2. Правовое регулирование обращения с отходами произ­водства и

по­требления

 

  Отходы и их переработка, перевозка, утилизация справедливо счита­ются одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Суточная норма накопления твердых бытовых отходов (ТБО) в благоустроенных домах составляет 0,52 кг /чел/ /сут, что при плотности 0,2 т/м3 составляет 0,96 м3/год/чел. Особую тревогу вызвают токсичные и экологически опасные отходы, являющиеся опасными веществами (см. раздел 8,1). По официальным данным к 2010 г. их накоплено более 2 млрд т, ежегодно к ним добавляется около 130 млн т.

В соответствии с принципом превентивности (предупреждения)) главное внимание сегодня должно уделяться обеспечению безопасности переработки и захоронения отходов, гарантирующих охрану здоровья населения на такой срок, пока они не станут безопасными. В России ратифицирована Базельская конвенция по контролю за перевозкой опасных отходов и их удалением. Основным актом в нашей стране в данной сфере является ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 г. На­ряду с ним дей­ствуют отдельные нормы (статьи) Водного, Земельного и Лесного кодексов, Федераль­ных законов «Об охране окружающей среды», «О недрах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 г. содер­жит боль­шое количество норм о радиоактивных отходах, например, в ст. 3 опреде­ляется понятие радиоактивных отходов, в ст. 5 – полномочия собст­венни­ков отходов, в ст. 22 – порядок государственного учета и контроля, в гл. Х (ст. 44 – 48) – порядок обращения с радиоактивными отходами, в том числе их переработки и т. п.

Водный кодекс РФ от 3.6.06 г. включает как отдельные нормы по во­просам обращения с отходами в различных главах, так и гл. 2 «Охрана водных объектов», где, например, запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, том числе выве­денных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (п. 1 ст. 56); ана­логичный запрет установлен в ст. 57 для охраны болот, а в ст. 58 – ледников и снежников, подробно регламентируется охрана подземных вод­ных объ­ектов в ст. 51, в ст. 44 оп­ределен порядок использования водных объектов для сброса сточ­ных и дренажных вод.

ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 г. содержит ряд норм, регулирующих порядок захоронения отходов на кон­тинентальном шельфе (ст. 1, 8, 34-38, 41). ФЗ «Об уничтожении химиче­ского оружия» от 2.05.97 г. в ст. 1 определяет поня­тие «объект по уничто­жению химического оружия», а в ст. 5 (ч. 2) указывает, что отходы, обра­зующиеся в процессе уничтожения химиче­ского оружия, являются объек­тами ограниченно оборотоспособными и мо­гут передаваться Правительст­вом РФ организациям независимо от органи­зационно-правовых форм в це­лях вовлечения указанных отходов в хозяй­ственный оборот в установлен­ном порядке. Преимущественным правом на использование отходов в ука­занных целях обладают ОИВ субъектов РФ, на территории которых нахо­дятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. Закон устанавливает пра­вила надзора и контроля, принципы обеспечения безо­пасности граждан и защиты ОС при проведении мер по хранению, пере­возке и уничтожению (в том числе утилизации) химического оружия и другие нормы.

ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.06.97 г. в ст. 24 содержит важное правило: обеззараживание, утили­за­ция, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) за­пре­щенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответст­вии с Законодательством РФ. Методы уничтожения разрабатываются изго­тови­телями пестицидов и агрохимикатов по согласованию с органами ох­раны окружающей среды и органами Санэпиднадзора. Статья 18 «Произ­водство пестицидов и агрохимикатов» возлагает на изготовителя в числе прочих обязанность прекращать реализацию пестицидов и агрохимикатов и осу­ществлять их утилизацию в случаях, если безопасное их применение ста­новиться невозможным при выполнении рекомендаций о применении, транспортировке и хранении или при соблюдении ограничений по их при­менению.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. в ст. 22 устанавливает требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов про­изводства и потребления. Эта деятельность должна быть безопасной для здоровья людей и среды обитания. Порядок, условия и способы ее осуще­ствления определяются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов осуще­ствляется радиационный контроль. В ст. 40 определяются особенности деятельности по сбору, использованию и т. п. отходов. Статья 55 (ч. 3) на­ряду с другими составами сформулировала состав нарушения требований к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и за­хоронению отходов производства и потребления и установила за него ад­министративную ответственность.

