Отходы и их переработка, перевозка,
утилизация справедливо считаются одной из важнейших проблем, стоящих перед
человечеством. Суточная норма накопления твердых бытовых отходов (ТБО) в
благоустроенных домах составляет 0,52 кг /чел/ /сут,
что при плотности 0,2 т/м3 составляет 0,96 м3/год/чел. Особую
тревогу вызвают токсичные и экологически опасные
отходы, являющиеся опасными веществами (см. раздел 8,1). По официальным данным
к 2010 г. их накоплено более 2 млрд
т, ежегодно к ним добавляется около 130 млн т.
В соответствии с принципом превентивности (предупреждения)) главное
внимание сегодня должно уделяться обеспечению безопасности переработки и
захоронения отходов, гарантирующих охрану здоровья населения на такой срок,
пока они не станут безопасными. В России ратифицирована Базельская
конвенция по контролю за перевозкой опасных отходов и
их удалением. Основным актом в нашей стране в данной сфере
является ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 г. Наряду с
ним действуют отдельные нормы (статьи) Водного, Земельного и Лесного кодексов,
Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О недрах», «О безопасном
обращении с пестицидами и агрохимикатами», О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» и др.
ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 г. содержит большое
количество норм о радиоактивных отходах, например, в ст. 3 определяется
понятие радиоактивных отходов, в ст. 5 – полномочия собственников отходов, в
ст. 22 – порядок государственного учета и контроля, в гл. Х (ст. 44 – 48) –
порядок обращения с радиоактивными отходами, в том числе их переработки и т. п.
Водный
кодекс РФ от 3.6.06 г. включает как отдельные нормы по вопросам обращения с
отходами в различных главах, так и гл. 2 «Охрана водных объектов», где,
например, запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов
производства и потребления, том числе выведенных из эксплуатации судов и иных
плавучих средств (п. 1 ст. 56); аналогичный запрет установлен в ст. 57 для
охраны болот, а в ст. 58 – ледников и снежников, подробно регламентируется
охрана подземных водных объектов в ст. 51, в ст. 44 определен порядок
использования водных объектов для сброса сточных и дренажных вод.
ФЗ
«О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 г. содержит ряд
норм, регулирующих порядок захоронения отходов на континентальном шельфе (ст.
1, 8, 34-38, 41). ФЗ «Об уничтожении химического оружия» от
2.05.97 г. в ст. 1 определяет понятие «объект по уничтожению химического
оружия», а в ст. 5 (ч. 2) указывает, что отходы, образующиеся в процессе
уничтожения химического оружия, являются объектами ограниченно оборотоспособными и могут передаваться Правительством РФ
организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения
указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке.
Преимущественным правом на использование отходов в указанных целях обладают
ОИВ субъектов РФ, на территории которых находятся объекты по хранению и
уничтожению химического оружия. Закон устанавливает правила надзора и
контроля, принципы обеспечения безопасности граждан и защиты ОС при проведении
мер по хранению, перевозке и уничтожению (в том числе утилизации) химического
оружия и другие нормы.
ФЗ
«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
от 19.06.97 г. в ст. 24 содержит важное правило: обеззараживание, утилизация,
уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к
применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары
из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с
Законодательством РФ. Методы уничтожения разрабатываются изготовителями
пестицидов и агрохимикатов по согласованию с органами
охраны окружающей среды и органами Санэпиднадзора.
Статья 18 «Производство пестицидов и агрохимикатов»
возлагает на изготовителя в числе прочих обязанность прекращать реализацию
пестицидов и агрохимикатов и осуществлять их
утилизацию в случаях, если безопасное их применение становиться невозможным
при выполнении рекомендаций о применении, транспортировке и хранении или при
соблюдении ограничений по их применению.
ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. в ст. 22
устанавливает требования к сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления.
Эта деятельность должна быть безопасной для здоровья людей и среды обитания.
Порядок, условия и способы ее осуществления определяются органами местного
самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. В местах
централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов
осуществляется радиационный контроль. В ст. 40 определяются особенности
деятельности по сбору, использованию и т. п. отходов. Статья 55 (ч. 3) наряду
с другими составами сформулировала состав нарушения требований к сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов
производства и потребления и установила за него административную
ответственность.
В
сфере обращения с отходами действуют, помимо федеральных законов, указы
Президента, постановления Правительства, а также многочисленные акты
министерств и ведомств, например постановление Правительства РФ от 1.07.96 г.
«О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных
отходов»; приказ МПР России от 2.12.02 г. № 786 «О федеральном
классификационном каталоге отходов».
