Тема 6. Проекты предельно-допустимых сбросов (ПДС), лимитов сбросов или временно согласованных сбросов (ВСС), комплексного использования водных ресурсов. Водоохранные зоны (ВЗ) и прибрежные защитные полосы (ПЗП), зоны санитарной охраны (ЗСО) источ­ников водоснабжения и экологические требования к их проектирова­нию

 

Для объектов, сбрасывающих сточные воды устанавливаются норма­тивы предельно допус­тимых сбросов (ПДС) веществ в вод­ные объекты ко­то­рые ут­верждаются СУГО. ПДС устанав­ливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого за­грязняющего вещества, в т. ч. продук­тов его транс­формации, исходя из условия, что их концентрации не будут пре­вышать ги­гиениче­ские нормативы хи­мических веществ и микроорганизмов (ПДК) в воде вод­ного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска. При расчете ПДС ас­симилирующая способность водных объектов не должна учитываться. Временные согласованные сбросы (ВСС) химических веществ, устанав­ли­ваемые для действующих предприятий на период осу­ществления мер по дос­тижению ПДС (на срок не более 5 лет), не должны созда­вать в расчетном створе концентрации, превышающие ПДК по са­нитарно-токси­кологическому признаку вредности.

Нормативы ПДС используются при выдаче лицензий на водопользо­ва­ние, осуществлении государственного контроля за использованием и ох­ра­ной вод­ных объектов, установлении разме­ров платежей, связанных с поль­зованием водными объек­тами, наложении штрафов и предъявле­нии исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства, оценке эффективно­сти водо­охранных мероприятий.

Нормативы  ПДС (Методические указания при разработке нормативов ПДС вредных веществ…, 1998)  разраба­тываются  и утверждаются для про­ектируемых  (реконструируемых) и дейст­вующих предпри­ятий-водопользова­телей.

В целях достижения нормативов ПДС во­допользователями разрабаты­ваются планы водоох­ранных мероприятий, вклю­чающие в себя работы по восстановле­нию, рациональному ис­пользо­ванию и охране водных объектов, кото­рые должны быть обеспечены финансовыми и материаль­ными ресур­сами и получить положи­тельное заключение государственной экологи­че­ской экспер­тизы.

По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных меро­приятий по дости­же­нию нормативов ПДС лимиты пересматри­ваются в сто­рону их умень­шения с учетом вне­дрения наи­лучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возмож­ности внедре­ния малоот­ходных и иных эколо­гически чистых технологий основного произ­водства, вклю­чая ограни­чение применения опасных веществ и материалов.

Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нор­мативов ПДС и его этапов ус­танавливается в каждом кон­крет­ном случае в зависимости от сте­пени риска для здоровья населения, эко­логи­че­ского состоя­ния водного объекта и его биоре­сур­сов, социально-эко­номических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зару­бежных техно­логий.

Нормативы ПДС разрабатываются во­допользователем  или  по  его за­казу  научной, проект­ной   или иной  организацией,  имеющей лицензию на проведе­ние данных работ, на основании расчётных материалов по норма­тивам пре­дельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсут­ствии таковых, исходя из недопустимости превышение ПДК загрязняющих веществ в водных объектах, определен­ных с учетом целевого ис­пользования этих объек­тов. Согласованные в установленном порядке нормативы ПДС с положи­тельным заключени­ем государственной экологиче­ской экспертизы (в слу­чае, если ее про­ведение необходимо) пред­ставля­ются водопользовате­лем в территориаль­ный (бас­сей­новый) орган МПР России.

Решение об утверждении или отказе в ут­верждении нормативов ПДС прини­мается тер­рито­риальным (бассейновым) ор­ганом МПР России в тече­ние 15 дней, а по особым крупным и слож­ным объектам – в течение 30 дней со дня получения от водопользователя нормативов ПДС со всеми необхо­димыми документами.

В случае отказа в утверждении норма­тивов ПДС водопользователь орга­низует их доработку и представление в террито­риальный (бассейновый) ор­ган МПР Рос­сии на повторное рассмотре­ние.

В случае изменения экологической обста­новки в бассейне водного объ­екта или его части, появления новых или уточне­ния параметров существую­щих источ­ников загрязнения водных объек­тов установленные нормативы ПДС могут быть пере­смотрены до истечения срока их дей­ствия. Пере­смотр нормативов ПДС обес­печива­ется водопользователем.

