1. Правовые основы охраны атмосферного воздуха

 

Охрана атмосферного воздуха (АВ), озонного слоя и климата – одно из важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуще­ств­ляемое в глобальном, региональном, национальных и локальных мас­шта­бах. Загрязнение АВ, происходящие и прогнозируемые изменения кли­мата, трансграничные переносы вредных веществ на большие расстоя­ния и другие негативные явления и процессы требуют принятия неотлож­ных, ор­ганизационных и правовых мер. Объектами охраны окружающей среды является атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и около­земное космическое пространство. Задачи законодательства об охране АВ – регу­лирование общественных отношений в этой области. Цели регулирования – сохранение в чистоте и улучшение состояния АВ: предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные воздействия на ОС.

В настоящее время нормативная база в данной сфере весьма обширна. В нее входят многочисленные меж­дународно-правовые (Венская конвен­ция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция о трансграничном загряз­нении воздуха на большие расстояния 1979 г., Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Киотский протокол и многие другие), регио­нальные (СНГ, ЕС), национальные и локальные акты. Прежде всего это ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ООАВ) от 4.05.99 г. № 96-ФЗ (с доп. и изм.) и иные акты фе­дерального уровня (о гидрометеорологической службе, о са­нитарно-эпи­демиологическом благополучии населения, об отходах и т. п.), акты уровня субъектов РФ, а также подзаконные – Постановления Правительства РФ («Об  усилении мер государствен­ного регулирования производства  и по­требления озоноразрушающих ве­ществ в РФ» от 5.05.99 г., «Об усилении мер государственного регули­рования ввоза в РФ и вывоза из РФ озонораз­рушающих веществ и содер­жащей их продукции» от 9.12.99 г., «Об утвер­ждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» от 15.01.01 г.), санитарно-гигиенические нормативы Cанэпиднад­зора, акты Росгидромета, Минздрава РФ, МПР, МЧС и др.

Российское законодательство базируется на принципах приоритета ох­раны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обес­печения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха человека; не­допущения необратимых последствий загрязнений АВ; обязательности го­сударственного регулирования выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) и вредных физических  воздействий на него; гласности, полноты и достовер­ности информации о состоянии АВ, его загрязнении; научной обоснован­ности, системности и комплексности подхода к охране АВ и ОС; обяза­тельности соблюдения требований экологического законодательства и от­ветственности за его нарушение (ст. 3 ООАВ).

Для реализации указанных принципов используются следующие пра­вовые инструменты: установление нормативов качества атмосферного воз­духа и нормативов выбросов и вредных  физических воздействий; государ­ственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ; по­лучение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздейст­вия; государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга ат­мосферного воздуха, инвентаризация выбросов вредных физических воз­действий и их источников. Соответствующие требования определены при­менительно к различным стадиям хозяйственной деятельности (проекти­рованию и размещению предприятий, их строительству, вводу в эксплуа­тацию и эксплуатации), к обращению с опасными веществами (транспор­тировка и использование пестицидов и агрохимикатов, озоноразрушающих веществ, отходов и т. п.), к функционированию отдельных групп объектов (автомобильного и иного транспорта, опасных и производственных объек­тов, объектов атомной энергетики).

Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных пе­редвижных средств, содержание вредных веществ, в выбросах которых превышаются установленные технические нормативы выбросов, запреща­ются проектирование, размещение и строительство не имеющих установок для очистки газов и средств контроля за выбросами объектов, эксплуата­ция которых может привести к изменениям климата или озонового слоя Земли, и т. п. Правительством РФ принято решение о запрещении с 1 июля 2000 г. создания новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ, а их ввоз и вывоз осуществляются по квотам, исходя из расчет­ных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола. Про­изводство же озоноразрушающих веществ в нашей стране начиная с 1 июля 2000 г. осуществляется только в тех случаях, когда они используются исключительное в качестве сырья для производства других химических веществ и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом, при транзитных перевозках их через территорию РФ из государств и в го­сударства, являющиеся сторонами Монреальского протокола, установлен запрет на такие воздействия на погоду, которые могут вызвать неблаго­приятные изменения климата. Органы государственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения въезда транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма.

Объекты правового регулирования обозначаются рядом терминов,  на­полняющихся специфическим содержанием в зависимости от целей их ох­раны, от того, какой отраслью права устанавливаются нормы об их статусе и режиме использования. Так, общее понятие «атмосфера» может опреде­ляться как атмосферный воздух, как находящееся над территорией госу­дарства воздушное пространство, на которое распространяется его сувере­нитет, которое служит для транспортного сообщения и т. п., а следова­тельно, регулируется правом экологическим, международным, админист­ративным и др. Здесь АВ понимается как жизненно важный компонент ОС, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы. Именно в этом смысле он является объектом эколого-правового регулирования. Воздух в жилых, производственных, общественных помещениях, в уста­новках, компрессорах, баллонах и т. п., т. е. изъятый из ОС или отделенный от нее, есть объект санитарного, гражданского, трудового и иного законо­дательства.

Климат – это многолетний режим погоды данной местности опре­де­ляемый географической широтой, высотой над уровнем моря, удаленно­стью местности от океана, рельефом. Правовому регулированию подлежат система и средства наблюдения за состоянием и изменениями климата, меры по стабилизации концентраций парниковых газов, воздействие на погоду и климат и другие вопросы.

Озоновый слой – это часть АВ, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафио­ле­тового воздействия. Статья 54 ОООС определяет, что охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.

Правовому регулированию и охране подлежат про­из­водство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостно­сти озонового слоя, температурного режима и т. п.

В целях определения критериев безопасности и безвредности воздей­ствия химических, физических и биологических факторов на людей, рас­тения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния АВ устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества и предельно допустимые уровни (ПДУ) физических воздействий на него (ст. 11).