Федеральная
целевая программа «Отходы» была принята постановлением Правительства РФ от
13.09.96 г. (шесть разделов и два приложения). В первом разделе описывается
содержание, дается обоснование необходимости ее решения. Второй раздел
объединяет цели, задачи, сроки и этапы реализации. Например, ее задачами являются:
создание системы управления обращения с отходами, реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию
отдельных видов отходов. В третьем разделе описывается система программных
мероприятий, а в четвертом – ресурсное обеспечение. Специальный – пятый –
раздел посвящен механизму реализации Программы и контролю за
ходом ее выполнения. Наконец, в шестом дана оценка ожидаемой эффективности,
экологических и социально-экономических последствий от реализации. Программа
закончилась, но многие задачи так и не были реализованы.
Таблица
2. Количество по классу
опасности
отходов России (в млн тонн)
Год |
Класс
опасности |
||||
1-
IV |
1 |
II |
III |
IV |
|
1996 |
82,6 |
0,3 |
1,9 |
5,1 |
75,3 |
1997 |
89,4 |
0,3 |
2,2 |
5,0 |
82,0 |
1998 |
107,1 |
0,3 |
2,3 |
11,4 |
93,1 |
1999 |
108,1 |
0,3 |
2,8 |
5,1 |
99,8 |
2000 |
127,5 |
0,4 |
1,9 |
9,1 |
116,1 |
2001 |
139,2 |
0,4 |
1,9 |
7,3 |
129,5 |
В
Государственном докладе о состоянии и об охране окружающей природной среды РФ в
2002 г. приводятся данные о динамике и объемах образования различных видов
токсичных отходов за шесть лет (табл. 2).
Средний
уровень использования токсичных отходов не ниже
III класса опасности не превышает 10-12%. В итоге около 90% таких
отходов поступает в ОС. Они являются фактором загрязнения, приводят к потерям
земельных площадей под складирование. В то же время эти отходы с ресурсной
ценностью (ртутьсодержащие, мышьякосодержащие,
древесные отходы, отходы углеобогащения, шламы и пыль металлообработки и др.).
Ежегодно
в стране образуется около 7 млрд
т отходов, из которых используется лишь 2 млрд т,
т. е. 28,6%. В результате на территории РФ к середине 1990-х гг. уже
накоплено более 80 млрд т только твердых отходов.
Под полигоны и свалки твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10
тыс. га земель (без учета несанкционированных свалок). В 1999 г. только в
городах и поселках городского типа России образовалось около 30 млн т твердых бытовых отходов, а
по прогнозам специалистов к 2010 г. ежегодное их накопление возрастет до 38 млн т. Велика доля опасных отходов: на начало 1997 г. на
предприятиях промышленности было накоплено 1 431,7 млн
т токсичных отходов, а на конец 2000 г. – уже 1,8 млрд т, из которых обезврежено около 15%.
Отходы,
не подлежащие, использованию и переработке, направляются на захоронение в 1112
мест организованного захоронения токсичных отходов, занимающих территорию в 14
тыс. га. До 1999 г. 84% (935) мест отвечали действующим требованиям, 16% (177)
не соответствовали нормам экологической и санитарной безопасности. В 1999 г.
нормативам не отвечали уже 539 из 2955 мест захоронения отходов.
Несмотря
на принятие и вступление в действие ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства и потребления»
(ООПП) понятие отходов, их виды, содержание этапов обращения с отходами,
требования к экологической безопасности и другие вопросы определяются в разных
актах неодинаково.
В
ООПП определяется, что отходы производства и потребления (далее – отходы) – остатки сырья, материалов,
полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе
производства или потребления, а также товары (продукция), утратившая свои
потребительские свойства.
Используемое
понятие отходов существенно отличается от того, которое имеет место в
зарубежных законодательных актах и научно-технической литературе. Там под
отходами подразумевается появление в процессе производства и потребления
любого вещества, не являющегося целью процесса и способного оказать негативное
воздействие на окружающую среду, независимо от того, выбрасывается ли то, что
образовалось, в атмосферу, сбрасывается ли
в водные объекты или размещается на полигонах, в хранилищах и т. д.
Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными
свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью,
высоко реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных
болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную
опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно
или при вступлении в контакт с другими веществами.
Понятие
безопасности отхода находит выражение в
понятии «класс опасности» того или иного
вида отхода.
Обращение с
отходами –
деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В
зарубежных законодательно-нормативных документах и научно-технической
литературе принят термин «управление отходами» (waste
management (англ.),
abfal vervaltung
(нем.) и т.д.).
Размещение
отходов –
хранение и захоронение отходов.