В сфере обращения с отходами действуют, помимо федераль­ных зако­нов, указы Президента, постановления Правительства, а также многочис­ленные акты министерств и ведомств, например постановление Прави­тельства РФ от 1.07.96 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»; приказ МПР Рос­сии от 2.12.02 г. № 786 «О федеральном классификационном каталоге отхо­дов».

Федеральная целевая программа «Отходы» была принята постановле­нием Правительства РФ от 13.09.96 г. (шесть разделов и два приложения). В первом разделе описывается содержание, дается обоснование необходи­мости ее решения. Второй раз­дел объединяет цели, задачи, сроки и этапы реализации. На­пример, ее задачами являются: создание системы управле­ния обращения с отходами, реализация пилотных проектов по переработке и обезврежива­нию отдельных видов отходов. В третьем разделе описыва­ется система программных мероприятий, а в четвертом – ресурсное обес­печение. Спе­циальный – пятый – раздел посвящен механизму реализации Программы и контролю за ходом ее выполнения. Наконец, в шестом дана оценка ожи­даемой эффективности, экологических и социально-экономиче­ских по­следствий от реализации. Программа закончилась, но многие задачи так и не были реализованы.

 

Таблица 2. Количество по классу опасности отходов России (в млн тонн)

Год

Класс опасности

1- IV

1

II

III

IV

1996

82,6

0,3

1,9

5,1

75,3

1997

89,4

0,3

2,2

5,0

82,0

1998

107,1

0,3

2,3

11,4

93,1

1999

108,1

0,3

2,8

5,1

99,8

2000

127,5

0,4

1,9

9,1

116,1

2001

139,2

0,4

1,9

7,3

129,5

 

 

В Государственном докладе о состоянии и об охране окружающей природной среды РФ в 2002 г. приводятся данные о динамике и объе­мах образования различных видов токсичных отходов за шесть лет (табл. 2).

Средний уровень использования токсичных отходов не ниже  III класса опасности не превышает 10-12%. В итоге около 90% таких отходов посту­пает в ОС. Они являются фактором загрязнения, приводят к потерям зе­мельных площадей под складирование. В то же время эти отходы с ресурс­ной ценностью (ртутьсодержащие, мышьякосодержащие, древесные от­ходы, отходы углеобогащения, шламы и пыль металлообработки и др.).

Ежегодно в стране образуется около 7 млрд т отхо­дов, из которых ис­пользуется лишь 2 млрд т, т. е. 28,6%. В результате на тер­ритории РФ к се­редине 1990-х гг. уже накоплено более 80 млрд т только твердых отхо­дов. Под полигоны и свалки твердых бытовых отходов ежегодно отчужда­ется около 10 тыс. га земель (без учета несанкцио­ниро­ванных свалок). В 1999 г. только в городах и поселках городского типа России образовалось около 30 млн т твердых бытовых отходов, а по про­гнозам специалистов к 2010 г. ежегодное их накопление возрастет до 38 млн т. Велика доля опас­ных от­ходов: на начало 1997 г. на пред­приятиях промышленности было накоп­лено 1 431,7 млн т токсичных отхо­дов, а на конец 2000 г. – уже 1,8 млрд т, из которых обезврежено около 15%.

Отходы, не подлежащие, использованию и переработке, направля­ются на захоронение в 1112 мест организованного захоронения токсичных отхо­дов, занимающих территорию в 14 тыс. га. До 1999 г. 84% (935) мест отве­чали действующим требованиям, 16% (177) не соответствовали нор­мам экологической и санитарной безопасности. В 1999 г. нормативам не отве­чали уже 539 из 2955 мест захоронения отходов.