С целью соблюдения нормативов ПДС осуществляется производствен­ный контроль за сбро­сом сточных вод. При производственном контроле ведутся наблюдения:

- за расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных звеньях техно­логической схе­мы очистки и их соответствием установленным регла­ментам;

- расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в водные объ­екты, и их со­ответствием, установленным нормативами ПДС;

- расходом, составом и свойствами вод в мес­тах собственных водозабо­ров, фо­новых и кон­трольных створах водных объ­ектов, прини­мающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.

В случае одновременного использования водного объекта для различных це­лей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жест­кие нормы из числа ус­тановленных, таковыми являются рыбохозяйственные.

Если в водном объекте под воздействи­ем природных факторов по от­дельным вещест­вам превышается ПДК, то для такого объекта могут разрабаты­ваться в установленном порядке региональные нормы качества воды.

При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйст­венно-питьевых и коммунально-бытовых целей, нормы качества воды вод­ных объектов или ее природный состав и свойства  в  случае  пре­вышения  этих  норм должны выдерживаться в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по те­чению пункта водопользования, а в водоемах – на ак­вато­рии в радиусе одного ки­лометра от пункта водопользования.

При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для рыбохо­зяйст­венных целей, нормы качества воды в них или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм должны соблюдаться в пределах всего рыбохозяй­ственного участка, начиная с контроль­ного створа, опреде­ляемого в каждом кон­крет­ном случае СУГО, но не далее 500 мет­ров от места сброса сточных вод.

При сбросе сточных вод в водный объект через выпуски с рассеиваю­щими оголовками нор­мативные требования к со­ставу и свойствам воды вод­ного объекта должны обеспечиваться в створе начального разбавления вы­пуска сточ­ных вод. В водохранилищах или в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, рабо­тающей в резко переменном режиме, необходимо учиты­вать возмож­ность воздей­ствия на пункты водо­пользова­ния обратного течения.

При отведении в водные объекты сточных вод после охлаждения агре­гатов концен­трация за­грязняющих веществ в сточ­ных водах устанавлива­ется  на  уровне   концентрации  веществ в воде водного объекта в месте забора воды для  охлаждения агрегатов  при условии пользования одним и тем же водным объектом.

При определении кратности разбавле­ния сбрасываемых сточных вод во­дой водного объекта в контрольном створе (на участке водо­пользования) принима­ются следующие расчет­ные условия:

- для незарегулированных водных объектов – расчетный  минимальный сред­немесячный рас­ход воды года 95% обеспечен­ности;

- для зарегулированных водных объектов – установленный гарантиро­ванный расход воды ниже плотины (санитарный по­пуск) с учетом исключе­ния возможных обратных течений в нижнем бьефе.

Кроме того, учитывается:

а) кратчайшее расстояние и минимальная ско­рость течения на участке от места выпуска сточ­ных вод до контрольного створа (границ уча­стка водо­пользо­вания);

б) наименее благоприятный режим, опреде­ляемый путем сопоставления рас­четов для волно­вого воздействия, условий сработки и напол­нения водо­хранилищ при открытом и подлед­ном ре­жиме;

в) степень смешения сточных вод с водой вод­ного объекта на расстоянии от места выпуска сточ­ных вод;

г) фоновая концентрация загрязняющих ве­ществ в водных объектах в местах выпуска сточ­ных вод.

Данные о гидрологическом режиме и природных фоновых концентра­циях нормируе­мых  показателей  вод водного  объ­екта  могут быть полу­чены в Рос­гидромете. При отсутствии наблюдений водопользо­ватель с це­лью получения ука­занных данных должен организовать проведение специ­аль­ных наблю­дений с при­влечением научных и проектных организаций, имею­щих лицензию на проведение этих работ.

Водопользователь согласовывает с СУГО  места и периодичность отбора проб, перечень контроли­руемых   показателей,   применяемые   методики от­бора проб воды и анализов проб, объем и по­рядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты.

Наряду с химическими методами кон­троля осуществляется контроль токсич­ности природ­ных и сточных вод с использо­ванием утвержденных в установлен­ном порядке мето­дов биотес­тирования.

