Согласно
ст. 69 ЛК при проектирование лесных
участков осуществляется подготовка проектной документации о
местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных
характеристиках лесных участков.
Местоположение,
границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным
кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Границы
лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в
порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О
землеустройстве», устанавливаются в соответствии с земельным законодательством.
Проектирование
лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и
лесопарков.
Согласно
ст. 85 планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства
лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития
территорий.
Документом
лесного планирования согласно ст. 86 является лесной план субъекта Российской
Федерации в котором определяются цели и задачи лесного планирования, а также
мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого
освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с
обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого
освоения.
Лесной
план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом
субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации).
Согласно
ст. 87 основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства
лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является
лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который составляется на
срок до десяти лет.
Лица,
которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или
в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 и ст.
88.
Проект
освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке,
установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 89).
Согласно
ст. 91 Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный
свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите,
воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном
реестре содержится документированная информация:
1) о
составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых
расположены леса;
2) о лесничествах,
лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
3) о
защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;
4) об
особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;
5) о лесных
участках;
6) о
количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных
ресурсов;
7) об
использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов;
8) о
предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Государственный
кадастровый учет лесных участков (ст. 92) осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном
кадастре».
Согласно
ст. 93 право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения
(обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля
1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним».
При разработке подраздела проекта «Охрана растительности» должна быть подготовлена общая характеристика существующего состояния растительности в районе размещения объекта, проведена оценка его возможного воздействия на флору и определен ущерб от его размещения, подобраны мероприятия по охране растительности и мероприятия по компенсации наносимого ущерба.
Основными факторами воздействия проектируемого объекта на флору и растительность являются:
- отчуждение территории под строительство;
- прокладка дорог и линий коммуникаций;
- загрязнение ОС;
- вырубка леса и другой древесной растительности;
- изменение характера землепользования;
- осушение болот, затопление и подтопление территории;
- изменение гидрологического режима водных объектов, расположенных в зоне влияния проектируемого объекта;
- изменение рельефа, поверхностного и подземного стока;
- физическое воздействие (шум, вибрация и др.) при строительстве и эксплуатации объекта.
В лесном хозяйстве разрабатываются следующие виды проектной экологической документации на ведение лесного хозяйств:
- проекты организации и ведения лесного хозяйства лесхозов и лесничеств независимо от ведомственной принадлежности;
- проекты организации и развития лесопаркового и лесного хозяйства парклесхозов (лесничеств) и городских лесов;
- планы противопожарных мероприятий, правила пожарной безопасности в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд, нормы средств пожаротушения в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий;
- проекты обследования лесных культур и лесных питомников, ведения лесопатологического мониторинга, экспедиционных лесопатологических обследований и специальных проектно-изыскательских работ;
-программы санитарно-оздоровительных мероприятий, профилактических и истребительных мероприятий по защите лесного фонда от вредителей и болезней, обеспечивающие защиту лесной продукции;
- государственного учета лесного фонда, ведение государственного кадастра;
- проекты лесоустройства и прогнозов развития;
- документы на рассмотрение ходатайства о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда;
- правила рубок главного и промежуточного лесопользования, по лесо-восстановлению и лесоразведению, санитарные правила, регламентирующие мероприятия по охране лесного фонда;
- проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда (при сроке аренды свыше 5 лет и площади участков более 200 га);
- планы рубок главного пользования;
- документацию на методическое обеспечение и контроль за предоставлением участков лесного фонда в пользование, проведение лесных аукционов по продаже древесины и лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда;
- документы на передачу участков лесного фонда в аренду, концессию и безвозмездное пользование;
- программы и прогнозы развития лесного хозяйства, планирования и организации и координации работы научно-исследовательских организаций, обслуживающих лесное хозяйство;
- экономические нормативы расходов на ведение лесного хозяйства, корректируемые их с учетом инфляционных процессов;
- проекты лесоустройства национальных и природных парков, государственных природных заповедников, других особо охраняемых территорий и объектов с учетом режима их использования;
- проекты организации ведения охотничьего хозяйства на арендуемых участках ( при сроках аренды свыше 5 лет и площади арендуемых участков свыше 200 га);
- проекты инвестиций и программ для обеспечения лесной службы дополнительными вложениями.