Несмотря на принятие и вступление в действие ФЗ от 24.06.98 г.  «Об отходах произ­водства и потребления» (ООПП) понятие отходов, их виды, содержание этапов обращения с отходами, требования к экологиче­ской безопасности и другие вопросы определяются в разных актах неоди­наково.                                    

В ООПП определяется, что отходы производства и потребления (да­лее – отходы) – ос­татки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или по­требления, а также товары (продукция), утратившая свои потребительские свойства.

Используемое понятие отходов существенно отличается от того, кото­рое имеет место в зарубежных законодательных актах и научно-техниче­ской литературе. Там под отходами подразумева­ется появление в процессе производства и потребления любого вещества, не являющегося целью процесса и способного оказать негативное воздей­ствие на окружающую среду, независимо от того, выбрасывается ли то, что образовалось, в атмо­сферу, сбрасывается ли  в водные объекты или разме­щается на полигонах, в хранилищах и т. д.

 Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, об­ла­дающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, по­жа­роопасностью, высоко реакционной способностью) или содержащие воз­будителей инфекционных болезней либо которые могут представлять не­посредственную или потенциальную опасность для окружающей при­род­ной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в кон­такт с другими веществами.

Понятие безопасности  отхода находит выражение в понятии   «класс опасности» того или иного вида отхода.

Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В зарубежных законодательно-нормативных документах и научно-тех­нической литературе принят термин «управление отходами» (waste man­agement (англ.),  abfal vervaltung (нем.) и т.д.).

Размещение отходов – хранение и захоронение отходов.

Сравнивая термин «размещение отходов» с принятым в зарубежных законодательных актах и научно-технической литературе «waste disposal», нужно отметить, что зарубежная трактовка также является гораздо более широкой и подразумевает поступление загрязняющих веществ также в ат­мосферу и водные объекты.

Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения от­хо­дов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или исполь­зо­вания.

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальней­шему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Существенным различием понятий и видов деятельности «хранение» и «захоронение» является то, что первое из них ограничено определенным сроком, по истечении которого отходы переходят в иную стадию своего цикла обращения, а второе такого ограничения не имеет. Также следует уточнить, что под захоронением отходов подразумевается в любом случае санкционированное, производимое в установленном порядке и с соблюде­нием экологических требований их бессрочное размещение (например, на полигоне бытовых отходов), но ни в коем случае не произвольные дейст­вия, например, закапывание несанкционированных свалок опасных отхо­дов.

Использование отходов – применение отходов для производства то­ва­ров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

В зарубежной литературе и практике понятие «использование отхо­дов» дифференцировано на «рециклинг» и «рекуперацию». Рециклинг – возвра­щение отхода после обработки в тот же технологический процесс, в рамках которого произошло образование отхода. Рекуперация – использо­вание от­хода после обработки или без таковой в других технологических процессах или для получения энергии.

Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обезвреживание отходов на специализированных установках, в целях пре­дотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и ок­ру­жающую природную среду.

Объект размещения отходов – специально оборудованное сооруже­ние, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохрани­лище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Подразумеваются не только перечисленные в определении сооружения (объекты), но и все многообразие способов и условий накопления  хране­ния отходов. Под словами «…и другое» следует понимать (в том числе) специально оборудованные площадки (асфальтированные, гидроизолиро­ванные и т. д. ), размещенные на территориях предприятий (организаций), специальную тару (контейнеры, бочки и т. д.), расположенную в специ­ально выделенных местах. Выполнение же требования п. 6 ст. 12  ООПП следует отнести именно к специально оборудованным сооружениям (поли­гоны, шламохранилища и т. д.).

Трансграничное перемещение отходов – перемещение отходов с тер­ри­тории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на терри­то­рию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого госу­дар­ства, или в район, не находящейся под юрисдикцией какого-либо го­су­дарства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает инте­ресы не ме­нее чем двух государств.

