В
соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды в России
неблагоприятной с юридической точки зрения ОС считается уже при превышении
установленных нормативов ее качества, например ПДК. Но для признания ситуации экологически
опасной должно быть отмечено такое отрицательное воздействие на нее, которое
сопровождается некими значительными экологическими, социальными либо
экономическими последствиями. Как экологически опасная может
быть определена ситуация, характеризующаяся наличием существенного негативного
изменения состояния ОС под влиянием антропогенных и природных воздействий, в
том числе обусловленных бедствиями и
катастрофами, включая природные, как
правило, сопровождающегося социальными и экономическими потерями.
Экологически
опасные ситуации
существуют, как правило, на ограниченной
территории. По оценкам Минприроды РФ, на весьма значительной части территории
страны, в северных и восточных районах, хозяйственно мало освоенных, занимающей
до 40% площади, ОС является вполне благоприятной.
Институт
географии РАН предлагает определять степень остроты экологических проблем и
ситуаций исходя из показателей, характеризующих изменения природных
компонентов и условий, которые:
-
влияют на санитарно-гигиеническую обстановку, т.е. на состояние здоровья людей;
-
ведут к истощению и утрате природных ресурсов;
-
нарушают и видоизменяют естественные ландшафты.
Основываясь
на собственных критериях, ученые выделили 13 экологически неблагополучных
регионов. Но чтобы придать им официальный статус таковых, необходимы
юридические, а не только научные основания. Соответствующие критерии должны
устанавливаться в законодательстве.
В
ряде законов предусматривается выделение специальных зон как разновидностей
экологически неблагополучных территорий и определены критерии их выделения. Ст.
5 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» в качестве инструмента решения задач предусматривает
создание зон чрезвычайной ситуации. Они являются
разновидностью экологически неблагополучных территорий, так как по смыслу
Закона чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Главу
о зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайных ситуаций содержит ФЗ «Об
охране окружающей среды». Однако в ней непосредственно не содержатся
соответствующие механизмы деятельности на этих территориях. Она носит
отсылочный характер.
В
зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушены,
размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов
чрезвычайных ситуаций, эти ситуации в соответствии с Положением о классификации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г., подразделяются на локальные,
местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Так, к местной относится чрезвычайная ситуация, в результате
которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек либо нарушены условия
жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб
составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда
на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не
выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориальной
является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не
более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не
более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более
0,5 млн минимальных размеров
оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной
ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.
Отношения по созданию экологически неблагополучных
территорий регулируются также Законом РФ от 18.06.92 г. «О внесении изменений
и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Им
установлены четыре вида зон:
-
зона отчуждения;
-
зона отселения;
-
зона проживания с правом на отселение;
-
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Зона отчуждения, именовавшаяся в 1986–1987 гг. 30-километровой зоной (в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС» предлагалась как заповедная зона),
– территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также части территории РФ, загрязненные
радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых
в соответствии с Нормами радиационной безопасности (НРБ) начиная с 1986 г.
население
было эвакуировано либо переселено.
Зона
отселения –
часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, на которой плотность
загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км2,
или стронцием-90 – свыше 3 Ки/км2, или плутонием-239 — свыше 0,1
Ки/км2 .
Зона
проживания с правом на отселение – часть территории РФ за пределами зоны отчуждения
и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км. С
учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся
радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе
наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в
растения, законодательством РФ
к указанной зоне
могут быть отнесены отдельные
территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны
проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной
загрязненности ее территории (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами
устанавливаются Правительством РФ.
Зона
проживания с льготным социально-экономическим статусом – часть территории РФ за
пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение
с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2. В указанной зоне среднегодовая эффективная
эквивалентная доза облучения не должна превышать 1 мЗв
(0,1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости
от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме
цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством РФ.
Под
правовым
режимом экологически
неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении,
обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса.
С учетом общественной важности и заинтересованности в последовательном
восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, развитии правового
регулирования в данной сфере совокупность правовых норм, определяющих критерии
и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как
формируемый институт права окружающей среды.
