3.7. Модели компетенций в дошкольной образовательной
организации
В настоящее время одним
из способов определения требований к персоналу, к уровню развития разных сторон
личности работников, является разработка системы компетенций.
Термин «компетенции»
согласуется с используемыми ранее понятиями, такими, как профессионально-важные
качества; профессиональные требования; профессионально-значимые знания, умения
и навыки. Вместе с этим, современная трактовка понятия расширяет его
содержание, что определяет популярность и постепенное внедрение в практику деятельности
организаций компетентностного подхода.
Компетенция предполагает не
просто усвоение специалистом более или менее стандартного набора знаний, умений
и навыков, обеспечивающее функциональное соответствие между требованиями
рабочего места и целями образования (и самообразования), но развитие в человеке
способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых производственных
ситуаций, с четким прогнозом последствий своей деятельности и ответственности
за нее.
Переориентация образовательной
парадигмы на компетентностный подход возникла в
России ещё до Болонских соглашений и, по-видимому, носит объективный характер –
характер вызова, который социальные и экономические изменения бросают системе
образования. Так Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся
к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года (к которой
Россия присоединилась в 2000 году) сформулировала концепцию международного
признания результатов образования и выдвинула требование к академическому
сообществу выработать конвертируемые общепонятные критерии такого признания. И
эта новая методология получила название компетентностного
подхода.
Компетентностный подход в России имеет свою, «доболонскую» историю. Именно российский опыт способен существенно
обогатить практику Болонских реформ, поскольку напрямую связан с идеей всесторонней
подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста,
профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, являясь
гуманитарным по сути своей. Целью гуманитарного образования является, как
известно, не просто передача будущему специалисту совокупности знаний, умений и
навыков в определённой сфере, но, прежде всего таких знаний, которые бы были соориентированы
на гармоничное развитие человеческого в человеке, формирование гуманистических
ценностей. Всё это составляет специфику отечественного понимания компетентностного подхода.
Компетентностный
подход позволяет увязать в единое целое управление человеческими ресурсами: при
подборе персонала, планировании карьеры, оценке исполнения и развитии в
грядущие годы.
Л.М.Спенсер и
С.М.Спенсер дают в своих работах наиболее полное определение компетенции
работника. По их мнению, «компетенция – базовое качество индивидуума, имеющее
причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на
основе критериев исполнения в работе или в других социальных ситуациях» [1].
Базовое
качество означает, что компетенция является глубокой и
устойчивой характеристикой личности, которая предопределяет поведение человека в
различных ситуациях и при решении многих профессиональных задач.
Причинное
отношение означает, что компетенция предопределяет или
вызывает определенно ответственное поведение и исполнение специалистом своих
профессиональных функций.
На
основе критериев — значит, что компетенция позволяет
специалисту на основе четких диагностических признаков, индикаторов своего
труда прогнозировать и оценивать степень качества (хорошее или плохое) осуществляемой
им деятельности.
В модель компетенций
закладывается не наибольшее количество знаний, умений, навыков, личностных
качеств и мотиваций, а лишь те базовые (необходимые и достаточные) свойства, которые определяют успешность человека в
деятельности.
Л.М. и С.М.Спенсеры
предложили наиболее полную классификацию компетенций, включив в нее пять типов базовых качеств:
1. Мотивы. То, о чем человек
думает или чего хочет постоянно и что вызывает действие. Мотивы «нацеливают,
направляют и выбирают» поведение на определенные действия или цели и уводят в
сторону от остальных, незначимых для профессионального труда.
2. Психофизиологические особенности
(или свойства). Физические характеристики субъекта и его соответствующие
эмоционально-моторные реакции на ситуации или информацию.
3. Я-концепция. Установки, ценности или образ-Я человека.
4. Знание. Информация,
которой обладает человек в определенных содержательно профессиональных
областях.
5. Навык. Способность успешно
выполнять определенную физическую или умственную задачу[2].
Н.В. Самоукина приводит определение компетенции, адаптированное
к особенностям отечественного опыта, которое объясняет компетенции как ценности
и личностные качества, а также профессиональные знания и навыки, необходимые
сотруднику для успешного выполнения своих должностных обязанностей. Адаптируя
результаты исследований Спенсеров к российским условиям и менталитету, автор
приводит перечень групп компетенций, которые используются в отечественной
практике:
- корпоративные
компетенции;
- менеджерские
компетенции;
- профессиональные
компетенции;
- компетенции личной
эффективности [3].
Содержание компетенций
представляется интересным с точки зрения соотнесения его с выделенными
направлениями профессионального развития личности сотрудников дошкольных
образовательных учреждений.
Для разных категорий
сотрудников в образовательном учреждении разрабатывается своя система компетенций.
В наборе компетенций для руководителей мы находим представленность
всех четырех групп компетенций. Для сотрудников дошкольного образовательного
учреждения набор компетенций включает корпоративные,
профессиональные, компетенции личной эффективности (Приложение №3).
Как видим, в содержании
компетенций, представленных в самом общем виде, можно проследить отражение
требований к уровню развития сторон личности сотрудников, которые взяты за основу
рассмотрения профессиональных компетенций специалиста ДОО (направленность,
компетентность, гибкость).
Можно также отметить,
что в данном подходе к определению компетенций отражаются идеи о необходимости
дифференцированного подхода к развитию сотрудников в соответствии с решаемыми
ими задачами и местом в организационной иерархии и четко определяется влияние
на содержание компетенций особенностей культурной среды дошкольной
образовательной организации. Корпоративное образование находится в неразрывной
связи с особенностями культурной среды организации, основой которой выступает
организационная культура, что позволяет провести параллели между особенностями
типа организационной культуры и содержанием профессионального развития
сотрудников.
Детерминирующая роль
компетенций по отношению к развитию личности сотрудников определяется тем,
насколько они способствуют преобразованию
противоречий между наличным уровнем развития разных сфер личности работника
и ожидаемого от него профессионального мастерства.
[1] Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции at work. Модели максимальной
эффективности работы. – М.: HIPPO, 2005.
[2] Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции at work. Модели максимальной
эффективности работы. – М.: HIPPO, 2005.
[3] Самоукина Н.В. Настольная
книга директора по персоналу. – М.: Эксмо, 2009.