При проектировании лесохозяйственных мероприятий необходима кадастровая оценка лесных участков.
Объектами кадастровой оценки являются участки лесного фонда, которые имеют фиксированные границы и характеризуются определенными местоположением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимом. При этом самостоятельными объектами оценки выступают:
- участки земель лесного фонда как таковые без расположенных на них улучшений (насаждений, зданий, сооружений, дорог и т. п.). Объектами оценки выступают лесные земли (покрытые лесом земли и не покрытые лесом земли, включая земли, занятые гарями, прогалинами, рединами, вырубками, погибшими насаждениями) и не лесные земли, входящие в состав земель лесного фонда;
- древостои, имеющее преимущественно эксплуатационное значение, достигшие возраста спелости, древостои, имеющее преимущественно эксплуатационное значение, но не достигшие возраста спелости, а также насаждения специального назначения (лесосеменные участки, лесосеменные плантации и др.), которые в момент оценки находятся на оцениваемом участке лесного фонда;
- наличные запасы иных лесных ресурсов (второстепенных лесных ресурсов, ресурсов побочного пользования и ресурсов других видов лесных пользований).
Находящиеся на оцениваемом участке древостои, достигшие возраста спелости и имеющие преимущественно эксплуатационное значение, оцениваются по действующим ставкам лесных подателей, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Ресурсы иных видов лесных пользований оцениваются по действующим ставкам лесных податей, установленным ОИВ субъектов РФ для соответствующих видов лесных пользований.
Предметом кадастровой оценки лесов являются:
- кадастровая стоимость участков земель лесного фонда;
- кадастровая стоимость наличных древостоев, имеющих преимущественно эксплуатационное значение, но не достигших возраста спелости, а также насаждений специального назначения (лесосеменных участков, лесосеменных плантаций и др.).
Оценка кадастровой стоимости участков земель лесного фонда производится с учетом их функционального назначения, качества лесорастительных условий, размера, местоположения и других характеристик.
Величина кадастровой стоимости отдельных участков лесных земель равного размера, равного качества, местоположения и целевого назначения будет одинаковой независимо от того, имеются или отсутствуют в момент проведения оценочных работ на земельных участках лесные насаждения, так как последние оцениваются отдельно.
Согласно принятой ПП РФ от 712.91 г. № 860 Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы), общий объем финансирования подпрограммы «Лес» на 9 лет предусмотрен в сумме 49 418,1 млн рублей (в ценах 2002 года).
На предпроектной стадии экологического проектирования строительства оценка воздействия на флору и растительность должна определять площади вырубки древесно-кустарниковой растительности, осушения болот, затопления и подтопления, характер нарушения растительного покрова, изменения землепользования, а также негативные последствия, связанные с ними.
На проектной стадии сведения о состоянии растительности на рассматриваемой территории следует увязывать с рельефом и почвами. Характеристика растительности района строительства должна отражать:
- зональные особенности распределения растительности на рассматриваемой территории, типы лесов, кустарников, травянистой растительности;
- площади занимаемые лесами, кустарниками, лугами, пастбищами, болотами и др.;
- породный состав лесов, возраст, среднюю высоту, диаметр и плотность деревьев и др.;
- промышленную ценность леса, его санитарное состояние;
- характер (интенсивность) и формы существующего лесопользования;
- бонитировку кустарниковой и травянистой растительности;
- наличие редких и реликтовых видов, в том числе занесенных в Красную книгу;
- наличие растительных особо охраняемых территорий (садов, парков, заказников, памятников природы и т. п.);
- существующее техногенное воздействие на растительность (повреждение кислотными дождями, загрязнение, подтопление и т. п.).