В случае обнаружения токсичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в кон­трольном створе водного объекта необхо­димо устано­вить конкрет­ные вещества, обу­словливаю­щие эту токсичность, и пересмот­реть нормативы ПДС в сторону ужесточения.

Водопользователи обязаны:

- проводить согласованные с СУГО организационно-технические, са­ни­тарно-эпидемиологи­ческие или иные мероприя­тия, направленные на со­блюде­ние экологических нормативов качества водных объектов;

- обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и без­вред­ности для здоро­вья человека материалов, реа­гентов, технологических процес­сов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канали­зационных, гидротехниче­ских сооружениях и других технических объек­тах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;

- обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объек­тов;

- своевременно, в установленном порядке, информировать СУГО об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представ­ляющих опасность для здоровья насе­ле­ния или условий водо­пользования.

Ближайший к месту выпуска сточных вод пункт производ­ственного кон­троля за сосредото­ченным сбросом устанавлива­ется не далее 500 м по тече­нию, от места сброса сточных вод на водотоках и в радиусе 500 м от места сброса на акватории – на непроточных водоемах и водо­храни­лищах. При сбросе сточных вод в черте населенных мест указанный пункт контроля дол­жен быть расположен непосредственно у места сброса.

Проект нормативов ПДС (ВСС) вредных веществ в водные объекты состоит из следующих разделов:

1. Характеристика современного состояния водного объекта. Гидрологические условия по типам водных объектов согласно ГОСТ 17.1.1.02-77. В зависимости от категории использования водного объекта, сопоставление с требованиями ГОСТ 17.1.3.03-77 (хозяйственно-питьевые), ГОСТ 17.1.5.02-80 (культурно-бытовые), ГОСТ 17.1.2.04-77 (рыбохозяйственные) и СанПиН (гигиенические требования к питьевой воде).

2. Качественные и количественные показатели состояния поверхностных вод. Анализ проводится для точек расположенных в створе сброса, выше  и ниже.

3. Фоновые показатели. Рассчитываются с учетом изменений антропогенной нагрузки и режима водопользования.

4. Сведения о предприятии. Количество промплощадок, выпуски, категории сточных вод, карто-схема с сетями водных коммуникаций и о/с, ситуационный план.

5. Характеристика предприятия как источника загрязнения водных объектов. Описание технологий, оборудования, сырья и материалов, влияющих на качество и состав сточных вод; характеристика о/с, их технического состояния и эффективности и др.

6. Водопотребление предприятия.

7. Водоотведение. Сброс сточных вод различных категорий (повторно, повторно-последовательно и в оборотных системах).

8. Количество ЗВ. Для различных групп производственных процессов должны быть приведены принципиальные схема образования сточных вод. Прилагаются результаты анализов качества вод.

9. Писание водовыпускного устройства и инженерных сооружений.

10. Расчет ПДС (ВСС)

Размеры и границы водоохранных зон (ВЗ) и прибрежных защит­ных полос (ПЗП), а также режим их использования уста­навливаются ис­ходя из физико-географических, гидрологических, почвен­ных и других ус­ловий с учетом про­гноза изменения береговой линии вод­ных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по пред­ставлению СУГО в соот­ветствии с их полномочиями. Ширина ВЗ и ПЗП устанавли­вается для рек, стариц и озер – от сред­немноголетнего уреза воды в летний пе­риод; для водохранилищ – от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей – от максимального уровня прилива; для бо­лот – от их границы (ну­левой глубины торфяной залежи). Для болот, фор­мирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавли­ваются на приле­гающих к ним территориях. Минимальная ширина ВЗ (п. 4 ст. 65 ВК ) устанавливается для участков рек протяжен­но­стью от их истока:

1) до 10 км – в размере 50 м;                                   

2) от 10 до 50 км – в размере 100 м;                      

3) от 50 км и более – в размере 200 м.

Для рек, ручьев протяженностью менее 10 км от истока до устья ВЗ совпадает с ПЗП. Радиус ВЗ для истока реки, ручья (выход подземных вод, ключ, родник и т.п.) устанавливается в размере 50 м (п. 5  ст. 65).

Минимальная ширина ВЗ для озер и водохранилищ устанавливается в размере 50 м (п. 6 ст. 65). Ширина ВЗ моря составляет 500 м (п. 8 ст. 65).

