Тема 2. Предельно допустимые выбросы (ПДВ), временно-согласованные вы­бросы (ВСВ) и санитарно-защитные зоны (СЗЗ) Экологи­ческие требования к ЭЭ  воздухоохранных мероприя­тий, подразделу доку­ментации «Охрана атмо­сферного воздуха» на предпроектной и проектной стадиях

 

При размещении, проектировании, строи­тельстве и вводе в эксплуата­цию новых и реконструи­рованных объектов, при техническом перевоору­жении дей­ствующих объектов граждане, индивидуальные предпринима­тели, юридиче­ские лица обязаны осущест­влять меры по максимально воз­можному снижению выброса ЗВ с использованием ма­лоотходной и безот­ходной технологии, ком­плексного использования природных ресурсов, а также мероприя­тия по улав­ливанию, обезвреживанию и утилизации вред­ных выбросов и отходов.

Запрещается проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объ­ек­тов, являющихся источни­ками загрязнения атмосферы, на террито­риях с уров­ня­ми загрязнения, превышающими установленные гигие­ниче­ские норма­тивы.

На основании результатов расчетов рассеивания в АВ составляют пе­речень ЗВ, выбросы которых могут быть предложены в качестве нормати­вов пре­дельно допустимых выбросов (ПДВ). Предложения по нормати­вам ПДВ раз­рабатываются по каждому веществу для каждого источника (г/с и т/год) и для предприятия в целом (т/год) с учетом влияния нестацио­нарных выбросов. Нор­матив ПДВ устанавливается в ГОСТ 17.2.3.02-78 (Пра­вила установления допустимых выбросов вредных веществ про­мыш­лен­ными предприятиями) и для  предприятия равен сумме ПДВ этого веще­ства от всех источников выброса.

Для каждого источника загрязнения проектируемого предприятия ус­танав­ливается такой ПДВ каждого из веществ, при котором суммарная концентрация его с учетом перспективного фонового загрязнения, созда­ваемого всеми источ­никами рассматриваемого и других предприятий рай­она, не превышала бы со­гласованной доли от ПДК. При установлении ПДВ для источника загрязнения атмосферы учиты­вают определенные расчетом или экспериментальным спосо­бом значения фоновых концентраций вред­ных веществ в воздухе Сфон (мг/м3) от остальных источников (в том числе от автотранспорта) города или другого на­селен­ного пункта, для этого вместо С принимают С + Сфон. Для городов с населением менее 250 тыс. человек приняты следующие нормы фоновой концентрации вещества: SO2 – 0,1 мг/м3, NO2 – 0,03 мг/м3, СО – 1,5 мг/м3, пыль – 0,2 мг/м3.

При учете суммации вредного действия n веществ для каждого i-го вред­ного вещества в отдельности значение фоновой концентрации Сфон оп­ределяют так же, как и в случае одного вредного вещества. При установле­нии ПДВ (ВСВ) и фо­новой концентрации вредных веществ Сфон их значения относят к тому же вре­менному интервалу осреднения, что и ПДК.

Установление значения ПДВ, как количества вредных веществ, кото­рое не разрешается превышать при выбросе в атмосферу в единицу вре­мени, произво­дят на основе методов расчета ПДВ в атмосферу, утвер­жденных специально уполномоченных государственных органов в об­ласти охраны атмосферного воздуха (СУГО ООАВ).

Если в воздухе городов или других населенных пунктов концентрации вредных веществ превышают ПДК, а значения ПДВ по причинам объек­тивного характера в настоящее время не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выбросов ЗВ от действующих  предприятий до значе­ний, обеспечи­вающих соблюдение ПДК вредных веществ, или до полного предотвращения выбросов. На каждом этапе до обеспечения величин ПДВ устанавливают вре­менно согласованные  выбросы (ВСВ) вредных ве­ществ на уровне вы­бросов пред­приятий с наилучшей достигнутой техно­логией производства, аналогичных по мощности и технологическим про­цессам. Установление значении ВСВ для дей­ствующих предприятий про­изводят по тем же мето­дам, что и ПДВ.