Сравнивая
термин «размещение отходов» с принятым
в зарубежных законодательных актах и научно-технической литературе «waste disposal», нужно отметить,
что зарубежная трактовка также является гораздо более широкой и подразумевает
поступление загрязняющих веществ также в атмосферу и водные объекты.
Хранение
отходов –
содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего
захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение
отходов –
изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных
хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую
природную среду.
Существенным
различием понятий и видов деятельности «хранение» и «захоронение» является то,
что первое из них ограничено определенным сроком, по истечении которого отходы
переходят в иную стадию своего цикла обращения, а второе такого ограничения не
имеет. Также следует уточнить, что под захоронением отходов подразумевается в
любом случае санкционированное, производимое в установленном порядке и с
соблюдением экологических требований их бессрочное размещение (например, на
полигоне бытовых отходов), но ни в коем случае не произвольные действия,
например, закапывание несанкционированных свалок опасных отходов.
Использование
отходов –
применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ,
оказания услуг или для получения энергии.
В
зарубежной литературе и практике понятие «использование отходов»
дифференцировано на «рециклинг» и «рекуперацию». Рециклинг – возвращение отхода после обработки в тот же
технологический процесс, в рамках которого произошло образование отхода.
Рекуперация – использование отхода после обработки или без таковой в других
технологических процессах или для получения энергии.
Обезвреживание
отходов –
обработка отходов, в том числе сжигание и обезвреживание отходов на специализированных
установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье
человека и окружающую природную среду.
Объект
размещения отходов
– специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов
(полигон, шламохранилище, хвостохранилище,
отвал горных пород и другое).
Подразумеваются
не только перечисленные в определении сооружения (объекты), но и все
многообразие способов и условий накопления
хранения отходов. Под словами «…и другое» следует понимать (в том
числе) специально оборудованные площадки (асфальтированные, гидроизолированные
и т. д. ), размещенные на территориях предприятий
(организаций), специальную тару (контейнеры, бочки и т. д.), расположенную в
специально выделенных местах. Выполнение же требования п. 6 ст. 12 ООПП следует отнести именно к
специально оборудованным сооружениям (полигоны, шламохранилища
и т. д.).
Трансграничное
перемещение отходов – перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией
одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под
юрисдикцией другого государства, или в район, не находящейся под юрисдикцией
какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов
затрагивает интересы не менее чем двух государств.
В
мировой практике вопросы трансграничного перемещения отходов регулируются Базельской конвенцией (ФЗ от 25.11.94 г. № 49-ФЗ «О ратификации Базельской
конвенции о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением»). Трансграничное перемещение связано с
осуществлением перевозок и транспортного экспедирования. Правовое содержание
этих понятий, согласно ст. 7 Гражданского кодекса РФ, регулируется нормами
международного права.
Трансграничное
перемещение отходов осуществляется на основании утвержденных ПП РФ от 17.07.03 г. № 442 «О трансграничном перемещении
отходов» «Правил трансграничного перемещения отходов». Трансграничное
перемещение отходов производства взрывчатых веществ осуществляется в
соответствии с «Положением об осуществлении ввоза в Российскую Федерацию,
вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации
взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств
взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий»,
утверждённым ПП РФ от 12.06.00 г. № 512.
Ввоз
(транзит) отходов
на территорию (по территории) Российской Федерации запрещается, а вывоз таких
отходов с ее территории осуществляется по лицензии Министерства экономического
развития и торговли РФ, выдаваемой на основании разрешения МПР России (его территориальных
органов) на трансграничное перемещение отходов.
Вывоз
отходов с
территории Российской Федерации на территорию государства, не являющегося
стороной Базельской конвенции, запрещается. При
наличии договора о трансграничном перемещении отходов, заключенного Российской
Федерацией с государством, не являющимся стороной Базельской
конвенции, такое перемещение осуществляется в соответствии с требованиями
указанной конвенцией.
Для
получения разрешения на каждое трансграничное
перемещение отходов заявитель представляет в Министерство природных ресурсов Российской
Федерации (его территориальный орган) следующие документы:
а)
заявление о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов с
указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному
каталогу отходов, его количества, кода Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и перечень
заинтересованных государств, участвующих в трансграничном перемещении отходов;
б)
копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации
заявителя в качестве юридического лица или копия свидетельства о
государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя;
в)
копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
г)
уведомление о трансграничном перемещении отходов (в 3 экземплярах);
д)
документ о перевозке отходов;
е)
копии лицензии на осуществление деятельности в области обращения с опасными
отходами и паспорта опасного отхода;
ж)
копия контракта (договора) на перевозку и контакта между экспортером и лицом,
отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное
использование этих отходов;
з)
решение, предусмотренное Базельской конвенцией компетентного органа
государства, на территорию которого ввозятся отходы, в случае их вывоза
(транзита) с территории (по территории) Российской Федерации;
и)
копия документа, подтверждающего обеспечение заявителя гарантий в соответствии
с правилами, разработанными в соответствии с п. 11 ст. 6 Базельской конвенции.