Ширина ПЗП устанавливается а зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного и нулевого уклона, 40 м – для уклона до 30 и 50 м – для уклона 30 и более.                    

Размеры и границы ВЗ на территории городов и других поселений ус­танав­ливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответст­вии с утвержденными генеральными планами. При наличии ливневой канализации и набережных границы ПЗП совпадают с парапетами набережных. Ширина ВЗ устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина ВЗ ПЗП измеряется от береговой линии (п. 14 ст. 65).

В пределах ВЗ запрещается (п. 15 ст. 65):

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4)  движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах ВЗ допуска­ется проектирование, раз­мещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (п. 16 ст. 65).

В границах ПЗП также запрещается (п. 17 ст. 65):

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размывае­мых грун­тов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

При обследовании ПЗП для составления проекта учитывается:

- ландшафтная характеристика;

- основные рельефообразующие процессы, в том числе плоскостная и линейная эрозии;

- характеристика использования земель, распаханность территории;

- выявление и характеристика имеющихся и потенциальных источников загрязнения.

Закрепление на местности границ ВЗ И ПЗП специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством (п. 18 ст. 65). Проектирование ВЗ и ПЗП осуществляется в соответствии с регламен­том их проектирования.

Проекты ВЗ и ПЗП могут быть составной часть проектов «Комплексного использования водных ресурсов» конкретных водных объектов.

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) источ­ников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назна­чения организу­ются на всех водопроводах, вне зави­симости от ведомствен­ной при­надлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из под­земных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является сани­тарная охрана от за­грязнения источников водо­снабжения и водо­проводных сооружений, а также территорий, на ко­торых они расположены. ЗСО органи­зуются в составе трех поя­сов: первый пояс (строгого ре­жима) включает тер­риторию расположения водозаборов, пло­щадок расположения всех водо­проводных со­оружений и водо­проводящего канала. Его на­значение – защита места водозабора и водоза­борных сооруже­ний от случайного или умыш­лен­ного загрязнения и повреждения. Вто­рой и третий пояса (пояса ограниче­ний) включают территорию, предназначен­ную для предупрежде­ния загряз­нения воды источников водоснаб­жения.

В каждом из трех поясов, а также в преде­лах санитарно-защитной по­лосы, соответствен­но их назначению, устанавлива­ется специаль­ный режим и опреде­ляется комплекс мероприя­тий, на­правленных на предупреждение ухудше­ния ка­чества воды.

Организации ЗСО должна предшество­вать разработка ее проекта, в кото­рый включа­ется:

а) определение границ зоны и составляю­щих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению сани­тарного состояния террито­рии ЗСО  и  преду­прежде­нию загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поя­сов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предвари­тельно создается Поло­же­ние о ЗСО, содержащее гигие­нические основы их организации для данного водопровода.

Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых органи­заци­онных, техниче­ских, гигиенических и проти­воэпидемических меро­приятий на­ходятся в зависимости от вида   источников   водоснабжения   (подземных или   поверхно­стных),   проектируемых  или  исполь­зуемых для хозяйственно-питье­вого водо­снабжения, от степени их естественной защи­щенности и возможного микробного или химического загрязнения.

На водопроводах с подрусловым водо­забором ЗСО следует организо­вывать, как для поверх­ностного источника водо­снабжения. На водопрово­дах с искусственным попол­нением подземных вод ЗСО орга­низуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для ин­фильтраци­онных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты ин­фильт­рацион­ных бассейнов и эксплуатаци­онных скважин).

Принципиальное решение о возможно­сти организации ЗСО должно при­ни­маться на стадии проекта районной плани­ровки или гене­рального плана, когда выбирается источник водоснабже­ния. В генеральных планах застрой­ки населен­ных мест зоны санитарной охраны источников во­доснабжения должны быть пока­заны на схеме планировочных ограничений.