В мировой практике вопросы трансграничного перемещения отходов регулируются Базельской конвенцией (ФЗ от 25.11.94 г. № 49-ФЗ «О рати­фикации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»). Трансграничное перемещение свя­зано с осуществлением перевозок и транспортного экспедирования. Пра­вовое со­держание этих понятий, согласно ст. 7 Гражданского кодекса РФ, регули­руется нормами международного права.

Трансграничное перемещение отходов осуществляется на основании утвержденных  ПП РФ от 17.07.03 г. № 442 «О трансграничном перемеще­нии отходов» «Правил трансграничного перемещения отходов». Трансгра­ничное перемещение отходов производства взрывчатых веществ осущест­вляется в соответствии с «Положением об осуществлении ввоза в Россий­скую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по террито­рии Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утили­зации боеприпасов, а  также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий», утверждённым ПП РФ от 12.06.00 г. № 512.

Ввоз (транзит) отходов на территорию (по территории) Рос­сийской Федерации запрещается, а вывоз таких отходов с ее территории осуществ­ляется по лицензии Министерства экономического развития и торговли РФ, выдаваемой на основании разрешения МПР России (его тер­ритори­альных органов) на трансграничное перемещение отходов.

Вывоз отходов с территории Российской Федерации на территорию го­сударства, не являющегося стороной Базельской конвенции, запрещается. При наличии договора о трансграничном перемещении отходов, заклю­ченного Российской Федерацией с государством, не являющимся стороной Базельской конвенции, такое перемещение осуществляется в соответствии с требованиями указанной конвенцией.

Для получения разрешения на каждое трансграничное перемещение отходов заявитель представляет в Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации (его территориальный орган) следующие документы:

а) заявление о выдаче разрешения на трансграничное перемещение от­ходов с указанием наименования отхода согласно федеральному класси­фикационному каталогу отходов, его количества, кода Товарной номенк­латуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и пе­речень заинтересованных государств, участвующих в трансграничном пе­ремещении отходов;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государствен­ной регистрации заявителя в качестве юридического лица или копия сви­детельства о государственной регистрации гражданина в качестве индиви­дуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом ор­гане;

г) уведомление о трансграничном перемещении отходов (в 3 экземпля­рах);

д) документ о перевозке отходов;

е) копии лицензии на осуществление деятельности в области обраще­ния с опасными отходами и паспорта опасного отхода;

ж) копия контракта (договора) на перевозку и контакта между экспор­тером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов;

з) решение, предусмотренное Базельской конвенцией компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в случае их вывоза (транзита) с территории (по территории) Российской Федерации;

и) копия документа, подтверждающего обеспечение заявителя гаран­тий в соответствии с правилами, разработанными в соответствии с п. 11  ст. 6 Базельской конвенции.

МПР России информирует МЧС России, Министерство транспорта России, Федеральную таможенную службу РФ и Федеральную службу по экологическому, технологическому  и атомному надзору России о выдан­ных разрешениях на трансграничное перемещение отходов.

Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество от­ходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

В настоящие время разработано множество методик опре­деления (рас­чета) нормативов предельного размещения отходов на опре­деленных тер­риториях с учетом уже используемых для других видов загрязнения ОС показателей: норматив – предельно допустимое количество загрязняющего вещества ингредиента (выбрасы­ваемого в атмосферу, сбрасываемого в водные объекты и т. п.); лимит – сверхнормативное количество загрязняю­щего вещества, ингредиента до выполнения определенных по времени и согласованных в установленном порядке специальных действий (меро­приятий) по достижению нормати­вов; норматив образования отходов – ус­тановленное количество отходов конкретного вида при производстве еди­ницы продукции.

Паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлеж­ность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, со­держащий  сведения об их составе (ГОСТ Р «Технический паспорт отходов»).

Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов (ГОСТ 30774-2001 «Паспорт опасности отходов»).

ФЗ ООПП (ст. 1) определяет понятие отходов производства и по­треб­ления как «остатки сырья, материалов, полуфабри­катов, иных из­делий или продуктов, которые образовались в процессе производства или по­требле­ния, а также товары (продукция), утратившие свои потребитель­ские свой­ства».

