Строительство крупных промышленных и жилищно-гражданских объектов всегда затрагивает фауну и животный мир района, на котором намечено их размещение. Техногенные воздействия от таких объектов распространяются иногда на десятки и сотни километров. Основные факторы воздействия проектируемых объектов на фауну и животный мир сходные с факторами воздействия на флору и растительность.
При разработке подраздела проекта должна быть подготовлена общая характеристика существующего состояния фауны и животного мира в районе размещения проектируемого объекта. Сведения о состоянии животного мира следует увязывать с характером распространения растительности, рельефом, расположением водных объектов. Они должны отражать видовой состав, численность и ареалы обитания, кормовую базу, пути миграции, места гнездовий и нереста, промысловую ценность различных видов животных.
В результате воздействия строящегося объекта уменьшаются ареалы обитания животных и площади кормовых угодий, нарушаются естественные пути миграции и резко снижаются размеры популяций вплоть до полного их исчезновения. Характеристика животного мира района должна отражать:
- видовой состав диких животных, птиц, пресмыкающихся и др.;
- численность и ареалы обитания по видам и семействам животного мира, кормовую базу;
- пути миграции животных;
- места гнездовий боровой и болотной дичи;
- промысловую ценность различных видов животных;
- наличие редких, исчезающих, особо охраняемых видов, в том числе занесенных в Красную книгу;
- наличие и расположение охотничьих хозяйств, звероферм, хозяйств по разведению диких животных; их виды и поголовье; кормовую базу;
- подверженность животного мира антропогенному воздействию и его трансформацию.
Характеристики состояния животного мира определяются в зависимости от сложившихся эколого-фаунистических комплексов, свойственных различным ландшафтам и географическим зонам. Для диких животных должны быть определены статус вида, ареалы распространения, характеристики местообитания, среднее количество особей, промысловая ценность и необходимые меры охраны.
Плотность промысловых животных следует определять с учетом структуры лесных угодий, состояния водных объектов, наличия кормовой базы, гнездовий и других факторов, влияющих на размеры популяций. В материалах должна присутствовать карта в масштабе 1:50 000 и крупнее с указанием проектируемого объекта, других существующих антропогенных объектов и их санитарно-защитных зон, населенных пунктов, лесов, особо охраняемых территорий и ареалов распространения основных видов животных.
Оценка воздействия объекта на состояние животного мира требуют определения изменений:
- фауны;
- параметров среды обитания, количества и размеров популяций животных;
- условий миграции различных животных и птиц;
- условий нереста и нагула промысловых видов рыб;
- характера эксплуатации промысловых животных.
Согласно ПП РФ от 13.08.96 г. № 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» запрещается:
- выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;
- устройство сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;
- устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;
- расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.
При осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых работ необходимо использовать технологию, сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных. Производственные объекты должны иметь СЗЗ и очистные сооружения. При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного передвижения животных.
В проектах лесоустройства и при осуществлении мероприятий, связанных с использованием лесов, необходимо предусматривать меры по охране животных.
Промышленные и водохозяйственные процессы должны осуществляться на площадках, имеющих специальные ограждения. Необходимо хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации; помещать сточные воды в емкости для обработки или для транспортировки на специальные полигоны; максимально использовать безотходные технологии и замкнутые системы водопотребления; обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и траспортировки жидкого и газообразного сырья и др. При проектировании новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами. Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, вдоль них устанавливаются санитарно-защитные полосы. В местах массовой миграции птиц рекомендуется замена воздушной проводной связи на подземную кабельную или радиорелейную. При разработке проектной документации должен быть определен комплекс природоохранных мероприятий, обеспечивающих компенсацию потерь от деградации животного мира. В качестве таковых применяют восстановление лесов с характеристиками, пригодными для обитания определенных видов животных, улучшение условий обитания, размножения и кормовой базы, устройство искусственных путей миграции через линейные сооружения (транспортные магистрали, трубопроводы, каналы и др.), организация особо охраняемых территорий.
Если в зону воздействия проектируемого объекта попадают водные объекты, имеющие рыбопромысловое значение, составляются их ихтиологические характеристики, которые должны содержать:
- перечень видов рыб;
- описание, местоположение, размеры и продуктивность кормовой базы;
- описание мест нагула и нерестилищ;
- оценку промыслового значения различных видов рыб за последние 5 лет.
При проектировании рыбозащитных устройств используют «Методические рекомендации по проектированию рыбозащитных устройств водозаборных сооружений».
Для охраны и восстановления рыбных запасов организуют контроль за сбросом сточных вод в водные объекты, имеющие рыбохозяйственное значение; улучшают места нагула и нереста промысловых рыб; строят рыбозаводы для искусственного воспроизводства рыб; в отдельные периоды ограничивают заборы воды и сбросы сточных вод и др.
В случае нанесения экологического ущерба рыбному хозяйству на основании приказа МПР и Росрыболовства от 17.08.95 г. № 327/130 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля за проектированием, строительством компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов и их эксплуатации. Порядок рассмотрения ТЭО и проектов на строительство в рыбной отрасли утвержден приказами Росрыболовства от 24.05.99 г. № 128, от 12.07.00 г. № 195 и от 05.01.03 г. № 12-04-03/3.