При наличии особо охраняемых видов флоры для них должны быть определены ареалы распространения, статус вида, характер произрастания, необходимые меры охраны.
При наличии лекарственных растений, грибов, ягодников и т. п. должны быть определены их перечень, ареал распространения, сырьевые запасы и др.
Оценка воздействия объекта на состояние растительности подразумевает выявление изменений:
- флористического разнообразия;
- количества доминантных и субдоминантных, а также редких и исчезающих видов;
- ареалов распространения различных видов растительности;
- структуры растительного покрова;
- площадей, занятых различными видами растительности;
- границ растительных сообществ;
- границ участков, подвергшихся антропогенному воздействию (затопление, подтопление, заболачивание, иссушение и т. п.), с использованием карт в масштабе 1:50 000 и крупнее.
Мероприятия по охране флоры и растительности должны обеспечивать компенсацию потерь от деградации и изменения растительного покрова. Таковых являются размещение проектируемых объектов с учетом требований по охране ОС и среды обитания уникальных видов; лесопосадки на нарушенных и рекультивированных землях; организацию особо охраняемых территорий и объектов (ООПТ).
Сметная стоимость намечаемых мероприятий должна отражать затраты на рекультивацию земель, восстановление лесов и других видов растительности, землевание малопродуктивных угодий, организацию особо охраняемых территорий.
Проектирование зеленых насаждений. Перспективный план озеленения разрабатывается на основе изучения местных экологических условий с учетом генерального плана развития города на перспективу. Заказчик разрабатывает «Задание на проектирование объекта», готовит «Протокол о договорной цене» и «Календарный план проектно-изыскательских работ». В зависимости от сложности и важности объекта устанавливают количество стадий. Их может быть три (эскизный проект, проект, рабочая документация), две (проект и рабочая документация) и одна (рабочий проект).
Общие указания по озеленению приводятся в СН 387-78. Состав и размер зеленых зон городов определяется согласно ГОСТ 17.5.3.01-78. Так, в городе с населением от 200 до 500 тыс. человек (например, Тверь) расположенном в зоне смешанных лесов с лесистостью свыше 25%, площадь зеленой зоны составляет 165 га/1000 жителей, а размер лесопарковой части (ГОСТ 17.6.3.01-78) должен составлять 20 га/1000 жителей. Согласно СНиП П-60-75 площадь садопарков города проектируется из расчета 6–15 м2/чел.
Земли зеленых зон могут быть отнесены к землям рекреационного назначения – разновидности земель особо охраняемых территорий. Согласно ч. 11 ст. 35 ГРК в их состав включаются территории занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В этом случае с соответствии со ст. 105 ЛК в их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на ОС, в том числе использование токсичных химических веществ для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, ведение сельского и охотничьего хозяйства, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение объектов капитально строительства за исключение лесных троп, гидротехнических сооружений.
Озеленение (ГОСТ 28329-89) является завершающей стадией любого строительства, оформления территорий и их благоустройства. Зеленые массивы, расположенные на территории микрорайонов, застройке не подлежат. На них выполняется проект благоустройства территории. Зеленым массивом в этом случае считается участок, на котором произрастает более 50 деревьев от 30 лет и старше, образующих единый полог.
Размещение застройки на территории парков, садов, скверов, бульваров и других насаждений общего пользования, на участках, предназначенных под создание насаждений общего пользования, не допускается.
Проектные организации не имеют права приступать к проектированию объектов без получения положительного заключения регионального комитета по природным ресурсам.
Проектная организация вместе с отделами районного архитектора и заказчиком разрабатывает в установленном порядке эскиз на отвод участка; СЭС представляет справку об экологической обстановке на участке предполагаемого строительства. Представляется также прогноз экологической обстановки после ввода в действие объекта. Эти материалы направляются на государственную экологическую экспертизу, которая проводит натурные обследования наличия и состояния зеленых насаждений на территории строительства и дает заключение о возможности и целесообразности строительства на данной территории.
