3.5.
Оценка и отбор персонала
Отбор кандидатов на
вакантную должность производится из числа претендентов на данную должность с
помощью оценки деловых качеств кандидатов.
Под оценкой можно понимать деятельность
уполномоченных на ее осуществление лиц (представителей администрации,
коллектива, служб персонала, специализированных внешних организаций) по
определению степени пригодности того или иного человека к выполнению
возложенных на него обязанностей, достигнутых успехов, степени выраженности
необходимых для работы качеств.
Оценка
деловых качеств работников – это целенаправленный процесс
установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей,
мотиваций, свойств) требованиям должности или рабочего места. Система оценки
персонала призвана повысить эффективность деятельности всех сотрудников.
Процесс оценки помогает выявить как индивидуальные проблемы работника, так и
общие, характерные для всего коллектива. С одной стороны, он помогает собрать
необходимую информацию для планирования и организации обучения работников, а с
другой – повысить их мотивацию, скорректировать производственное поведение
сотрудников и получить основания для их материального поощрения.
Деловая оценка является
важнейшим этапом процесса отбора и развития персонала. Выделяют два основных
уровня оценки.
1. Оценка деловых
качеств кандидатов на вакантные должности.
2. Текущая оценка
деловых качеств персонала.
Прием на работу требует
оценки личных качеств работника, как это было показано выше, аттестация
персонала – оценки результатов труда, и для этого необходимы другие
методические приемы оценки.
Оценка деловых качеств
работников позволяет решать следующие задачи:
1. Выбор места в
организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого
работника.
2. Разработка программы
развития данного работника.
3. Определение степени
соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее размера.
4. Определение способов
внешней мотивации работника.
5. Удовлетворение
потребности работника в оценке собственного труда.
Процесс подготовки и
осуществления деловой оценки должен быть технически и организационно
проработан. Этот процесс предполагает обязательное выполнение следующих мероприятий:
1. Разработка методики
оценки персонала непосредственно для данной организации.
2. Создание оценочной
комиссии с участием руководителя оцениваемого работника, специалистов разных
иерархических уровней, специалистов службы управления персоналом либо
специализированных оценочных центров.
3. Определение времени
и места проведения деловой оценки.
4. Установление
процедуры, формы подведения итогов оценивания.
5. Документационное,
информационное и техническое обеспечение процесса деловой оценки (создание
полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, программного
обеспечения и так далее).
6. Консультирование
оценщиков со стороны разработчика методики, специалиста по применению методики.
Выделяют несколько этапов
деловой оценки персонала:
1. Сбор предварительной
информации по необобщенной оценке работника со стороны оценщика.
2. Обобщение полученной
информации.
3. Подготовка
руководителя (линейного) к оценочной беседе с подчиненным, оцениваемым
работником.
4. Проведение оценочной
беседы и подведение ее результатов.
5. Формирование
руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его
представление в экспертную комиссию.
6. Принятие решений
экспертной комиссией по существу предложений, содержащихся в экспертных
заключениях.
В процессе оценки
необходимо использовать перечень критериев и показателей, позволяющих оценить
степень соответствия характеристик претендента предъявляемым к должности
требованиям, установленным работодателем.
По содержанию
используемые в практической деятельности по оценке работников критерии можно
разделить на следующие группы:
1. Общественно-гражданская зрелость (качества - умение прислушиваться
к критике, быть самокритичным; подчинять личные интересы общественным;
политическая грамотность; участие в общественной деятельности и прочее).
2. Отношение к труду (ответственность; внимательность; аккуратность;
работоспособность; желание и способности к обучению; трудолюбие).
3. Уровень знаний и опыт работы (наличие соответствующей квалификации;
знание производства; стаж работы в данной организации).
4. Организаторские способности (умение организовывать свой труд,
умение проводить совещания, планерки; правильная самооценка своих
возможностей).
5. Умение работать с людьми (умение работать в коллективе, с
подчиненными, с руководством; умение создать коллектив; умение подобрать и
воспитать кадры; понимание интересов работников).
6. Умение работать с документами и информацией (умение четко и ясно
формулировать цели и задачи; умение формулировать деловые письма и записки;
знание техники; умение читать документы).
7. Умение своевременно принимать и реализовывать решения (способность
обеспечить контроль за исполнением решений; умение
распутывать конфликтные ситуации; ориентироваться в ситуации; самообладание).
8. Способность увидеть и поддержать новое, передовое, современное
(умение различить скептиков, пассивных, консерваторов и новаторов, энтузиастов;
смелость, настойчивость и решительность в поддержании нового; умение
рисковать).
9. Морально-этические черты характера
(добросовестность; принципиальность; уравновешенность; обаятельность; простота
и скромность; опрятность; вежливость; порядочность).
Для того чтобы критерии
действительно работали, они должны быть достижимыми, выполнимыми,
реалистичными, существенными для данного рабочего места.