Согласованию на уровне Росрыболовства и ЦУРЭН подлежат:
- материалы обоснования лицензий, заявок на геологическое изучение, поиск и разработку минеральных ресурсов, прокладку трубопроводов и линий связи во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и на континентальном шельфе (КШ) РФ;
- запросы на создание искусственных островов, установок и сооружений на КШ и в ИЭЗ.
Согласованию на уровне ЦУРЭН подлежат:
- материалы обоснования инвестиций, технико-экономические обоснования и проекты строительства. Реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности и другие проекты или материалы, осуществление которых может оказать воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания в пределах территории, подконтрольной двум и более бассейновым управлениям органов рыбоохраны или на водные биоресурсы и среду их обитания во внутренних морских водах, ИЭЗ и КШ РФ;
- документация на строительство (реконструкцию) рыбопропускных, а также водозаборных сооружений мощностью свыше 1 м3/с или вне зависимости от мощности, если водозабор располагается на морской акватории или водных объектах с напряженной экологической обстановкой (низовья рек Волги, Дона, Кубани, Терека), и оборудование их рыбозащитными устройствами различных типов и модификаций;
- документация на разработку нерудных материалов с общим запасом добываемых материалов более 100 млн м3 в руслах и в пойме рек Волги и Ахтубы (ниже Волгоградского гидроузла).
Во всех других случаях согласование проводят бассейновые управления органов рыбоохраны.
Сметная стоимость мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира определяется на основании результатов проведения оценки воздействия проектируемого объекта на животный мир и должна отражать затраты на рекультивацию земель, восстановление растительности, улучшение кормовой базы, устройство искусственных путей миграции, строительство звероферм и рыбозаводов, создание прудов, организацию особо охраняемых территорий и объектов и др.
При проектировании вольера для полувольного содержания диких животных проектом следует предусмотреть создание проволочно-сетчатого ограждения (диаметром 5 мм с ячеей не менее 150х150 мм), закрепленного на металлических опорах, которое дает возможность беспрепятственному прохождению мелких животных. Ширина пролета – 3 м, высота ограждения – 2 м, заглубление опор не менее 1,4 м. В необходимых местах следует запланировать ворота для свободного прохода местных жителей. Вольер следует оснастить смотровыми вышками, подкормочными площадками, а также солонцами и искусственными водопоями. Для определения оптимальной численности животных следует определить экологической емкости биоценозов на участках вольера.
В проекте следует предусмотреть систему мероприятий, направленных на регулирование поголовья охотничьих животных, сохранение среды обитания. Требуется интенсивная и качественная подкормка во все сезоны года (концентрированные корма даются из расчета 1–3 кг на голову копытного животного), регулирование полового и возрастного состава популяций – соотношение самцов и самок (для кабана 1:3, для оленя 1:5–7), контроль за численностью (выпуск молодых особей, беременных самок).
В целях избежания эпизоотий следует ежегодно проводить летние обследования всех водопоев, в случае низкого коли-титра и высокого коли-индекса необходима обработка хлорной известью. Следует предусмотреть устройство кормушек в непереувлажненных участках, уборку весной остатков корма и помета, обновление верхнего слоя почвы вокруг кормушек с обеззараживанием негашеной известью. Требуется ведение строгого ветеринарного контроля и медикаментозной профилактики, следует проводить выбраковку из стада больных животных. В целях предотвращения отрицательного воздействия на растительные сообщества следует предусмотреть выведение участков территории вольера на 2 года под зоны покоя, исключающие присутствие зверей.
Проекты ведения охотничьего хозяйства должны содержать характеристику экологической емкости территории и состояние ее компонентов (табл. 12.1).
Таблица 12.1. Оптимальная численность животных (Тверская область)
Виды |
Плотность на 1000 га свойственных угодий (голов) |
1 |
2 |
Лось |
2,4 |
Кабан |
2,8 |
Заяц-беляк |
47,6 |
Заяц-русак |
3,9 |
Белка |
55,6 |
Лисица |
3,1 |
Енотовидная собака |
2,4 |
Барсук |
1,4 |
Куница |
3,6 |
Бобр |
28,6 |
Выдра |
1,9 |
Норка |
14,3 |
Медведь |
0,3 |
Хорь лесной |
0,3 |
Глухарь |
4,8 |
Тетерев |
18,8 |
Рябчик |
7,9 |
Серая куропатка |
9,4 |
Территория охотохозяйства должна быть разделена на егерские обходы. Основными биотехническими мероприятиями являются подкормка животных древесно-веточными кормами, зерноотходами и корнеплодами, а также минеральная подкормка, борьба с волками и серой вороной.
В составе материалов обоснования объёмов (лимитов, квот) изъятия объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, направляемых на экспертизу в территориальные органы МПР России должны быть представлены:
- положительные заключения и/или материалы согласований с государственными территориальными органами надзора и контроля, уполномоченными осуществлять государственное функциональное регулирование в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.