При установлении ПДВ (ВСВ) следует учитывать перспективу разви­тия предприятий, физико-географические и климатические условия  мест­ности,  расположение промышленных площадок и участков существую­щей и намечен­ной жилой застройки, санаториев, зон отдыха городов, вза­имное расположение промышленных площадок и селитебных территорий и др.

Для предотвращения и максимального снижения организованных и не­орга­низованных выбросов ЗВ должны быть использованы наиболее совре­менная технология, методы очистки и другие технические средства в соот­ветствии с требованиями санитарных норм проектирования промышлен­ных предприятий. Величины ПДВ (ВСВ) и материалы по их обоснованию должны быть согласо­ваны с СУГО.

Использование рассеивания ЗВ в атмосфере за счет увеличения высоты их выброса допускается только после применения всех имеющихся совре­менных технических средств по сокращению выбросов вредных веществ.

Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиноких источников устанавливают суммарный ПДВ (ВСВ). В результате сумми­рования ПДВ (ВСВ) отдельных источников загрязнения атмосферы уста­навливают значения ПДВ (ВСВ) для предприятий или объектов и их ком­плексов в целом. ПДВ (ВСВ) пересматривают не реже одного раза в пять лет. Для вновь проектируе­мых объектов ВСВ не устанавливаются. Запрещается размещение, проектирование, строительство и ввод в экс­плуа­тацию объектов, если в составе выбросов присутствуют вещества, не имеющие утвержденных ПДК или ОБУВ. Площадка для строительства новых и расши­рения существующих объ­ек­тов выбирается с учетом аэроклиматической характеристики (табл. 18.1), рельефа местно­сти, закономерностей распространения промышленных вы­бросов в ат­мосфере, а также потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА).

 

Таблица 2.1. Определение ПЗА по среднегодовым значениям

метеороло­гиче­ских параметров

Потенциал за­грязнения

атмосферы (ПЗА)

Приземные инверсии

Повторяемость, %

Высота слоя пе­ремеще­ния, км

Продол-житель-ность ту­мана, ч

Повто-ряе- мость, %

Мощ-ность, км

Ин-тен-сив-ность, ºС

Ско-рость ветра 0-1 м/сек

В том числе непрерывно подряд дней за­стоя воз­духа

Низкий

20-30

0,3-0,4

2-3

10-20

5-10

0,7-0,8

80-350

Умеренный

30-40

0,4-0,5

3-5

20-30

7-12

0,8-1,0

100-550

Повышенный континентальный

приморский

 

30-45

30-45

 

0,3-0,6

0,3-0,7

 

2-6

2-6

 

20-40

10-30

 

3-18

10-25

 

0,7-1,0

0,4-1,1

 

100-600

100-600

Высокий

40-60

0,3-0,7

3-6

30-60

10-30

0,7-1,6

50-200

Очень высокий

40-60

0,3-0,9

3-10

50-70

20-45

0,8-1,6

10-600

 

В структуру проекта тома ПДВ (ВСВ) входят разделы:

1. Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ. Приводятся результаты определения массы выбросов в единицу времени от каждого источника загрязнения и ее сравнение с установленным нормативом ПДВ.

2. Лимиты выбросов (ВСВ).

3. Фоновые концентрации и ПДК ЗВ в АФ. Приводятся карты-схемы предприятия с источниками выбросов, ситуационный план района размещения предприятия с указанием СЗЗ, селитебных, промышленных зон, зон отдыха, постов наблюдения за состоянием АВ.

4. Мероприятия по охране АВ.

5. Характеристика аварийных выбросов.

8. Очистные сооружения. Описание установок, анализ их технического состояния, мероприятия по сокращению выбросов и др.

Размещение предприятий, отнесенных в соответст­вии с санитарной класси­фикацией к I и II классам вредности, на территориях с высоким и очень высо­ким ПЗА решается в индивидуальном порядке главным госу­дарственным са­нитарным врачом РФ или его заместителем.