В последнее время в
компаниях важное значение приобретает оценка
деятельности руководителей. При оценке руководителей необходимо разработать
критерии оценки деятельности руководителя, которые будут учитывать специфику
этой работы. Тут можно выделить следующие значимые параметры: лидерство,
принятие решений, взаимодействие с подчиненными.
Показатели
осуществления трудовой деятельности делятся на факторы достижения результатов
труда – осуществления своих управленческих функций к выполняемой работе и организации
своего труда – и показатели непосредственно профессионального поведения: они
охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм,
организованность и самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к
принятию дополнительной ответственности.
Оценка личностных
качеств возможна при длительном наблюдении за сотрудником. Определенное
свойство одного человека может рассматриваться как потенциал достижения им
высокого результата, а для другого – не может им являться. Поэтому необходимо
выделить какой-то блок наиболее важных личностных качеств, оцениваемых в первую
очередь. И определиться с технологиями их оценки. В качестве важных для
работника личностных качеств традиционно называют
интеллект, активность, лидерские качества (для руководителей), уживчивость.
Нисколько не умаляя важности этих качеств, хотелось бы заметить, что в плане
принятия решения все они вторичны по отношению к группе из трех характеристик:
управляемость, обучаемость, адекватность.
Рассмотрим основные методы
оценки деловых качеств работников.
Полагаем, что методы
оценки деловых качеств работников можно разделить на две группы:
- методы, в основе
которых лежит формализованный (стандартизированный) подход: анкетирование,
тестирование и прочие;
- методы, основанные на
неформализованном (личностно ориентированном) подходе: собеседование, групповая
дискуссия и другие.
Основными методами
оценки деловых качеств потенциальных работников являются анкетирование,
интервью, соционическое типирование,
тестирование, аттестация, игротехнический способ,
способ ситуационного моделирования, метод ассессмент-центра,
нетрадиционные методы.
Отбор
персонала является второй ступенью набора (первая -
привлечение). Он представляет собой процесс рационального выбора на основе изучения
и оценки профессиональных и личностных качеств претендентов,
тех из них, кто наилучшим образом отвечает ее требованиям и пригодности для
выполнения обязанностей на определенном рабочем месте.
Кроме того, целями
отбора являются:
- наем работников, имеющих
свежие идеи;
- привлечение людей для
перспективной работы;
- увольнение.
Как и привлечение,
отбор персонала должен быть обеспечен:
- методически
(предварительно сформулированы принципы, критерии, методы);
- организационно
(комплексом соответствующих мероприятий);
- кадрово
(необходимыми специалистами);
- материально
(например, соответствующими компьютерными программами).
Принципы отбора
персонала:
- ориентация на
сильные, а не на слабые стороны людей;
- поиск не идеальных
кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее перспективных и
подходящих для данной должности;
- отказ в приеме новых
работников независимо от квалификации и личных качеств, если потребность в них
отсутствует;
-
обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендентов (образования,
стажа, опыта, а в ряде случаев - пола, возраста, здоровья, психологического
состояния) требованиям должности;
- привлечение наиболее
квалифицированных кадров (хороший специалист, сколько бы ему ни платили, всегда
обходится дешевле, чем плохой), но не более высокой квалификации, чем
требуется;
- превышение ожидаемого
эффекта над затратами;
- сохранение
благоприятного психологического климата;
- удовлетворение
ожиданий принятых на работу сотрудников.
К числу основных
способов замещения должности можно отнести конкурс, избрание, выбор, выборы.
Конкурс
– это определение из числа кандидатов на замещение должности наиболее
соответствующего требованиям должности. Конкурс предполагает: обязательное
наличие не менее двух претендентов, органа, призванного оценивать
характеристики кандидатов, критерии оценки претендентов, процедуры проведения
конкурса.
Избрание
на должность – это определение из числа кандидатов
на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом.
Выбор
на должность – это определение из числа претендентов
на замещение должности одного соответствующим органом или должностным лицом.
Выборы
на должность – это определение из числа претендентов
на должность одного путем голосования членами коллектива, выборщиками,
избирателями.
Для проверки
профессиональных качеств работника устанавливается испытательный срок.
В соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации испытание при приеме на работу не
устанавливается для:
- лиц, поступающих на
работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в
порядке, установленном законом;
- беременных женщин;
- лиц, не достигших
возраста восемнадцати лет;
- лиц, окончивших
образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального
образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности;
- лиц, избранных на
выборную должность на оплачиваемую работу;
- лиц, приглашенных на
работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между
работодателями;
- в иных случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным
договором.
Далее положение об
испытательном сроке в обязательном порядке включается в текст
трудового договора. По общему правилу, предусмотренному законодателем
(ст. 70 Трудового кодекса РФ), этот период не должен превышать трех месяцев.