- пояснительная записка, содержащая:
а) краткую характеристику природных условий территории в предыдущем году, включая характеристику кормовой базы диких копытных животных,
б) данные о численности охотничьих животных, в том числе волка, по результатам учётных работ, проведённых в предыдущем сезоне (с указанием методов учёта), характеристику изменения численности охотничьих животных в предстоящем сезоне по отношению к предыдущему, с указанием причин её сокращения или увеличения,
в) информацию о квотируемых видах охотничьих животных, изъятие которых ограничено или запрещено (с соответствующим обоснованием),
г) данные по зарегистрированным случаям нелегального изъятия квотируемых охотничьих животных;
- табличный материал, отражающий динамику численности и использования охотничьих животных, включающий:
а) динамику численности охотничьих животных по видам на территории субъекта РФ за последние 5 лет, по данным Госохотучёта России,
б) данные о квотах, утверждённых Охотдепартаментом Минсельхозпрода России, и о фактическом изъятии по видам охотничьих животных на территории субъекта РФ за последние 5 лет,
в) оценку численности охотничьих животных за предыдущий сезон, нормативы предельного изъятия и проекты допустимых объёмов изъятия в предстоящем сезоне.
Государственная экспертиза материалов, обосновывающих объёмы (лимиты, квоты) изъятия (промысла, добычи) объектов животного мира установлена ст. 20 ФЗ «О животном мире», а также ст. 31 ФЗ «О континентальном шельфе РФ», ст. 34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», ст. 27 ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ».
Объекты экспертизы федерального уровня – материалы, обосновывающие прогнозы общих допустимых уловов (ОДУ):
- промысловых рыб, водорослей, беспозвоночных и морских млекопитающих во внутренних морских водоёмах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;
- осетровых видов рыб в Азовском и Каспийском морях и в пресноводных водоёмах (реках и водохранилищах) на территории РФ;
- тихоокеанских лососей в морских водоёмах Дальнего Востока;
- промысловых рыб в озере Байкал;
- промысловых рыб, других водных животных и растений в водных объектах (озёрах и водохранилищах), находящихся на территории двух или нескольких субъектов РФ, а также в пограничных реках и озёрах;
- материалы, обосновывающие корректировку (увеличение и/или уменьшение) объёмов утверждённых ОДУ промысловых рыб, водорослей, беспозвоночных и морских млекопитающих в пресноводных водоёмах компетенции экспертизы федерального уровня, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;
- иные материалы, обосновывающие объёмы (лимиты, квоты) изъятия (промысла, добычи) объектов животного мира в пресноводных водоёмах компетенции экспертизы федерального уровня, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Объекты экспертизы уровня субъекта РФ – материалы, обосновывающие прогнозы ОДУ:
- промысловых рыб, других водных животных и растений в пресноводных водоёмах на территории субъектов РФ;
- материалы, обосновывающие проекты допустимых объёмов (лимитов, квот) изъятия охотничьих животных в сезоны охоты (текущий/последующий годы) на территории субъектов РФ;
- материалы, обосновывающие корректировку (увеличение и/или уменьшение) утверждённых объёмов допустимого изъятия охотничьих животных на территории субъектов РФ;
- иные материалы, обосновывающие объёмы (лимиты, квоты) изъятия (промысла, добычи) объектов животного мира на территории субъектов РФ.
Прогнозы ОДУ промысловых рыб, водорослей, беспозвоночных и морских млекопитающих в пресноводных водоёмах, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, проекты допустимых объёмов изъятия охотничьих животных на территории субъектов РФ разрабатываются, соответственно ведомственными научно-исследовательскими институтами Росрыболовства и Минсельхоза РФ.
Основная цель разработки прогнозов ОДУ промысловых рыб, водорослей, беспозвоночных и морских млекопитающих и проектов допустимых объёмов изъятия охотничьих животных – на основании анализа существующего и ожидаемого состояния эксплуатируемых биоресурсов оценить дифференцированно по районам и объектам промысла (добычи) величины запаса (численности) добываемых объектов и установить объёмы их допустимого изъятия (лимиты), которые не приведут в долгосрочной перспективе к сокращению биологического разнообразия животного мира и при этом сохранится способность промысловых гидробионтов и охотничьих животных к воспроизводству и устойчивому существованию, а в конечном итоге будут способствовать неистощительному ведению промысла.
Таким образом, ОДУ промысловых рыб, водорослей, беспозвоночных и морских млекопитающих и допустимые объёмы изъятия охотничьих животных, по существу, являются ежегодно устанавливаемыми экологическими нормативами допустимого изъятия водных и охотничьих животных, водных растений.
Установление объёмов (квот) для промышленного, спортивного и любительского лова (промысла), для осуществления государственного мониторинга за состоянием промысловых популяций, для выполнения научно-исследовательских работ, для целей воспроизводства, акклиматизации и аквакультуры, для выполнения межправительственных соглашений осуществляется только в пределах утверждённых ОДУ промысловых рыб, водорослей, беспозвоночных и морских млекопитающих и допустимых объёмов изъятия охотничьих животных.