5. Правовые основы функционирования территорий с

неблаго­при­ятной экологической ситуацией

 

В соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды в России неблагоприятной с юридической точки зрения ОС считается уже при превышении установленных нормативов ее качества, например ПДК.  Но для признания ситуации экологически опасной должно быть отмечено такое отрицательное воздействие на нее, которое сопровождается некими значительными экологическими, социальными либо экономическими по­следствиями. Как экологически опасная может быть определена ситуация, характеризующаяся наличием существен­ного негативного изменения со­стояния ОС под влиянием антропоген­ных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и      катастрофами,      включая      при­родные,      как      правило, сопро­вождающегося социальными и экономи­ческими потерями.

Экологически опасные ситуации существуют, как правило,  на ограни­ченной территории. По оценкам Минприроды РФ, на весьма зна­читель­ной части территории страны, в северных и восточных районах, хозяйственно мало освоенных, занимающей до 40% площади, ОС явля­ется вполне бла­гоприятной.

Институт географии РАН предлагает определять степень ост­роты эко­логических проблем и ситуаций исходя из показателей, характеризую­щих изменения природных компонентов и усло­вий, которые:

- влияют на санитарно-гигиеническую обстановку, т.е. на состояние здоровья людей;

- ведут к истощению и утрате природных ресурсов;

- нарушают и видоизменяют естественные ландшафты.

Основываясь на собственных критериях, ученые выделили 13 эколо­гически неблагополучных регионов. Но чтобы придать им официаль­ный статус таковых, необходимы юридические, а не только научные ос­нова­ния. Соответствующие критерии должны устанавливаться в законо­датель­стве.

В ряде законов предусматривается выделение специальных зон как разновидностей экологически неблагополучных территорий и определены критерии их выделения. Ст. 5 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера» в качестве инструмента реше­ния задач предусматривает создание зон чрезвычайной ситуации. Они являются разновидностью экологически неблагополучных тер­риторий, так как по смыслу Закона чрезвычайная ситуация – это об­ста­новка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедст­вия, которые могут повлечь или повлекли за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природ­ной среде, значительные матери­альные потери и нарушение усло­вий жизнедеятельности людей.

Главу о зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайных ситуа­ций содержит ФЗ «Об охране окружающей среды». Однако в ней непо­средственно не содержатся соответствующие механиз­мы деятельности на этих территориях. Она носит отсылочный характер.

В зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуа­циях, людей, условия жизнедеятельности которых оказа­лись нарушены, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражаю­щих факторов чрезвычайных си­туаций, эти ситуации в соответ­ствии с По­ложением о классифи­кации чрезвычайных ситуаций природ­ного и техно­генного харак­тера, утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 13.09.96 г., подразделяются на локальные, местные, тер­риториальные, ре­гиональные, федеральные и трансграничные. Так, к местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой постра­дало свыше 10, но не более 50 человек либо нару­шены условия жизнедея­тельности свыше 100, но не более 300 че­ловек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оп­латы труда на день воз­никновения чрезвычайной ситуации, и зона чрез­вычайной ситуа­ции не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориаль­ной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо на­рушены условия жизнедея­тельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн мини­мальных размеров оп­латы труда на день возникновения чрезвычайной си­туации, и зона чрез­вычайной си­туации не выходит за пределы субъекта РФ.

Отношения по созданию экологически неблагополучных тер­риторий регулируются также Законом РФ от 18.06.92 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О соци­альной защите граждан, подверг­шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Им установлены четыре вида зон:

- зона отчуждения;

- зона отселения;

- зона проживания с правом на отселение;

- зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Зона отчуждения, именовавшаяся в 1986–1987 гг. 30-километро­вой  зоной (в соответствии с  Законом РСФСР «О социальной защите граждан, под­вергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС»  предлагалась как заповедная зона), – террито­рия во­круг Чернобыльской АЭС, а также части территории РФ, загряз­ненные радио­активными ве­ществами вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС, из ко­торых в соответствии с Нормами радиационной безопасности (НРБ) начиная с 1986 г. население было эвакуировано либо пере­селено.

