3.1.
Информационное обеспечение системы управления персоналом
Основные функции
процесса управления персоналом, выполняемые на различных иерархических уровнях
системы управления организацией, сводятся к выработке и обоснованию
управленческих решений, контролю за их выполнением.
Поэтому управление
персоналом представляет собой информационный процесс, включающий получение,
анализ и обработку, хранение, использование, наращивание информации.
Информационное
обеспечение службы управления персоналом – это совокупность
реализованных решений, касающихся объема, размещения и форм организации
информации, обращающейся в службе управления персоналом при ее функционировании.
Оно включает в себя:
- оперативную информацию,
- нормативно-справочную
информацию,
- классификаторы технико-экономической
информации,
- системы документации
унифицированные и специальные.
При проектировании и
разработке информационного обеспечения системы управления наиболее актуальным
является установление состава и структуры информации, необходимой для
достижения целей подразделения и выработки управленческих решений.
Для этого информация
должна быть:
- комплексной – отражать все стороны деятельности службы (социально-психологическую,
организационную, техническую и экономическую);
- оперативной – получение информации должно протекать одновременно с
процессом, происходящим в системе, соответствовать возникающим потребностям в
точных сведениях;
- систематичной – непрерывное поступление информации;
- достоверной – информация должна
соответствовать фактически происходящим процессам и основываться на проведенных
замерах или расчетах, анализе.
Знания
(Knowledge)
– это необходимая людям информация, используемая ими по определенным правилам и
в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимания,
одобрения, игнорирования, согласия, отрицания и проч.) людей к этой информации.
Корпоративные знания
можно ориентировочно разделить на несколько категорий:
- знание бизнес-процессов компании. В эту категорию можно отнести не
только производственно-технологическую информацию, но и соответствующую
сопроводительную, справочную, финансовую, юридическую документацию, навыки и
опыт персонала;
- знание корпоративной культуры. Здесь подразумеваются корпоративные
стандарты взаимодействия персонала с клиентами компании в различных ситуациях
(правила, процедуры), а также на принципах межличностных коммуникаций между
сотрудниками. Кроме того, всегда существуют неписаные правила, незнание которых
может сильно мешать успешному старту новичков компании;
- знания о внешней среде компании. В эту категорию входят сведения о
состоянии дел в сегментах рынка, на которых присутствует компания в данный
момент, ситуации в перспективных рыночных нишах, а также в сегментах рынка,
которые могут косвенно повлиять на бизнес компании. Кроме того это знания о
конкурентах и их действиях, особенностях их клиентов, законодательной среде,
политических изменениях в различных регионах мира, которые постоянно влияют на
специфику ведения бизнеса;
- навыки применения информационных технологий. Сведения об
информационных технологиях, необходимых сотруднику для получения новых для себя
знаний;
- личные знания сотрудников. Такие знания содержат
не только ряд компетенций, на основании которых сотрудник занимает
соответствующую должность и использует непосредственно в своей работе, но и
информацию, которую сотрудник не обязан применять лично, но которая может прямо
или косвенно помочь коллегам в выполнении их непосредственных задач.
Конечно, корпоративные
знания – это большой и сложный комплекс информации, включающий немало факторов
его проявления, которые тесно переплетаются между собой. Тем не менее,
возможности управления знанием существуют. В общем, управление знаниями, или knowledge management, можно
определить как создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными
активами) компании.
Управление
знаниями (Knowledge Management) – это процесс создания условий для выявления, сохранения и эффективного использования
информации в сообществе. Управление знаниями предоставляет много возможностей
для реального повышения эффективности деятельности организации. В настоящий
момент оно является одним из самых перспективных и бурно развивающихся
направлений менеджмента как науки и практики.
Историческими причинами
возникновения научного направления управления знаниями, на наш взгляд,
являются:
- глобализация и
обострение конкуренции, побуждающие корпорации искать конкурентные
преимущества;
- быстрое развитие и
внедрение информационных технологий;
- повышение общего
технологического уровня производства.
Процесс управления
корпоративными знаниями должен включать следующие этапы:
1. Аудит имеющегося
уровня управления знаниями.
2. Разработка схем и
форм обмена знаниями между сотрудниками в процессе межличностных коммуникаций.
3. Постоянное
применение разнообразных форм обучения персонала для приобретения новых знаний.
4. Внедрение
специальных информационных технологий для управления знаниями.
5. Разработка системы
мотиваций приобретения знаний и обмена ими.
6. Организационные
изменения в компании.
Важнейшей задачей
руководства компаний в настоящее время является построение баз знаний.
Поскольку знания компании распределены среди ее сотрудников, то база знаний
компании должна представлять собой сумму баз знаний каждого сотрудника,
объединенных в единую сеть.
Результатом
внедрения системы управления корпоративными знаниями должно стать повышение скорости и качества бизнес-решений, увеличение
объема ценных знаний, которые сохраняются в компании, несмотря на различные
миграции персонала.
В современном обществе
невозможно эффективное использование знаний без соответствующего
информационно-технического обеспечения. Информационные технологии необходимы
для накопления знаний компании, которые можно структурировать, формализовать,
каталогизировать, тиражировать.
Выделим основные требования
к комплексу технических средств службы управления
персоналом:
1. Программная,
информационная, техническая совместимость входящих в него средств.
2. Адаптивность к
условиям функционирования службы управления персоналом.
3. Возможности расширения
с целью подключения новых технических средств и пользователей.
При выборе оборудования
необходимо учитывать:
1. Назначение и состав
комплектов оборудования.
2. Производительность
оборудования.
3. Надежность и
безотказность работы.
4. Совместимость работы
оборудования различных типов, в т.ч. персональных компьютеров.
5. Стоимость
оборудования.
6. Состав и численность
обслуживающего персонала.
7. Площадь, требуемая
для размещения оборудования.
В идеале
автоматизированная программа управления персоналом должна решать следующие
задачи:
- аттестация персонала,
включая методики тестирования с полной психодиагностикой;
- хранение
профессиональной истории каждого сотрудника, многовариантный подбор кандидатов
на вакантные места;
- ранжированное
формирование кадрового резерва, оценка управленческого потенциала сотрудников;
- систематическое
кадровое планирование с возможностью перераспределения ресурсов, что позволяет
избежать дополнительного набора сотрудников;
- выявление с помощью
информационных систем негативных тенденций в компании;
- оценка затрат на
обучение, развитие персонала;
- диагностика
мотивации, разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности
сотрудников;
- создание современных
систем подбора и отбора персонала;
- оптимизация расстановки
кадров;
- проектирование новой
штатной структуры компании;
- анализ количественных
и качественных параметров персонала компании.