МПР
России информирует МЧС России, Министерство транспорта России, Федеральную
таможенную службу РФ и Федеральную службу по экологическому,
технологическому и атомному надзору России
о выданных разрешениях на трансграничное перемещение отходов.
Лимит
на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое
разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах
размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В настоящие время разработано множество методик определения (расчета)
нормативов предельного размещения отходов на определенных территориях с
учетом уже используемых для других видов загрязнения ОС показателей: норматив –
предельно допустимое количество загрязняющего вещества ингредиента (выбрасываемого
в атмосферу, сбрасываемого в водные объекты и т. п.); лимит – сверхнормативное
количество загрязняющего вещества, ингредиента до выполнения определенных по
времени и согласованных в установленном порядке специальных действий (мероприятий)
по достижению нормативов; норматив образования отходов – установленное
количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий
принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ГОСТ Р «Технический паспорт отходов»).
Вид отходов – совокупность отходов,
которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов (ГОСТ 30774-2001
«Паспорт опасности отходов»).
ФЗ
ООПП (ст. 1) определяет понятие отходов производства и потребления как
«остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые
образовались в процессе производства или потребления, а также товары
(продукция), утратившие свои потребительские свойства».
Выделяются также отходы и опасные отходы, последние разделяются по
качественным характеристикам содержащихся в них вредных веществ на токсичные,
взрывоопасные и т. п., а также на лом и отходы цветных и черных металлов; по физическому состоянию –
это сырьё и другие исходные материалы, частично готовая продукция
(полуфабрикаты) и готовые товары, т. е. изделия, иная продукция, которые либо
утратили потребительскую ценность как таковую, либо содержат такое
количество вредных веществ, что это делает невозможным их использование.
Опасные отходы – это «отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие
опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью,
высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных
болезней, либо которые могут представлять непосредственную или косвенную
опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно
или при вступлении в контакт с другими веществами»
(ст. 1 ФЗ ООПП).
Федеральный
классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный приказом МПР России от 2.12.02 г. №
786 (с дополнениями 2003 г.) выделяет их виды по совокупности приоритетных
признаков: по происхождению, агрегатному состоянию, химическому составу,
экологической опасности. Каталог имеет пять уровней классификации,
расположенных по иерархическому принципу: блоки, группы, подгруппы, позиции,
субпозиции. Таким образом, по происхождению выделяют отходы органического
природного (животного и растительного) и минерального, химического,
коммунального (включая бытовые) происхождения. В первый блок входит 29
наименований, во второй – 13, в третий – 44, в четвертый – 20 (наименования
соответствуют подгруппам).
Согласно ПП РФ от 26.10.00 г. № 818 «О порядке ведения
государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»
МПР России по согласованию с Минздравом России должен разрабатывать и
принимать в установленном порядке нормативно-правовые акты, регламентирующие
правила инвентаризации объектов размещения отходов, учета в области обращения
с отходами, а также порядок предоставления информации индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Согласно
классификатору токсичных промышленных отходов и «Критериям отнесения опасных
отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утв. приказом МПР
России от 16.06.01 г. № 511, токсичные отходы делятся на пять классов опасности (I-V): I
класс – чрезвычайно опасные, II класс – высокоопасные,
III класс – умеренно опасные, IV класс – малоопасные, V класс – практически
неопасные, тогда как согласно утвержденным Минздравом России «Санитарным правилам по определению
класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (СН
2.17.1386-03) от 16.06.03 г. № 144 выделяется 4 класса опасности отходов, что
не соответствует экологической законодательно-правовой базе, например ПП РФ
от 12.06.03 г. № 344 «О нормативах платы…». Многие хозяйствующие субъекты
вынуждены разрабатывать необходимую документацию в двух экземлярах.
В
отношении отходов ведется государственный кадастр, включающий федеральный классификационный каталог, государственный
реестр объектов размещения отходов и банк данных об отходах.