При выборе источника водоснабжения для от­дель­ного объ­екта  органи­зация ЗСО определяется на стадии вы­бора площадки водозабора.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питье­вого водоснабжения и разрабатываться одновре­менно с последним. Для дейст­вующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитар­ной охраны, про­ект ЗСО раз­рабатывается специально.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографиче­ский материал и про­ект решения органов местного самоуправле­ния с пе­речнем пре­дусмотренных мероприятий, со­гласованных с землепользовате­лями,  сроков их исполнения и исполнителей. Текстовая часть должна содер­жать:

а) характеристику санитарного  состояния источников  водоснабжения,  ана­лизы качества воды в объеме не менее трех проб за сезон;

б) гидрологические данные (основные па­раметры и их динамика во вре­мени) – при поверхност­ном   источнике    водоснабже­ния или гидрогео­логиче­ские данные    при  подзем­ном источнике;

в) данные, характеризующие взаимовлия­ние подземного  источника  и  по­верхностного водо­ема при наличии гидравличе­ской связи ме­жду ними;

г) данные о перспективах строительства в районе расположения источ­ника хо­зяйственно-питье­вого водоснабжения;

д) определение границ поясов ЗСО с соот­ветст­вующим обос­но­ванием и перечень мероприя­тий с указанием сроков выполнения и ответственных лиц с опреде­лением источников финансирования;

с) правила и режим хозяйственного исполь­зования территории, входя­щих в зону санитар­ной охраны всех поясов.

Картографический материал имеет следующий объ­ем:

а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и на­несением мест водозаборов и пло­щадок водопро­водных  соору­жений,  источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в мас­штабе при поверхностном источнике водо­снабжения – 1:50 000 – 1:100 000, при подземном  – 1:10 000 – 1:25 000;

б) гидрологические профили по характер­ным направлениям в пределах об­ласти питания водо­забора – при подземном источ­нике водо­снабжения;

в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 – 1:1 000;

г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10 000 – 1:25 000 – при подземном во­доисточнике и в масштабе  1:25 000 – 1:50 000 – при по­верхност­ном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объ­ектов.

Дальность распространения загрязне­ния зависит:

- от вида источника водоснабжения (поверхно­стный или подземный);

- характера загрязнения (микробное или хи­мическое);

- степени естественной защищенности от по­верхностного загрязнения (для подземного ис­точника);

- гидрогеологических или гидрологических условий.

При определении размеров поясов ЗСО необходимо учитывать время выжи­ваемо­сти микро­организмов (2-й пояс), а для хи­мического загрязнения – дальность распространения, принимая стабильным его состав в водной среде (3-й пояс).

Другие факторы, ограничивающие воз­можность распространения мик­роор­ганизмов (ад­сорбция, температура воды и др.), а также способность химических загрязнений к транс­форма­ции и снижение их концентрации под влиянием фи­зико-химиче­ских процессов, проте­кающих в ис­точниках во­доснабжения (сорбция, выпадение в осадок и др.), могут учитываться, если законо­мерности этих про­цессов достаточно изучены.

Водопроводные сооружения, распо­ложенные в первом поясе зоны сани­тарной охраны (граница не менее 30 м от водозабора) подземных водозабо­ров, должны быть оборудованы с уче­том пре­дотвращения воз­мож­ности загрязнения питье­вой воды через оголовки и устья скважин, люки и пере­лив­ные трубы резервуаров и устройства заливки на­сосов.

Все водозаборы должны быть оборудованы  аппаратурой  для  система­тиче­ского контроля соответствия фактического де­бита при эксплуатации во­допровода проектной произво­дительно­сти, предусмотренной при его проек­тировании и обоснова­нии границ ЗСО.

Мероприятия по второму и третьему поясам включают выявление, там­понирова­ние или восстановление всех старых,  бездействующих, дефектных или не­правильно эксплуати­руемых скважин, представляющих опасность в части возможности за­грязнения водоносных горизонтов.

Бурение  новых   скважин  и  новое строительство, связанное с наруше­нием почвен­ного по­крова, производится при обя­зательном согласовании с СУГО. Запре­щается закачка отра­ботанных вод в подземные горизонты, подземное скла­диро­вание твердых от­ходов и разработка недр. Запрещается раз­мещение складов горюче-сма­зоч­ных  материалов,  ядо­химикатов  и минеральных удобрений, накопителей пром­стоков, шла­мохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность хи­мического загрязнения подзем­ных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при ис­поль­зовании защищенных подзем­ных вод, при условии вы­полнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения.

