Приложение 1. Положение о порядке проведения государственной экологической экс­пертизы (ПП РФ от 11.06.96 г. N 698 //СЗ РФ. 1996. № 40. Ст.4648). Извле­чение

 

…2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты ГЭЭ (документация и материалы), определенные в соответствии со ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе».

3. МПР РФ и его территориальные органы образуют экспертные ко­миссии ГЭЭ по каждому конкретному объекту ГЭЭ, как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов).

4. Перечень материалов, представляемых на государственную экологи­ческую экспертизу, по объектам ГЭЭ, указанным в ст. 11 и 12 ФЗ ОЭЭ, оп­ределяется нормативными актами МПР РФ, разработанными с учетом ст. 14 ФЗ ОЭЭ и в соответствии с требованиями, установленными для разра­ботки соответствующих видов документации.

Обязательным условием принятия материалов на ГЭЭ является нали­чие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию до­пустимости ее реализации.

6. Объект экспертизы представляется в двух экземплярах, другие мате­риалы – в одном экземпляре.

7. …его территориальные органы имеют право в процессе проведения ГЭЭ запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходи­мую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на ОС, в том числе данные специальных экологических исследований, ре­зультаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подго­товки заключения ГЭЭ.

8. Материалы… в установленном порядке регистрируются и переда­ются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области ор­ганизации и проведения ГЭЭ, для проверки полноты и достаточности представленных материалов.

9. Экспертное подразделение МПР РФ или его территориального ор­гана в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет за­казчика:

- при соответствии представленных материалов установленным требо­ваниям – о необходимости оплаты проведения ГЭЭ в соответствии с при­лагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получе­ния уведомления;

- при несоответствии материалов установленным требованиям – о сро­ках представления материалов в полном объеме.

При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения ГЭЭ в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты ГЭЭ, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых ма­териалов ГЭЭ не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

10. Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее чем че­рез 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату.

11. Состав ЭК (руководитель, ответственный секретарь и члены экс­пертной комиссии), сроки и задание на проведение ГЭЭ утверждаются приказом МПР РФ или его территориального органа.

Ответственный секретарь ЭК назначается из числа штатных сотрудни­ков экспертного подразделения.

13. Руководитель и ответственный секретарь ЭК обеспечивают качест­венное проведение и организуют подготовку сводного заключения ЭК, в том числе:

- формируют экспертные группы по основным направлениям ГЭЭ и составляют календарный план работы ЭК;

- разрабатывают задание экспертам на проведение ГЭЭ;

- обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнитель­ной информации;

- организуют в случае необходимости выезд на место членов ЭК;

- организуют проведение заседаний ЭК и оформляют протоколы этих заседаний.

15. Экспертная комиссия определяет:

- соответствие намечаемой хозяйственной деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей среды;

- полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на ок­ружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;

- достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

16. В процессе работы экспертной комиссии:

- проводится организационное заседание ЭК, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их соз­дании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план ра­боты ЭК;

- подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экс­пертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответствен­ному секретарю ЭК;

- составляется руководителем и ответственным секретарем ЭК проект сводного заключения ЭК на основании индивидуальных и групповых экс­пертных заключений;

- обсуждается проект заключения ЭК на заседаниях экспертной комис­сии.

17. Заседания ЭК оформляются протоколами, подписываемыми руко­водителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.

18. Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на за­седаниях ЭК.

19. При одобрении проекта сводного заключения ЭК, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава ЭК проект за­ключения (отрицательного или положительного) подписывается членами ЭК в полном составе, после чего оно является заключением, подготовлен­ным экспертной комиссией.

При несогласии отдельных членов ЭК с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содер­жащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспер­тизу материалов экологическим требованиям и нормам.

20. Заключение, подготовленное ЭК, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ, и о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение, подготовленное ЭК, должно содержать выводы:

- о соответствии намечаемой деятельности экологическим требова­ниям, установленным законодательством РФ в области ООС;

- о допустимости намечаемого воздействия на ОС;

- о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

- о необходимости доработки представленных материалов по замеча­ниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном ЭК;

- о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспе­ченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

21. Заключение, подготовленное ЭК, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания ЭК передаются в экспертное подраз­деление для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключе­ния.

22. При несогласии более одной трети списочного состава ЭК с выво­дами проекта сводного заключения, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, ЭК готовятся предложения о дальнейшем про­ведении ГЭЭ, в том числе о продлении срока ее проведения и о включении в состав ЭК дополнительных экспертов.

Указанные предложения отражаются в протоколе заседания ЭК, кото­рый передается в экспертное подразделение для подготовки проекта соот­ветствующего приказа.

23. ГЭЭ считается завершенной после утверждения приказом МПР РФ или его территориального органа заключения, подготовленного ЭК.

24. Заключение, подготовленное ЭК, приобретает статус заключения ГЭЭ со дня его утверждения.

26. Срок действия положительного заключения ГЭЭ устанавливается приказом МПР РФ или его территориального органа.

27. Заключение ГЭЭ с сопроводительным письмом направляется заказ­чику в течение 5 дней со дня его утверждения.

Информация о результатах проведения ГЭЭ направляется заинтересо­ванным организациям в соответствии со ст. 7 и 8 ФЗ ОЭЭ. В случае отри­цательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний и пред­ложений, изложенных в этом заключении.

28. Заказчик документации, общественные организации, а также дру­гие заинтересованные лица, не согласные с заключением ГЭЭ, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодатель­ством РФ.