ФЗ «Об уничтожении химического оружия» от 2.05.97 г. в ст. 1 определяет
понятие «объект по уничтожению химического оружия» как совокупность специально
выделенной и охраняемой территории и расположенного на ней комплекса основных
и вспомогательных сооружений, предназначенных для уничтожения, в том числе для
утилизации и (или) захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения
химического оружия. Статья 5 (ч. 2) указывает, что отходы, образующиеся в процессе
уничтожения химического оружия, являются ограниченно обороноспособными
объектами и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от
организационно-правовых норм в целях вовлечения указанных отходов в
хозяйственный оборот в установленном порядке. Преимущественным правом на
использование отходов в указанных целях обладают органы исполнительной власти
субъектов РФ, на территории которых находятся объекты по хранению и
уничтожению химического оружия. Закон устанавливает правила надзора и контроля,
принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при
проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению (в том числе утилизации)
химического оружия и другие нормы.
В
иных актах употребляются и другие понятия, например «бытовые отходы», «мусор»,
«сточные воды» и т. п.
В
действующих формах статистической отчетности 2ТП(токсичные отходы)
производитель сам заявляет о физико-химических характеристиках своих отходов, а
также степени их опасности.К
числу нормативных актов в области сертификации отходов относятся:
- ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение.
Обращению с отходами. Термины и определения»;
-
ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращению с отходами. Паспорт опасности
отходов. Огсновные требования»;
-
ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращению с отходами Классификация, индентификация и кодирование отходов. Основные положения»;
-
ГОСТ Р 51679-2001 «Документирование и регулирование
деятельности по обращению с отходами»;
-
ГОСТ Р 51768-2001 «Ресурсосбережение. Обращению с
отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования»;
-
ГОСТ Р 51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращению с
отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с
отходами. Основные положения»;
-
ГОСТ «Технически паспорт отходов» проект и др.
До
настоящего времени во всем мире отход характеризовался лишь документом –
паспортом опасности отхода.
Для
того чтобы полнее описать отход в нашей
стране, с предоставлением не только опасных, но и ресурсных характеристик,
включая методы и оборудование для его переработки, служит техническая документация,
имеющая в России статус технических условий (ТУ). Примером может служить ТУ
3110-001-002054489-2001 на установку по термическому обезвреживанию отходов
УК РФ в ряде статей устанавливает ответственность за нарушение правил обращения
с отходами, в том числе за производство запрещенных видов опасных отходов и
нарушение правил транспортировки, хранения, захоронения, использования или
иного обращения с опасными (но не запрещенными их видами) отходами (ст. 247); за загрязнение отходами окружающей среды (ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесов»).
В ч. 1 ст. 247 «Нарушение правил обращения
экологически опасных веществ и отходов» установлена ответственность за деяния,
создавшие угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей
среде, а в ч. 2 ст. 247 – за совершение этих деяний
в случае наступления вредных последствий, т. е. загрязнения, отравления или
заражения окружающей среды, причинения вреда здоровью, массовой гибели животных. Данные преступления
расценены законодателем как тяжкие и наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет в случае причинения по
неосторожности смерти человека или массовых заболеваний людей (ч. 3). Кроме того, и в других статьях говорится об
отходах при описании способов и средств совершения преступления.
КоАП РФ
содержит ряд норм об ответственности за нарушение правил обращения с отходами. Сами положения об ответственности в нем во многом сохранены, но
формулировки по сравнению с ранее действовавшим законодательством изменены
и, главное, введен общий формальный состав несоблюдения экологических и
санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства
и потребления или иными опасными веществами, совершаемого при сборе,
складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании,
транспортировке, захоронении, ином обращении с отходами производства и
потребления (ст. 8.2). Специальные составы содержатся в ч. 2. ст. 8.6
«Порча земель», устанавливающей административную ответственность
за такое деяние в результате нарушений правил обращения с отходами производства
и потребления; в ч. 5. ст. 8.13 «Нарушение правил
охраны водных объектов», т. е. загрязнение ледников, снежников, ледяного
покрова водных объектов или водных объектов, содержащих природные лечебные
ресурсы или отнесенных к особо охраняемым местам туризма, спорта и массового
отдыха, отходами производства и потребления; в ст. 8.19,
предусматривающей ответственность за самовольное захоронение или захоронение с
нарушением правил с судов и иных плавсредств,
летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов
во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе
или в исключительной экономической зоне РФ; в ч. 2 ст. 8.31 – за загрязнение
лесов сточными водами либо промышленными или бытовыми отходами.
Имущественная
ответственность. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности
устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Вред, причиненный природным
объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, надлежит
возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и
методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактически затратам
на их восстановление (ст. 444 ГК).