, методов,
организационных форм и технологических приемов, которые направлены на
совершенствование воспитательного процесса в дошкольном образовательном
учреждении.
2. Менеджмент – это научно-творческая деятельность по мобилизации
интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного
функционирования организации; это вид деятельности по управлению кадрами,
умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы
поведения специалистов.
3. В условиях открытой
рыночной экономики, когда внешняя среда сложна и динамична, универсальной
методологией менеджмента являются системный и ситуационный подходы к управлению
образовательным учреждением.
4. Дошкольное
образовательное учреждение является сложной трехуровневой системой, которую
составляют люди, идеи, процессы, материальные предметы. Основным
предназначением дошкольного образовательного учреждения как системы является
воспитание и развитие ребенка.
5. Системное видение
объекта управления способствует переориентации руководителя со стратегии
локального воздействия на стратегию системного управления, которая предполагает
объединение разрозненных действий в единую систему управленческой деятельности.
6. Модель управления
развитием системы дошкольного образования на муниципальном уровне исходит из
единого информационного пространства, единых требований к качеству дошкольного
образования, оптимизации образовательной сети, введения новых форм
финансирования, обеспечения устойчивого функционирования системы дошкольного
образования.
7. Основные направления
в совершенствовании управления состоят в обеспечении эффективности системы
дошкольного образования, общедоступности дошкольных образовательных учреждений,
повышения качества образовательных услуг.
Управленческую
деятельность в ДОО можно рассматривать на различных иерархических уровнях:
·
управленческая деятельность
администрации и
·
управленческая деятельность педагогов
(воспитателей и специалистов).
При
этом управленческая деятельность администрации имеет организаторский характер,
связанный с нормативно-правовым аспектом, с распределением функциональных
обязанностей, разработкой стратегических идей по развитию дошкольного
учреждения и т.д. Управленческая деятельность педагогов в ДОУ направлена на
воспитание и развитие детей.
Управленческая
деятельность административного аппарата, в частности заведующего ДОУ,
методиста, отражена в различных психолого-педагогических исследованиях (В.Г. Алямовская, В.А. Андреева, К.Ю. Белая, А.К. Бондаренко,
А.И. Васильева, Л.М. Денякина, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк О.С. Саметис, Р.Я. Спружа и др.) и в работах, посвященных проблемам управления
школой (В.И. Безруков, В.И. Загвязинский, Ю.А.
Конаржевский, М.И. Кондаков, B.C. Пикельная, М.Л. Портнов, М.М.
Поташник, В.А. Сластении, Т.Н. Шамова и др.).
Однако имеющиеся
традиционные (в понимании управления) направления чаще всего сводятся к
перечислению того, что должен делать руководитель и какими качествами он должен
обладать. Такое понимание управления ошибки не содержит, но лишает его
категориального содержания. Делается недостаточный акцент на раскрытие этого
понятия через социально-педагогический подход. Управление рассматривается как
деятельность по организации педагогического процесса в ДОУ.
Рассматривая
взаимосвязь управленческой деятельности администрации и управленческой
деятельности педагогов, следует подчеркнуть, что управление предполагает
преемственный и взаимообусловленный характер, оно создает условия
соответственно и для развития педагогического коллектива, и для развития
воспитанников и их родителей. Следовательно, основные направления
управленческой деятельности в условиях современного дошкольного учреждения
должны иметь инвариантный характер для всех субъектов образовательного
процесса: педагогического коллектива, родителей и их детей.
Целостную картину
управления педагогическим процессом в ДОО можно представить только с учетом
влияния внешних и внутренних факторов, производственных и педагогических задач,
развития и воспитания в их единстве и взаимосвязи.