Зона отселения – часть территории РФ за пределами зоны отчужде­ния, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км2, или стронцием-90 – свыше 3 Ки/км2, или плуто­нием-239 — свыше 0,1 Ки/км2 .

Зона проживания с правом на отселение – часть территории РФ за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загряз­нения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км. С учетом ландшафтных и гео­химиче­ских особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактив­ному за­грязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионукли­дов в растения,   законодательством   РФ   к   указанной   зоне   могут   быть отнесены отдельные территории с более низкими уров­нями ра­диоак­тивного загрязнения. Дополнительные критерии по опреде­лению границ зоны проживания с правом на отселение в зависи­мости от степени радио­активной загрязненности ее территории (кроме цезия-137) долгоживу­щими радионуклидами устанавли­ваются Правительством РФ.

Зона проживания с льготным социально-экономическим ста­тусом – часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плот­ностью радиоактивного за­грязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2. В указанной зоне сред­него­довая эффективная эквивалентная доза облучения не должна превы­шать 1 мЗв (0,1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее террито­рии другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклида­ми уста­навливаются Правительством РФ.

Под правовым режимом экологически неблагополучной терри­тории по­нимается совокупность правил об объявлении, обеспече­нии функцио­нирова­ния таких территорий и снятии их особого ста­туса. С учетом обще­ственной важности и заинтересованности в последовательном восстанов­лении бла­гоприятного состояния окру­жающей среды, развитии правового регулиро­вания в данной сфере совокупность правовых норм, определяю­щих кри­терии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рас­сматривать как формируемый институт права окружающей среды.

Современное законодательство предусматривает ряд видов зон с не­благо­прият­ной окружающей средой. Так,  зоны чрезвычайных си­туаций (ЗЧС) предусматриваются За­коном о защите от чрезвычайных ситуаций. Согласно ФЗ от 26.05.01 г. «О чрезвычайном положении» решение об объявлении ЗЧС резюмируется, если имела место катаст­рофа природного или техногенного характера. Важной проблемой яв­ляется опреде­ление границ ЗЧС. Границы таких зон определяются на­значенными в соответст­вии с законодательством и законодательством субъектов РФ руководите­лями работ по ликвидации чрезвычайных си­туаций на основе классифи­кации чрезвычайных ситуаций, установ­ленной Правительством РФ, и  по согласованию с органами исполни­тельной власти и органами  местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные си­туации.

Аналогичный принцип существует в отношении зон радиоактивного загрязнения. На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по факту и с учетом дозы облучения населения или плотности радиоактивного загрязнения почвы устанавливается соответ­ствующий вид зоны. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, определяются Прави­тельством РФ в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом дру­гих факторов. Они же (границы и перечень населенных пунк­тов) пере­сматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, под­вергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыль­ской АЭС» в зоне отчуждения на территории Росси запрещается посто­янное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятель­ность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельно­сти, поря­док ее организации природопользования в зоне отчуждения ус­та­навлива­ются Правительством РФ.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв це­зием-137 составляет свыше 40 Ки/км2, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения на­селения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), населе­ние подлежит обязательному отселению. Переселение людей на указан­ные территории зоны отселения вплоть до снижения риска ра­диационного ущерба до ус­тановленного приемлемого уровня запреща­ется. На осталь­ной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о вы­езде на другое место жительства, также имеют право на получе­ние компенса­ций и льгот, установленных названным Законом.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обя­затель­ный медицинский контроль за состоянием здоровья населе­ния и осуще­ст­вляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облу­чения, о чем жители информируются через средства массовой ин­форма­ции.

В зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающе­го медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологи­ческой защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение ка­че­ства жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отри­ца­тельное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чер­но­быльской ката­строфой и применением контрмер.