В предпроектные работы должны включаться ландшафтный анализ территории и анализ градостроительной ситуации участка проектирования, направленные на определение рекреационных ресурсов территории, пригодности для освоения и возможности охраны и использования природных компонентов ландшафта.
Пригодность территории для рекреации должна определяться исходя из трех аспектов: функционального (учет климатических, гидрографическо-геологических и орографических условий, оценка растительных сообществ); гигиенического (оценка качества водных бассейнов, атмосферного воздуха, заболоченности, режима тишины); эстетического (учет красоты пейзажа, возможности обозрения панорам и пр.). Оценка производится по шкале баллов.
Для сравнительно небольших объектов (до 10 га) в урбанизированной среде и для уникальных объектов площадью до 100 га (парки культуры, зоопарки и т. п.) должна производиться детальная съемка всех деревьев диаметром более 3 см на высоте 1,3 м от поверхности земли. Обследование дает возможность учесть, сохранить и использовать все имеющиеся на территории ценные насаждения, определить оптимальное расположение сооружений, трасс инженерных коммуникаций, подъездов, площадок отдыха и т. д. Срок действия съемок – 3 года.
Должна быть обеспечена экономическая эффективность организации зеленого строительства, что достигается при соблюдении следующих приемов:
- максимальное сохранение и включение в планировочную структуру ландшафтной организации жилых территории существующих насаждений, водоемов, рельефа и т. д., что значительно снижает затраты на озеленение;
- создание системы зеленых пространств, рассчитанных на многоцелевое и полифункциональное использование;
- применение планировочных приемов, обеспечивающих комплексную механизацию строительно-эксплуатационных работ по зеленому строительству и благоустройству;
- использование типовых элементов благоустройства.
Следует использовать в зеленом строительстве ассортимент деревьев и кустарников с учетом санитарно-гигиенических требований (предотвращение аллергических заболеваний и т. д.). Необходимо подбирать виды растений, устойчивых к значительным техногенным нагрузкам.
Работы по подготовке территории следует начинать с разметки мест сбора и обвалования растительного грунта, а также мест пересадки растений, которые будут использованы для озеленений территории.
При организации стройплощадки следует принять меры по сбережению и минимальному повреждению всех зеленых объектов, отмеченных в проекте как сохраняемые: огораживание, частичная обрезка низких и широких крон, охранительная обвязка стволов, связывание кроны кустарников, засыпка гравием участков почвы под растениями, расположенными рядом с проездами и стоянками машин, для предупреждения уплотнения почвы.
При наличии на территории хорошего травостоя следует нарезать дернину, складировать и принимать меры по её сохранению (полив, пригонка) для последующего использования при устройстве газона.
К моменту начала работ по озеленению территория должна быть освобождена от подлежащих сносу строений, пней, остатков строительных материалов, мусора и пр.
Подсыпку углублений и ям, образованных при разборке подземных сооружений, стен и фундаментов, необходимо заполнять супесчаными и суглинистыми грунтами. Во избежание просадки почв подсыпка органическим мусором или отходами какого-либо химического производства не разрешается. Мелкий органический мусор (опилки, стружки, листья) можно перемешать с насыпанным грунтом.
При отсыпках или срезках грунта в зонах сохраняемых в зеленых насаждений размер лунок и стаканов у деревьев должен быть не менее 0,5 диаметра кроны и не более 30 см по высоте от существующей поверхности земли у ствола дерева.
Вертикальная планировка территории, прокладка подземных коммуникаций, устройство дорог, проездов и тротуаров перед началом посадок должны быть закончены.
Посадочный материал из питомников должен отвечать требованиям по качеству и параметрам, установленным ГОСТ 24909-81 (с изменениями от 01.01.88 г.), ГОСТ 25-769-83 (с изменениями от 01.01.89 г.) и ГОСТ 26869-86.