Современное
законодательство предусматривает ряд видов зон с неблагоприятной окружающей
средой. Так, зоны чрезвычайных ситуаций
(ЗЧС) предусматриваются Законом о защите от чрезвычайных ситуаций. Согласно ФЗ
от 26.05.01 г. «О чрезвычайном положении» решение об объявлении ЗЧС
резюмируется, если имела место катастрофа природного или техногенного
характера. Важной проблемой является определение границ ЗЧС. Границы таких
зон определяются назначенными в соответствии с законодательством и
законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной
Правительством РФ, и по согласованию с
органами исполнительной власти и органами
местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные
ситуации.
Аналогичный
принцип существует в отношении зон радиоактивного загрязнения. На территории,
подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС, по факту и с учетом дозы облучения населения или плотности радиоактивного
загрязнения почвы устанавливается соответствующий вид зоны. Границы этих зон и
перечень населенных пунктов, находящихся в них, определяются Правительством РФ
в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов.
Они же (границы и перечень населенных пунктов) пересматриваются
Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
В
соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» в зоне
отчуждения на территории Росси запрещается постоянное проживание населения,
ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов
хозяйственной деятельности, порядок ее организации природопользования в зоне
отчуждения устанавливаются Правительством РФ.
На
территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137
составляет свыше 40 Ки/км2, а также на
территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза
облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению.
Переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения
риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается.
На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде
на другое место жительства, также имеют право на получение компенсаций и
льгот, установленных названным Законом.
В
зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский
контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются
защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители
информируются через средства массовой информации.
В
зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо
осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по
радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая
структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего
уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной
нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.
Наряду
с мерами по физической и социальной защите человека Законом (ст. 12)
установлены меры по экологическому оздоровлению территории, подвергшейся
радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс
экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной
среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально
опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая
экспертиза, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе
прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в
экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного
использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно
загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в
хозяйственный оборот.
Организация
и обеспечение контроля за экологической обстановкой
на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и
осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами,
уполномоченными Правительством РФ.
В
настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Преодоление
последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержденная ПП РФ от
29.08.01 г. В ее структуре осуществляются подпрограммы «Преодоление
последствий аварии на Чернобыльской АЭС», «Преодоление последствий аварий на
производствен ном объединении «Маяк», «Преодоление последствий ядерных
испытаний на Семипалатинском
полигоне».
Цель и основная задача деятельности, связанной с
чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, регулируемой
Законом о защите от чрезвычайных ситуаций, — ликвидация таких ситуаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и
направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на
локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для
них опасных факторов.
Ликвидация
чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов
местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на
территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности
вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке
привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Важной
предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций
является подготовка населения в области защиты от них и лиц, которые могут быть
вовлечены в деятельность по ликвидации таких ситуаций. Подготовка населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в
образовательных учреждениях, а также по
месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также
сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций для защиты от чрезвычайных
ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования, повышения квалификации, на курсах, в специальных
учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы. Порядок такой
подготовки определен ПП РФ от 24.07.95 г.
Финансирование
мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств
организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных
органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и
других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются
средства резервного фонда Правительства РФ (ст. 24 Закона о защите от
чрезвычайных ситуаций).
Для
ликвидации чрезвычайных ситуаций Закон предусматривает создание и
использование резервов финансовых и материальных ресурсов (ст. 25). Такие
резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления
заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Основным
документом, регулирующим деятельность предприятий, организаций и физических лиц
по выполнению мероприятий, обеспечивающих соблюдение режима зоны
экологического бедствия, является федеральная целевая программа по выводу
территории из состояния экологического бедствия. Основной ее целью является
улучшение состояния окружающей среды и здоровья населения, обеспечивающее
снятие статуса зоны экологического бедствия.