Выделяются также отходы и опасные отходы, последние разделяются по качественным характеристикам содержа­щихся в них вредных веществ на токсичные, взрывоопасные и т. п., а также на лом и отходы цветных и чер­ных металлов; по физическому состоя­нию – это сырьё и другие исход­ные мате­риалы, частично готовая продук­ция (полуфабрикаты) и готовые то­вары, т. е. изделия, иная продукция, которые либо утратили потребитель­скую цен­ность как таковую, либо содержат та­кое количество вредных ве­ществ, что это делает невозможным их исполь­зование. Опасные отходы – это «от­ходы, которые содержат вред­ные вещества, обладающие опасными свой­ствами (токсичностью, взрыво­опасностью, пожароопасностью, высо­кой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекци­онных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или кос­венную опасность для окружаю­щей природной среды и здоровья чело­века самостоятельно или при вступ­лении в контакт с другими вещест­вами» (ст. 1 ФЗ ООПП).

Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвер­жденный приказом МПР России от 2.12.02 г. № 786 (с дополнениями 2003 г.) выделяет их виды по совокупности приоритетных признаков: по проис­хождению, агрегат­ному состоянию, химическому составу, экологической опасности. Каталог имеет пять уровней классификации, расположенных по иерархическому принципу: блоки, группы, подгруппы, позиции, субпози­ции. Таким обра­зом, по происхождению выделяют отходы органического природного (жи­вотного и растительного) и минерального, химического, коммунального (включая бытовые) происхождения. В первый блок входит 29 наименова­ний, во второй – 13, в третий – 44, в четвертый – 20 (наиме­нования соот­ветствуют подгруппам).

Согласно ПП РФ от 26.10.00 г. № 818 «О порядке ведения государст­венного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» МПР России по согласованию с Минздравом России должен разрабаты­вать и принимать в установленном порядке нормативно-правовые акты, регла­ментирующие правила инвентаризации объектов размещения отхо­дов, учета в области обращения с отходами, а также порядок предоставле­ния информации индивидуальным предпринимателям и юридическим ли­цам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Со­гласно классификатору токсичных промышленных отходов и «Критериям отнесе­ния опасных отходов к классу опасности для окружающей природ­ной среды», утв. приказом МПР России от 16.06.01 г. № 511, токсичные от­ходы делятся на пять классов опасности (I-V): I класс – чрезвычайно опасные, II класс – высокоопасные, III класс – умеренно опасные, IV класс – мало­опас­ные, V класс – практически не­опасные, тогда как согласно утвер­жденным Минздравом  России «Санитарным правилам по определению класса опасно­сти токсичных отходов производства и потребления» (СН 2.17.1386-03) от 16.06.03 г. № 144 выделяется 4 класса опасности отходов, что не соответст­вует экологической законодательно-правовой базе, напри­мер ПП РФ от 12.06.03 г. № 344 «О нормативах платы…». Многие хозяйст­вующие субъ­екты вынуждены разрабатывать необходимую документацию в двух экзем­лярах.   

В отношении отходов ведется государственный кадастр, включающий федеральный классификационный каталог, государственный реестр объек­тов размещения отходов и банк данных об отходах.

ФЗ «Об уничтожении химического оружия» от 2.05.97 г. в ст. 1 опре­деляет понятие «объект по уничтожению химического оружия» как сово­купность специально выделенной и охраняемой территории и распо­ложен­ного на ней комплекса основных и вспомогательных сооружений, предна­значенных для уничтожения, в том числе для утилизации и (или) захоро­нения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического ору­жия. Статья 5 (ч. 2) указывает, что отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются ограниченно обороноспособ­ными объектами и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно-правовых норм в целях вовлечения указан­ных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке. Преиму­щественным правом на использование отходов в указанных целях обла­дают органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории кото­рых находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. Закон устанавливает правила надзора и контроля, принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении ра­бот по хранению, перевозке и уничтожению (в том числе утилизации) хи­миче­ского оружия и другие нормы.