Кроме мероприятий, указанных выше, в пределах второго пояса ЗСО под­земных источ­ников водоснабжения запрещается:       
        - размещение   кладбищ,   скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозо­хранилищ, силосных траншей, животноводче­ских и пти­це­водческих предприятий и других объ­ектов, обусловливающих опасность микроб­ного загрязнения подземных вод;

- применение удобрений и ядохимикатов;

- рубка леса главного пользования и рекон­струкции.

Мероприятия по первому поясу ЗСО поверхностных источников водо­снабжения должны предусматриваться меро­приятия, указанные выше, для первого пояса ЗСО подземного источника водоснабжения, кроме этого: за­преща­ется спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод вод­ного транспорта, а также купание, стирка белья, во­допой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

Акватория первого пояса ограждается буя­ми и другими предупредитель­ными знаками. На судоходных водоемах над во­доприемником должны ус­танавли­ваться бакены с освещением.

Границы первого пояса ЗСО водопровода с поверхностным источником устанавливаются, с учетом конкретных условий, в следующих пределах:

а) для водотоков вверх по течению – не менее 200 м от водозабора; вниз по течению – не менее 100 м от водозабора; по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени; в на­правлении в противоположном от водозабора берега при ширине реки или канала менее 100 м – вся акватория и противоположный берег шириной 50 м, при ширине более 100 м – полоса акватории шириной не менее 100 м;

б) для водоемов – не менее 100 м во всех направлениях по акватории и по прилегающему к водозабору берегу.

Мероприятия по второму и третьему поясам поверхностного объекта ЗСО включают выявление объектов, загрязняющих источники водоснабже­ния, с разра­боткой конкретных водо­охранных мероприятий, обеспечен­ных иточниками финансирования, подрядными орга­низациями и согласо­ванных с СУГО.

Добыча песка, гравия и проведение дноуглубительных работ в пределах ак­ватории ЗСО до­пускается по согласованию с СУГО лишь при обос­нова­нии гидрологическими расче­тами отсутствия ухудше­ния качества воды в створе на 1 км выше (в сторону) от водозабора.

Кроме мероприятий, указанных выше, в пределах второго пояса ЗСО поверх­но­стных источ­ников водоснабжения под­ле­жат выполнению следую­щие:

- запрещение рубок леса главного пользования и реконструкции, а также за­креп­ление за лесоза­готовительными предпри­ятиями древесины на корню и лесо­сечного фонда дол­госрочного поль­зования. Разрешаются только рубки ухода и санитар­ные рубки леса;

- запрещение расположения стойбищ и выпаса скота, а также всякое дру­гое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в преде­лах при­брежной полосы шири­ной не ме­нее 500 м, которое может привести к ухудше­нию качества или уменьшению количе­ства воды ис­точника водо­снабжения;

- использование  источников   водоснабжения в пределах второго пояса ЗСО для  купания, туризма,  водного  спорта   и рыбной ловли допускается лишь в установленных мес­тах при усло­вии соблюдения ги­гиенических требований к зонам рекреации водных объектов.

При установлении прогрессирующе­го ухудшения качества воды поверх­ност­ных ис­точников нормативные требования при сбросе сточных вод должны от­носиться не к воде вод­ного объ­екта, а к самим сточным водам.

Границы второго пояса ЗСО показывают на пере­сечении дорог, пеше­ходных троп и т.п. и обозна­чают столбами со специальными знаками. Гра­ница второго пояса на водотоке в целях микробного самоочищения должна быть удалена: вверх по течению на столько, чтобы время пробега по основ­ному водотоку и его притокам, при расходе воды 95% обеспеченности, было не менее 5 суток; вниз по течению – не менее 200 м; боковые границы должны быть расположены на расстоянии: а) при равнинном рельефе – не менее 500 м; б) при гористом рельефе – до вершины первого склона, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом. Граница на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние не менее 3 км.

Границы третьего пояса ЗСО вверх и вниз по течению совпадают с гра­ницами второго пояса. Боковые границы должны проходить по линии водо­разделов в пределах 3–5 км, включая притоки. Границы на водоеме должны совпадать с границами второго пояса ЗСО.

В пределах сани­тарно-защитной полосы водоводов должны отсутство­вать источ­ники за­гряз­не­ния почвы и грунтовых вод. Запрещается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассени­за­ции, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, ското­могильников, а также прокладка магист­раль­ных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.