…2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты ГЭЭ (документация и материалы), определенные в соответствии со ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе».
3. МПР РФ и его территориальные органы образуют экспертные комиссии ГЭЭ по каждому конкретному объекту ГЭЭ, как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов).
4. Перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, по объектам ГЭЭ, указанным в ст. 11 и 12 ФЗ ОЭЭ, определяется нормативными актами МПР РФ, разработанными с учетом ст. 14 ФЗ ОЭЭ и в соответствии с требованиями, установленными для разработки соответствующих видов документации.
Обязательным условием принятия материалов на ГЭЭ является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
6. Объект экспертизы представляется в двух экземплярах, другие материалы – в одном экземпляре.
7. …его территориальные органы имеют право в процессе проведения ГЭЭ запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на ОС, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения ГЭЭ.
8. Материалы… в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения ГЭЭ, для проверки полноты и достаточности представленных материалов.
9. Экспертное подразделение МПР РФ или его территориального органа в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет заказчика:
- при соответствии представленных материалов установленным требованиям – о необходимости оплаты проведения ГЭЭ в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления;
- при несоответствии материалов установленным требованиям – о сроках представления материалов в полном объеме.
При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения ГЭЭ в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты ГЭЭ, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов ГЭЭ не проводится, а материалы возвращаются заказчику.
10. Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату.
11. Состав ЭК (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), сроки и задание на проведение ГЭЭ утверждаются приказом МПР РФ или его территориального органа.
Ответственный секретарь ЭК назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения.
13. Руководитель и ответственный секретарь ЭК обеспечивают качественное проведение и организуют подготовку сводного заключения ЭК, в том числе:
- формируют экспертные группы по основным направлениям ГЭЭ и составляют календарный план работы ЭК;
- разрабатывают задание экспертам на проведение ГЭЭ;
- обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;
- организуют в случае необходимости выезд на место членов ЭК;
- организуют проведение заседаний ЭК и оформляют протоколы этих заседаний.
15. Экспертная комиссия определяет:
- соответствие намечаемой хозяйственной деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей среды;
- полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;
- достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
16. В процессе работы экспертной комиссии:
- проводится организационное заседание ЭК, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы ЭК;
- подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю ЭК;
- составляется руководителем и ответственным секретарем ЭК проект сводного заключения ЭК на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;
- обсуждается проект заключения ЭК на заседаниях экспертной комиссии.
17. Заседания ЭК оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.
18. Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на заседаниях ЭК.
19. При одобрении проекта сводного заключения ЭК, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава ЭК проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами ЭК в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
При несогласии отдельных членов ЭК с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.
20. Заключение, подготовленное ЭК, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ, и о возможности реализации объекта экспертизы.
Положительное заключение, подготовленное ЭК, должно содержать выводы:
- о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области ООС;
- о допустимости намечаемого воздействия на ОС;
- о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
- о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном ЭК;
- о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
21. Заключение, подготовленное ЭК, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания ЭК передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения.
22. При несогласии более одной трети списочного состава ЭК с выводами проекта сводного заключения, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, ЭК готовятся предложения о дальнейшем проведении ГЭЭ, в том числе о продлении срока ее проведения и о включении в состав ЭК дополнительных экспертов.
Указанные предложения отражаются в протоколе заседания ЭК, который передается в экспертное подразделение для подготовки проекта соответствующего приказа.
23. ГЭЭ считается завершенной после утверждения приказом МПР РФ или его территориального органа заключения, подготовленного ЭК.
24. Заключение, подготовленное ЭК, приобретает статус заключения ГЭЭ со дня его утверждения.
26. Срок действия положительного заключения ГЭЭ устанавливается приказом МПР РФ или его территориального органа.
27. Заключение ГЭЭ с сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней со дня его утверждения.
Информация о результатах проведения ГЭЭ направляется заинтересованным организациям в соответствии со ст. 7 и 8 ФЗ ОЭЭ. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.
28. Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением ГЭЭ, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.