He допускается размещать в жилой зоне и местах массового отдыха объ­екты I, II классов вредно­сти. Для проектируемых предприятий, их от­дельных зданий и со­ору­жений с технологическими процессами, являющи­мися источни­ками загрязне­ния АВ, в том случае, если после осуществле­ния всех технических и технологических мероприятий по газоочистке и обез­вреживанию выбросов ЗВ и снижению других вредных воздействий не обеспе­чиваются предельно допустимые для селитебной территории уровни концен­трации вредных веществ или физического воз­действия, обязательно устанавли­ваются сани­тарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Сан­ПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 (Сани­тарно-защитные зоны и сани­тарная классифи­кация предприятий).

Достаточность ширины СЗЗ подтверждается расчетами прогнозируе­мых уров­ней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере ЗВ, содержащихся в выбросах объектов, а также ре­зультатами лабораторных исследований АВ в районах размеще­ния аналогич­ных действующих объектов. Размеры СЗЗ устанавливают в соответствии с ут­вержденными отраслевыми нормами размещения про­мышленных предприятий и «Методикой расчета концентраций в АВ вред­ных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (ОНД-86), а также с учетом требований нормативных документов по защите от шума, вибрации и других видов физического воздей­ствия. В СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не мо­гут рассматриваться как резервная террито­рия объ­екта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории. Размер СЗЗ до границ жилой застройки устанавливают:

- для предприятий с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения АВ вредными и неприятно пахнущими веществами, – непосредственно от крайних источников загрязнения сосредоточенными (трубы, шахты и т. п.) или рассредоточенными (двери, окна, открытые склады, бункера и т. п.);

- предприятий с технологическими процессами, являющимися источниками шума, вибрации, электромагнитных волн и других вредных факторов, поступающих в ОС, – от зданий, сооружений и площадок, где установлено производственное оборудование (агрегаты, механизмы), создающие эти вредные факторы;

- тепловых электростанций, производственных и отопительных котельных – от дымовых труб.

В подразделе  проекта строительства «Охрана АВ от загрязнения» для характеристики СЗЗ должны быть приведены:

- нормативный размер СЗЗ в зависимости от класса опасности;

- принятый размер СЗЗ и величины приземных концентраций ЗВ на границе СЗЗ;

- данные о количестве жителей, подлежащих выселению из СЗЗ;

- требования к переносу отдельных объектов и сооружений;

- затраты на создание СЗЗ.

Выбор площадки для строительства объектов осуществляется на пред­про­ектной стадии, при обосновании инвестиций. Органи­зацию вы­бора площадки (трассы), подготовку необходимых материалов и полноту согла­сования намечае­мых при этом решений обеспечи­вает заказчик про­екта.

Площадка для строительства выбирается в соответствии с действую­щим экологическим законодательством и утвержденной в уста­новленном порядке градостроительной документацией (генеральными планами горо­дов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки террито­риальных об­разований и др.).

Материалы по обеспечению качества АВ, представляемые в специ­ально уполномоченные государственные органы (СУГО) государственного контроля  для заключения о соответствии их санитарным и экологическим правилам, на стадии выбо­ра площадки должны содержать:

- обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строитель­ства, включая особенности физи­ко-географических и аэроклиматиче­ских усло­вий, в т. ч. рельефа местности, ПЗА, данные о фоновом загрязне­нии местности, полученные и согласованные в установ­ленном порядке;

- перечень ЗВ, выбрасываемых в атмосферу, с указанием для них ПДК или ОБУВ, а также вещества, не имеющие норматива (ПДК или ОБУВ);

- качественные и количественные характеристики выбросов ЗВ в АВ с обоснованными результатами опытно-промышленных испытаний новых техно­логий, данными длительной эксплуа­тации действующего аналога, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства;

- намечаемые принципиальные решения по предупреждению загрязне­ния АВ, включая вторичные источники и неорганизованные выбросы;

- данные о возможных аварийных и залповых вы­бросах в АВ;

- обоснование размеров СЗЗ и объемов ее финансиро­вания;

- расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязне­ния АВ с учетом   дей­ствующих, строящихся и намеченных к строительству объектов;

- перечень и характеристика научно-исследовательских работ (НИР), экспе­ри­ментальных и (или) опытных работ, которые необходимо выпол­нить для осу­ществления принятых решений по охране АВ от загрязнения, и сроки их вы­полнения. Для веществ, требующих разработки гигиениче­ских нор­мативов (ПДК, ПДК взамен ОБУВ, ОБУВ), НИР должны завер­шаться до утвер­ждения проектно-сметной доку­ментации;

- графические материалы:  ситуационный  план  с указанием дейст­вующих, строящихся и намеченных к строительству объектов и их сани­тарно-защитных зон, существующих и перспективных районов жилищно-гражданского строи­тельства, с нанесением «розы ветров» и данных о су­ществующем и ожи­даемом загрязне­нии АВ; генплан площадки намечае­мого к строительству объ­екта с на­несением источников выбросов в АВ.