Посредством
федеральной целевой программы должны предусматриваться мероприятия,
направленные на решение задач: снижения уровня негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на территории зоны
экологического бедствия, на окружающую среду и здоровье населения; улучшения
состояния водных ресурсов, атмосферного воздуха, почв, растительного и
животного мира, природных ландшафтов; охраны и восстановления здоровья
населения. Такие мероприятия носят производственно-технический, социальный,
организационный, правовой и административный характер. Реализация мероприятий
сопровождается проведением государственного мониторинга состояния окружающей
среды на территории зоны экологического бедствия и государственного
социально-гигиенического мониторинга.
Управление
реализацией федеральной целевой программы по выводу территории из состояния
экологического бедствия осуществляется дирекцией программы. Контроль за ходом ее выполнения проводит специально
уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды совместно с
дирекцией программы.
Реализация
программы финансируется за счет средств предприятий и
организаций, местного бюджета, бюджета субъекта РФ и федерального бюджета, а
также других источников, предусмотренных программой, в объемах, определенных
для финансирования соответствующих мероприятий. Для консолидации финансовых
ресурсов дирекция программы по согласованию со специально уполномоченным
государственным органом по охране окружающей среды создает фонд реализации
программы.
Особенностью
правового режима зон экологического бедствия является специальный режим
природопользования в ее пределах. На территориях зон экологического бедствия:
-
ограничивается хозяйственная и иная деятельность, ухудшающая состояние
окружающей среды и использование природных ресурсов;
- разрешается
строительство новых объектов, деятельность которых обеспечит снижение
загрязнения ОС, а также объектов, обеспечивающих социальные потребности населения,
проживающего на территории зоны;
-
предусматриваются условия приватизации государственной собственности,
обеспечивающие переход к новому собственнику обязанностей по восстановлению
нарушенных объектов ОС и выполнению мероприятий федеральной целевой программы
по выводу территории из состояния экологического бедствия;
-
вводится система обязательного страхования экологических рисков для
юридических и физических лиц, учитывающая более высокую степень опасности
осуществления хозяйственной деятельности и вероятности ухудшения здоровья
населения.
Одновременно
на территории зоны экологического бедствия реализуется комплекс мероприятий,
направленных на снижение воздействия неблагоприятных факторов
ОС, включая:
-
организацию снабжения населения качественной питьевой водой;
-
обеспечение постоянного снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в ОС;
-
проведение мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию здоровья
населения, отнесенного к
группе риска (обеспечение
качественными продуктами питания, пищевыми добавками, витаминами, специальными
препаратами, организация оздоровительных мероприятий для детского населения и
др.);
-
организацию специального медицинского наблюдения, лечения и оздоровления
населения;
-
решение социальных проблем территории (обеспечение занятости населения,
обеспечение жильем и др.).
На
территории зон экологического бедствия должно вводиться обязательное
страхование экологических рисков:
-
для организаций, оказывающих негативное воздействие на ОС;
-
видов деятельности, связанных с риском возникновения аварий, оказывающих
негативное воздействие на окружающую среду.
Перечни
организаций и видов деятельности, расположенных на такой территории, подлежащих
обязательному страхованию экологических рисков, утверждаются в составе
федеральной целевой программы по выводу их из состояния экологического
бедствия.
Требования
к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для
отнесения отдельных участков территории РФ к зонам ЧЭС или ЭБ, утверждены Минприродой России 28.03.96 г.
Основанием для снятия статуса зоны экологического бедствия служит
представление федерального СУГО в области ООС о выполнении федеральной
целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия,
базирующееся на данных экологического и социально-гигиенического мониторингов
и экологического аудита. Инициировать снятие статуса зоны экологического
бедствия могут органы местного самоуправления, органы государственной власти
субъектов РФ или СУГО в области охраны окружающей среды субъектов РФ. Решение
о снятии статуса зоны экологического бедствия принимает орган, установивший
статус зоны экологического бедствия, т.е. Правительство РФ.
Юридическая ответственность за несоблюдение режима
экологических ограничений возможна по уголовному законодательству по ст. 246
УК за нарушение правил охраны ОС при проектировании, размещении, строительстве,
вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных,
научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил,
если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение
вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие
последствия.