Наряду с мерами по физической и социальной защите человека Зако­ном (ст. 12) установлены меры по экологическому оздоровлению тер­рито­рии, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие черно­быль­ской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется ком­плекс экономических, правовых и других мер, направленных на оз­доров­ление природной среды: научные исследования, контроль за со­стоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза, сни­жение и компен­сация ущерба, наносимого природе, в том числе прекра­щение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загряз­ненных участков территории в экологически безо­пасное состояние, при­годное для хозяйственного использова­ния и жизне­деятельности населе­ния, возврат радиационно за­грязненных территорий по мере их экологи­ческого оздоровления в хозяйственный оборот.

Организация и обеспечение контроля за экологической обста­новкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязне­нию, планирова­ние и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществ­ляются органами, уполномоченными Правительством РФ.

В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержденная ПП РФ от 29.08.01 г. В ее структуре осуществля­ются подпрограммы «Преодоление последствий аварии на Чернобыль­ской АЭС», «Преодоление последствий аварий на производствен ном объ­еди­нении «Маяк», «Преодоление последствий ядерных испытаний на Семи­палатинском полигоне».

Цель и основная задача деятельности, связанной с чрезвычайными си­туациями природного и техногенного характера, регулируемой Зако­ном о защите от чрезвычайных ситуаций, — ликвидация таких  ситуа­ций.  Лик­видация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спаса­тельные и дру­гие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохра­нение здоровья лю­дей, снижение размеров ущерба окружающей при­родной среде и ма­тери­альных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, пре­кращение действия характерных для них опасных факторов.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и сред­ст­вами организаций, органов местного самоуправления, ор­ганов испол­ни­тельной власти субъектов РФ, на территориях ко­торых сложилась чрезвы­чайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательст­вом порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных по­следствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в области защиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены в деятельность по ликвида­ции таких ситуаций. Подготовка населе­ния к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образователь­ных учреждениях, а также  по месту жительства. Подготовка руководите­лей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от  чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях сред­него и выс­шего профессионального образования, повышения квалифика­ции, на кур­сах, в специальных учебно-методических центрах и не­посред­ственно по месту работы. Порядок такой подготовки опреде­лен ПП РФ от 24.07.95 г.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуа­ций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрез­вычай­ных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, со­ответствующих бюджетов, страховых фондов и других источ­ников. При отсутствии или недостаточнос­ти указанных средств для лик­видации чрез­вычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правитель­ства РФ (ст. 24 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций).

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций Закон предусматри­вает соз­дание и использование резервов финансовых и материаль­ных ресурсов (ст. 25). Такие резервы создаются федеральными органами исполнитель­ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также ор­га­нами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычай­ных ситуаций.

Основным документом, регулирующим деятельность предприятий, организаций и физических лиц по выполнению мероприя­тий, обеспечи­вающих соблюдение режима зоны экологического бедствия, является фе­деральная целевая программа по выводу территории из состояния эколо­гического бедствия. Основной ее целью является улучшение со­стояния окружающей среды и здо­ровья населения, обеспечивающее снятие статуса зоны экологи­ческого бедствия.

Посредством федеральной целевой программы должны преду­сматри­ваться мероприятия, направленные на решение задач: снижения уровня негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, осуществ­ляемой на территории зоны экологичес­кого бедствия, на окружающую среду и здоровье населения; улуч­шения состояния водных ресурсов, ат­мо­сферного воздуха, почв, растительного и животного мира, природных ландшафтов; охра­ны и восстановления здоровья населения. Такие ме­ро­приятия носят производственно-технический, социальный, организа­цион­ный, правовой и административный характер. Реализация меро­приятий сопровождается проведением государственного монито­ринга со­стояния окружающей среды на территории зоны эколо­гического бедст­вия и госу­дарственного социально-гигиеническо­го мониторинга.

Управление реализацией федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия осу­ществляется ди­рек­цией программы. Контроль за ходом ее выпол­нения проводит специ­ально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды совместно с дирекцией про­граммы.