Проектно-сметная документация разра­батыва­ется в соответствии с ре­шениями по обеспечению качества АВ, по которым на стадии выбора площадки под строительство было дано заклю­чение об их соот­ветствии санитарным правилам и гигиеническим норма­тивам. Внесение изме­нений в указанные решения требует дополнитель­ного заключения до окончания разработки проекта.

На заключение в СУГО представляются одновременно проектно-смет­ная документация на строительство объекта и проект организации и благо­устрой­ства СЗЗ, который разрабатывается в строгом соответствии с гигие­ническими требованиями и включает в числе первоочередных мероприя­тий переселение жителей в случае попа­дания жилой застройки в СЗЗ. Сроки его реализации  должны соответство­вать срокам окончания строи­тель­ства объектов.

Проектно-сметная документация на строи­тельство объекта включает сле­дующие материалы тех­нологической части проекта и раздела «Охрана окру­жающей среды»:

- обоснование  принятых  проектных решений  по технологии произ­водства в части уменьшения образо­вания и выделения ЗВ и сопоставление их с луч­шими отечественными и зарубежными аналогами;

- обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбро­сов в АВ с подтверждением принятой эффективности очистки условиями эксплуа­та­ции на аналогичных предприятиях с передовыми тех­нологиче­скими решениями в отечественной и зарубеж­ной практике или материа­лами  лабора­торно-произ­водственных  испытаний  при  использовании  но­вых приемов очи­стки;

- предложения по предотвращению аварийных вы­бросов ЗВ;

- мероприятия по снижению неблагоприятного воз­действия   залповых   выбросов, предусмот­ренных технологическими регламентами;

- обоснование мероприятий по снижению выбросов ЗВ в АВ в периоды не­благо­приятных метеорологических условий;

- качественные и количественные характеристики выбросов ЗВ в АВ по от­дельным цехам, производствам, сооружениям;

- данные о существующих уровнях загрязнения АВ (фоновые концен­тра­ции), получен­ные и согласованные в установленном порядке;

- результаты   расчета  загрязнения АВ в районе размещения объекта и его анализ (с учетом продуктов трансформации);

- предложения по ПДВ вредных веществ;

- сметная ведомость о затратах на реализацию ме­роприятий по обеспе­че­нию качества АВ;

- очередность строительства и пусковые комплек­сы;

- предложения по системе контроля за загрязнени­ем АВ в зоне влияния вы­бросов объ­екта;

- графические материалы: ситуационный план рай­она размещения объ­екта с нанесением на него санитар­но-защитных зон действующих, строя­щихся и на­мечен­ных к строительству объектов, мест проживания и зон массового отдыха населения, генплан площадки наме­чаемого к строитель­ству объекта с нанесе­нием источ­ников выбросов в АВ;

- приложения: акт по выбору площадки для строи­тельства; заключение тер­риториального управления гражданской авиации в случае проектирова­ния вы­соких труб.

Необходи­мость внесения изменений в про­ектные решения по охране атмосферного воздуха обос­новыва­ется проектной организацией – гене­ральным проекти­ровщиком объекта, и строительство ведется лишь после заключения СУГО.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпиде­мио­ло­гическом благополучии населения» лица, ответственные за выполнение ра­бот по проекти­рова­нию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушений санитарных правил или не­возможности их вы­полнения обязаны приостановить либо полно­стью пре­кратить проведе­ние ука­занных работ и их финансирование и (или) креди­тование.