В иных актах употребляются и другие понятия, например «бытовые отходы», «мусор», «сточные воды» и т. п.

В действующих формах статистической отчетности 2ТП(токсичные отходы) производитель сам заявляет о физико-химических характеристиках своих отходов, а также степени их опасности числу нормативных актов в области сертификации отходов относятся:

- ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращению с отходами. Термины и определения»;

- ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращению с отходами. Паспорт опасности отходов. Огсновные требования»;

- ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращению с отходами Классификация, индентификация и кодирование отходов. Основные положения»;

- ГОСТ Р 51679-2001 «Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами»;

- ГОСТ Р 51768-2001 «Ресурсосбережение. Обращению с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования»;

- ГОСТ Р 51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращению с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами. Основные положения»;

- ГОСТ «Технически паспорт отходов» проект и др.

До настоящего времени во всем мире отход характеризовался лишь документом – паспортом опасности отхода.

Для того чтобы полнее описать отход в  нашей стране, с предоставлением не только опасных, но и ресурсных характеристик, включая методы и оборудование для его переработки, служит техническая документация, имеющая в России статус технических условий (ТУ). Примером может служить ТУ 3110-001-002054489-2001 на установку по термическому обезвреживанию отходов

УК РФ в ряде статей устанавливает ответственность за наруше­ние правил обраще­ния с отходами, в том числе за производство запрещен­ных видов опасных отходов и нарушение правил транспортировки, хране­ния, захоронения, ис­пользования или иного обращения с опасными (но не за­прещенными их видами) отходами (ст. 247); за загрязнение отходами ок­ружающей среды (ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесов»).

В ч. 1 ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» установлена ответственность за деяния, создавшие уг­розу причинения существенного вреда здоровью человека или окружаю­щей среде, а в ч. 2 ст. 247 – за совершение этих деяний в случае наступле­ния вредных последствий, т. е. загрязнения, отравления или заражения ок­ружающей среды, причинения вреда здоровью, массовой гибели живот­ных. Данные преступления расценены законодателем как тяжкие и нака­зываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет в случае при­чинения по неосторожности смерти человека или массовых заболеваний людей (ч. 3). Кроме того, и в других статьях говорится об отходах при опи­сании способов и средств совершения преступления.

КоАП РФ содержит ряд норм об ответственности за нарушение правил обращения с отходами. Сами по­ложения об ответственности в нем во многом сохранены, но фор­мули­ровки по сравнению с ранее действовавшим законодательством изме­нены и, главное, введен общий формальный состав несоблюдения эколо­гиче­ских и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отхо­дами производства и потребления или иными опасными веществами, со­вершаемого при сборе, складировании, использовании, сжигании, пере­ра­ботке, обезвреживании, транспортировке, захоронении, ином обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2). Специальные составы со­держатся в ч. 2. ст. 8.6 «Порча земель», устанавливающей администра­тивную ответственность за такое деяние в результате нарушений правил обращения с отходами производства и потребления; в ч. 5. ст. 8.13 «Нару­шение правил охраны водных объектов», т. е. загрязнение ледников, снеж­ников, ледяного покрова водных объектов или водных объектов, содержа­щих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и по­требления; в ст. 8.19, предусматривающей ответственность за самовольное захоронение или захоронение с нарушением правил с судов и иных плав­средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и со­оружений отходов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ; в ч. 2 ст. 8.31 – за загрязнение лесов сточными водами либо промыш­ленными или бытовыми отходами.

Имущественная ответственность. Наложение штрафа не освобож­дает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и воз­мещения причиненного ущерба. Вред,  причиненный природным объ­ектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, надле­жит возмещению в соот­ветствии с утвержденными в установленном по­рядке таксами и методи­ками исчисления размера ущерба, а при их отсут­ствии – по фактически за­тратам на их восстановление (ст. 444 ГК).