Реализация программы финансируется за счет средств пред­приятий и организаций, местного бюджета, бюджета субъекта РФ и федераль­ного бюджета, а также других источников, преду­смотренных програм­мой, в объемах, определенных для финанси­рования соответствующих мероприя­тий. Для консолидации фи­нансовых ресурсов дирекция про­граммы по со­гласованию со специально уполномоченным государствен­ным органом по охра­не окружающей среды создает фонд реализации программы.

Особенностью правового режима зон экологического бедствия явля­ется специальный режим природопользования в ее пределах. На террито­риях зон экологического бедствия:

- ограничивается хозяйственная и иная деятельность, ухуд­шающая со­стояние окружающей среды и использование природ­ных ресурсов;

- разрешается строительство новых объектов, деятельность кото­рых обеспечит снижение загрязнения ОС, а также объектов, обеспечивающих социальные потребности насе­ления, проживающего на территории зоны;

- предусматриваются условия приватизации государственной собст­вен­ности, обеспечивающие переход к новому собственнику обязанностей по восстановлению нарушенных объектов ОС и выполнению мероприятий федеральной целевой про­граммы по выводу территории из состояния экологического бед­ствия;

- вводится система обязательного страхования экологических рис­ков для юридических и физических лиц, учитывающая более высокую степень опасности осуществления хозяйственной дея­тельно­сти и вероятности ухудшения здоровья населения.

Одновременно на территории зоны экологического бедствия реали­зу­ется комплекс мероприятий, направленных на снижение воздействия  не­благоприятных  факторов   ОС, включая:

- организацию снабжения населения качественной питьевой водой;

- обеспечение постоянного снижения выбросов и сбросов загрязняю­щих веществ в ОС;

- проведение мероприятий, направленных на профилактику и кор­рек­цию  здоровья  населения,  отнесенного  к  группе  риска (обеспечение качественными продуктами питания, пищевыми до­бавками, витаминами, специальными препаратами, организация оздоровительных мероприятий для детского населения и др.);

- организацию специального медицинского наблюдения, ле­чения и оз­доровления населения;

- решение социальных проблем территории (обеспечение за­нято­сти населения, обеспечение жильем и др.).

На территории зон экологического бедствия должно вводиться обя­за­тельное страхование экологи­ческих рисков:

- для организаций, оказывающих негативное воздействие на ОС;

- видов деятельности, связанных с риском возникновения аварий, ока­зывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Перечни организаций и видов деятельности, расположенных на такой террито­рии, подлежа­щих обязательному страхованию экологических рис­ков, утверждаются в составе федеральной целевой программы по вы­воду их из со­стояния экологического бедствия.

Требования к материалам, представляемым на государственную эко­ло­гическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории РФ к зонам ЧЭС или ЭБ, утверждены Минприродой России 28.03.96 г.

Основанием для снятия статуса зоны экологического бедствия служит представление федерального СУГО в области ООС о выполнении фе­де­ральной целевой программы по выводу территории из состоя­ния экологи­ческого бедствия, базирующееся на данных экологи­че­ского и социально-ги­гиенического мониторингов и экологичес­кого аудита. Инициировать снятие статуса зоны экологического бедствия могут органы местного са­моуправ­ления, органы госу­дарственной власти субъектов РФ или СУГО в области ох­раны окружающей среды субъектов РФ. Решение о снятии ста­туса зоны экологического бедствия принимает орган, установивший ста­тус зоны эко­логи­ческого бедствия, т.е. Правительство РФ.

Юридическая ответственность за несоблюдение режима экологиче­ских ограничений возможна по уголовному законодательству по ст. 246 УК за нарушение правил охраны ОС при проектировании, размеще­нии, строи­тельстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышлен­ных, сельскохо­зяйственных, научных и иных объектов лицами, ответст­вен­ными за соблю­дение этих правил, если это повлекло существенное изме­нение радиоактив­ного фона, причинение вреда здоровью человека, мас­совую гибель живот­ных либо иные тяжкие последствия.