Юридические лица, имеющие источники вы­бросов ЗВ в АВ, должны обес­печивать проведение лабораторных исследований за загрязнением АВ в зоне влияния выбросов данного объекта согласно ГОСТ 17.2.3.01-86.

Размещение постов наблюдения, перечень ЗВ, подлежащих контролю, ме­тоды их определения, а также периодичность отбора проб АВ согласо­вываются в установлен­ном порядке. Результаты производственного кон­троля за за­грязне­нием АВ должны представ­ляться в СУГО в установлен­ном порядке.

Основными задачами разработки подраздела «Охрана воздушного бас­сейна района расположения объекта от загрязнения» являются:

- уточнение по сравнению с предпроектными проработками состава, коли­чества и параметров выбросов ЗВ предприятия;

- определение расположения источников выброса ЗВ и их параметров;

- разработка комплекса мероприятий по сокращению выбросов ЗВ от вво­димых и действующих производств;

- определение степени влияния рассматриваемого предприятия на за­грязне­ние атмосферы на границе СЗЗ и в населенных пунктах, находя­щихся в зоне влияния предприятия;

- разработка предложений по нормативам ПДВ загрязняющих веществ для источников загрязнения проектируемого объекта;

- определение стоимости воздухоохранных мероприятий, ущерба от за­гряз­нения атмосферы и экономической эффективности.

Состав раздела проектной   документации включает следующие подразделы:

1. Краткая характеристика физико-географических и климатических усло­вий района и площадки строительства.

1.1. Расположение площадки предприятия.

1.2. Рельеф.

1.3. Клима­тиче­ские (тип климата, средние температуры по месяцам и т. п.) и аэроклиматические (повторяемость и продолжительность призем­ных и припод­нятых температурных ин­версий, различных скоростей и на­правлений ветра, штилей, осадков, тума­нов) характеристики воздушного бассейна по парамет­рам, определяющим рассеивание промыш­ленных вы­бросов.

2. Характеристика уровня загрязнения АВ в районе объекта.

3. Воздействие объекта на АВ и характеристика источников выброса.

4. Мероприятия по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферу.

5. Мероприятия по регулированию выбросов ЗВ при неблагоприятных ме­теорологических условиях (НМУ).

6. Расчет приземных концентраций ЗВ от выбросов объекта.

7. Установление ПДВ и ВСВ промышленного объекта.

8. Методы и средства контроля за состоянием воздушного бассейна.

9. Определение размеров СЗЗ.

10. Сметная стоимость воздухоохранных объектов и мероприятий.

Принимаемые в проекте технические решения и ожидаемые резуль­таты обеспечения чистоты АВ должны соответст­вовать решениям, приня­тым в ТЭО (ТЭР), а при отступлении от них содержать соответствующие обоснования. Пояснительная записка  подраздела «Охрана атмосферного воздуха от загрязнения»  включает:

- краткую характеристику принципиальных решений и производимой про­дукции, Обоснование решений по технологии производства для уменьшения образования и выделения вредных веществ. Сравнение их с передовыми техни­ческими решениями отечественной и зарубежной прак­тики;

- характеристику источников выбросов ЗВ в атмосферу (состав, коли­чество и т. п.);

- таблицу параметров выбросов по форме ГОСТ 17.2.3.02-78;

- способы определения величин выбросов организованными и неорга­низо­ванными источниками;

- сведения о возможных аварийных выбросах;

- описание комплекса мероприятий по защите АВ от загрязнения;

- результаты расчета приземных концентраций и анализ достаточности пре­дусмотренных мероприятий;

- характеристику мероприятий по снижению выбросов ЗВ при НМУ;

- описание способов и методов контроля выбрасываемых ЗВ;

- перечень и краткую характеристику научно-исследовательских, экс­пери­ментальных и опытных работ, которые необходимо выполнить для осуществ­ления принятых решений по охране АВ;

- сведения о сметной стоимости воздухоохранных мероприятий;

- оценку экономической эффективности предусмотренных воздухоох­ран­ных мероприятий;

- генплан предприятия с указанием источников выбросов ЗВ.

Порядок согласования и утверждения подраздела осуществляется в со­от­ветствии с требованиями СНиП 11.01-95 и ОНД 1-84.