4.4.
Систематизация документов внутри организации
Составление
номенклатуры дел
Систематизация дел в организации – важнейшая составная часть
делопроизводства, в которой основная роль отведена номенклатуре дел.
Организация текущего и архивного хранения невозможна без номенклатуры дел предприятия.
Номенклатура дел – систематизированный
перечень заголовков дел, заводимых в организации с указанием сроков их
хранения, оформленный в установленном порядке.
В соответствии с ГСДОУ различают три вида номенклатуры дел:
типовую, примерную и собственно номенклатуру дел предприятия.
Типовая номенклатура дел составляется для
однородных по характеру деятельности и структуре предприятий. Она
устанавливает типовой состав дел с единой системой индексации в отрасли и
является нормативным документом.
Примерная номенклатура
дел
устанавливает примерный состав дел для предприятий, однородных по характеру
деятельности, но разных по структуре, с указанием их индекса и носит
рекомендательный характер.
Посредством номенклатуры дел
предприятия обеспечиваются:
- распределение документов между делами;
- систематизация дел;
- определение сроков хранения дел и документов в составе
соответствующих дел;
- поиск дел и документов в составе соответствующих дел.
Кроме того, на основе номенклатуры дел осуществляется построение
информационно-поисковой системы (далее - ИПС) по документам предприятия, а также составление описей дел постоянного и
временного (свыше 10 лет) хранения и учет дел временного (до 10 лет включительно)
хранения.
Оформление номенклатуры дел предприятия осуществляется на
основании номенклатур дел структурных подразделений, в которых, помимо службы
ДОУ, осуществляется работа с документами.
Проект номенклатуры дел структурного подразделения составляется ответственным за ведение делопроизводства. Проект
согласовывается и подписывается руководителем данного структурного подразделения
и представляется в службу ДОУ не позднее, чем за месяц до начала следующего
календарного года.
Названия разделов должны располагаться в номенклатуре дел
предприятия в соответствии с его фактической организационной структурой. В свою
очередь, содержание каждого раздела номенклатуры образуют заголовки дел,
включенных в номенклатуры соответствующих структурных подразделений предприятия.
Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов
номенклатуры дел предприятия определяется степенью важности документов. При
этом в начале номенклатуры, как правило, располагаются заголовки дел, содержащих
организационно - распорядительную документацию предприятия.
Графы номенклатуры дел: первая – индекс дела,
вторая – заголовок дела (тома), третья – количество дел (томов), четвертая –
срок хранения дела (тома) и статьи по перечню, пятая – примечание.
Номенклатура дел организации подлежит ежегодному уточнению. В
случае существенных структурных или функциональных изменений на предприятии
номенклатура дел подлежит (как правило, в течение месяца с момента выявления
таких изменений) пересоставлению и повторному
согласованию.
Номенклатура дел уточняется в конце каждого года, перепечатывается
и вновь утверждается руководителем организации. Уточненная Номенклатура дел
вводится в действие с 1 января следующего календарного года.
Оформление
и ведение дел
В соответствии с номенклатурой дела передаются на архивное
хранение.
Все документы по
срокам хранения делятся на три группы:
- с кратким (до трех лет) сроком хранения и подлежащие
уничтожению;
- со средним сроком хранения (до 10 лет);
- с длительным сроком хранения (свыше 10 лет).
Отбор документов на хранение и уничтожение производится по
результатам экспертизы их ценности Экспертной комиссией предприятия,
назначаемой приказом руководителя.
Формирование дел – группировка
исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел и систематизация
документов внутри дела.
Общие требования к формированию дел (исполненные документы, одного
календарного года, раздельно с разными сроками хранения, по 250 л. в деле и
др.). Дело - совокупность документов, относящихся к одному вопросу или направлению
деятельности предприятия, помещенных в отдельную обложку. Кроме того, дело –
папка с документами, имеющая на лицевой стороне регистрационный номер,
название, указание на принадлежность, год начала комплектования и срок хранения
содержащихся в ней документов.
Оперативное хранение документов
Документы в организации группируются по срокам хранения: 3года, 5
лет, 10 лет, 25 лет, 75 лет, постоянного срока хранения. В зависимости от
сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел (Приложение №1).
Оформление дела – подготовка дела к
хранению в соответствии с установленными правилами. Комплекс работ по
подготовке дел в архив включает: подшивку, нумерацию листов, составление заверительной надписи, составление внутренней описи,
внесение уточнение в реквизиты обложки дела.
Подготовка документов к
передаче в архив включает:
- проведение экспертизы ценности документов;
- формирование и оформление дел;
- составление описей дел;
- составление актов о выделении документов и дел, не
представляющих практической или научно-исторической ценности, к уничтожению.
Экспертиза ценности заключается в ежегодном
отборе документов на архивное хранение или определение сроков их хранения на
основе установленных критериев отбора (сроков хранения). Для организации
экспертизы ценности документов на предприятии создается экспертная комиссия,
функционирующая в соответствии с положением, утверждаемым руководителем
предприятия.