Таблица 11.1. Площади зеленых насаждений общего пользования (СНиП 2.07.01-89)
Озелененные территории общего пользования |
Площадь озелененных территорий, м2/чел |
|||
Крупнейших, крупных и больших городов |
Средних городов |
Малых городов |
Сельских поселений |
|
Общегородские |
10 |
7 |
8 |
12 |
Деревья и кустарники следует высаживать в соответствии с существующими в строительстве правилами и нормами, в частности, регламентируются расстояния от стен зданий и различных сооружений до места посадки растений (СНиП 2.07.01-89). Удельная площадь зеленых насаждений микрорайона (без учета школ, детских садов и яслей) принимается при расчете не менее 6 м2/чел (табл. 11.1).
Насаждения делятся на объемные (деревья и кустарники), вертикальные (вьющиеся) и горизонтальные (травянистые и цветочные). По назначению выделяют:
- ветрозащитные. При обтекании ветра плотного зеленого барьера возникает 4 зоны различных аэродинамических характеристик: а) с наветренной стороны на 6Н (Н – высота барьера), где скорость начинается снижаться; б) 3-4Н – подветренно с минимальной скоростью ветра; в) 6-12 Н – скорость до 75-80% свободного ветра с турбулентным характером движения воздуха; г) 24-30Н – достигает первоначальной скорости;
- солнцезащитные. Лучше использовать листопадные породы, так как листья опадают осенью;
- снегозащитные, лучше проектировать две узкие полосы с шириной разрыва 10-30 м;
- пылезащитные в виде 1-, 3- и 5- рядных полос. Листва должна быть шероховатой, морщинистой и густой;
- шумозащитные. Главный их параметр – вертикальная плотность, т. е. следует создавать несколько ярусов с густыми кронами. Должны быть шириной не менее 10 м и насчитывать 2–3 ряда. Создание газона вокруг источника приводит к снижению на 20% уровня шума, по сравнению с асфальтом.
При зеленом строительстве насаждения формируются простыми (луга, поляны, партеры, массивы, рощи) и сложными композициями (обработанные и озелененные элементы рельефа – понижения, тальвеги, холмы, склоны и т. д.). Парки, входящие в систему озеленения города подразделяют:
- по величине: на малые (до 20 га), средние (20-100 га) и большие (более 100 га);
- по функциональному назначению: на рекреационные, лечебно-оздорови-тельные, научно-познавательные, заповедные, мемориальные и т. п.;
- по составу преобладающей растительности и поверхности: садовые, лесные, луговые, гидрологические (аквапарки);
- по характеру строительства: на создаваемые вновь, реконструируемые и восстанавливаемые.
Территория парка подразделяется по назначению и использованию на зоны зрелищных и культурно-просветительских мероприятий, физкультурных сооружений, отдыха детей, парковых хозяйственных сооружений. Соотношения основных компонентов парков приведены в табл. 11.2.
Отдельные детские парки создают в крупных городах, их территории подразделяют на зоны: культурно-воспитательную, физкультурно-оздоровитель-ную, познавательную.
Спортивные парки (стадионы) включают комплекс спортивных сооружений и площадок отдыха.
Таблица 1.2. Площадь основных компонентов различных типов парков, %
Компоненты |
Садопарк |
Лесопарк |
Лугопарк |
Аквапарк |
Деревья и кустарники |
40-50 |
60-70 |
30-40 |
30-40 |
Газоны и луга |
20-35 |
15-25 |
40-60 |
15-25 |
Водоемы |
5-20 |
5-15 |
10-25 |
35-50 |
Дорожная сеть |
8-12 |
3-5 |
2-4 |
2-3 |
Здания и сооружения |
- |
0,5-1,0 |
1-2 |
1-2 |
Разработка проекта строительства, реконструкции или восстановления парка производится из планового задания заказчика и архитектурно-планировочного задания главного архитектора города и осуществляется в два этапа: технический проект и рабочие чертежи.