В целях государственного регулирования (ст. 12) выбросов ЗВ уста­навливаются технические нормативы выбросов (ТНВ), предельно допус­тимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые нормативы вредных физи­ческих воздействий. Первые устанавливает СУГО в области охраны АВ для стационарных источников  ЗВ отдельных видов, также являющихся источниками загрязнения транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. Вторые устанавливаются для конкретного стацио­нарного источника выбросов ЗВ и их совокупности (организации  в це­лом). В случае невозможности соблюдения ЮЛ ПДВ, территориальные СУГО могут определять для таких источников загрязнения АВ вре­менно согласованные выбросы (ВСВ), которые устанавливаются на период поэтапного достижения ПДВ при соблюдении ТНВ и наличия плана уменьшения выбросов в АВ.

В настоящее время в систему нормативов охраны АВ включены (ст. 1):

а) предельно допустимый уровень (ПДУ) физического воздействия – норматив, отражающий предельно допустимый максимальный уровень фи­зического воздействия на АВ, при  котором отсутствует вредное воздейст­вие на здоровье человека и ОС;

б) предельно допустимый норматив (ПДН) вредного физического воз­действия – норматив, устанавливаемый для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и иного физического воздействия, при котором вредное физическое воздействие от данного и от всех иных ис­точников не приведёт к превышению ПДУ физических воздействий;

в) технический норматив выброса (ТНВ) устанавливается для пере­движных и стационарных источников, технологических процессов, обору­дования и отражает максимально допустимую массу выбросов загрязняю­щего вещества в АВ в расчёте на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;

г) предельно допустимая (критическая) концентрация (ПДК) – показатель воздействия одного или нескольких ЗВ на ОС, превышение которого мо­жет привести к вредному воздействию на неё;

д) предельно допустимый выброс (ПДВ) – объем вещества, устанавливаемый для ста­ционарного источника загрязнения АВ с учетом ТНВ и фонового загрязне­ния АВ при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и критических нагрузок (ПДК);

е) временно согласованный выброс (ВСВ) представляет собой вре­менный лимит выброса ЗВ, определяемый для стационарных источников выбросов с учетом качества АВ и социально-экономических условий раз­вития территории в целях достижения установленных ПДВ;

ж) гигиенический норматив (ГН) – это критерий качества АВ, отра­жающий предельно допустимое максимальное количество загрязняющих веществ, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье чело­века;

 з) экологический норматив (ЭН) качества АВ отражает предельно до­пустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в воздухе, при котором отсутствует вредное воздействие на ОС.

СУГО в области охраны АВ осуществляет организацию регистрацион­ных испытаний ЗВ и потенциально опасных веществ, которые могут ока­зывать вредное воздействие на человека и ОС, и их государственную реги­страцию в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ (ст. 13).

Выброс ЗВ в АВ стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным СУГО в порядке, определенном Правительством РФ (ст. 14). За выдачу разрешений на выбросы ЗВ и вред­ные физические воздействия  могут взиматься сборы в соответствии с за­конодательством РФ. При отсутствии разрешений на выбросы ЗВ в АФ и вредные физические воздействия на АВ, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, они могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, определенном Правительст­вом РФ.

В целях предупреждения вреда, который может быть причинен ОC, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новую тех­нику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию устанавли­ваются требования охраны АВ (ст. 15). Запрещается внедрение новой тех­ники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, если они не отвечают экологическим требованиям. Производство и использование тех­нических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, а также производство и использование топлива допускается только при наличии сертификатов. Запрещается вы­брос в АВ веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья че­ловека, ОС не установлена. Действия, направленные на изменение состоя­ния атмосферных явлений, могут осуществляться только на основании разрешений, выданных СУГО.

В целях реализации статьи 17 ООАВ согласно ПП РФ от 06.02.02 г.    № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных подвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух» проводятся регулярные про­верки:

- автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строи­тельных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных су­дов гражданской авиации;

- путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река – море) плавания, спортивных и прогулочных судов.

Организация работы по проведению проверок перечисленных видов техники лежит на МВД РФ и МПР РФ. Проверки автотранспортных средств осуществляет Министерство внутренних дел во время государст­венного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строи­тельных и иных машин – органами государственного надзора за техниче­ским состоянием подобной техники при осуществлении государственного технического осмотра.

Государственная задача снижения выбросов загрязнений от автотранс­порта заложена в Концепции развития автомобильной промышленности, одобренной распоряжением Правительства РФ от 16.07.02 г. № 978-р, с це­лью их удовлетворения соответствия  нормам Комитета по внутреннему транспорту ЕЭС: в 2004 г. – ЕВРО-2, в 2008 г. – ЕВРО-3, в 2010 г. – ЕВРО-4 и осущест­вления перехода на электронное управление работой двигателя и автомо­биля в целом.

Юридические лица, имеющие источники выбросов ЗВ, источники вредных физических воздействий, а также количество и состав выбросов ЗВ, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету (ст. 21).

В целях наблюдения за загрязнением АВ, комплексной оценки и про­гноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией в стране организован государственный монито­ринг АВ (ст. 23). В соответствии с ФЗ «О гидрометеорологической службе» и Положением о государственной службе наблюдений за состоя­нием ОС (ПП РФ от 23.08.00 г. № 622)  СУГО в этой области являются Гидромет, МПР, Санэпиднадзор. Владельцы объектов воздействия на АВ – ЮЛ должны осуществлять мониторинг и охрану АВ посредством произ­водства производственного контроля.

Государственный контроль за охраной АВ обеспечивает соблюдение (ст. 24):

- условий, установленных разрешениями на выбросы ЗВ и на вредное физическое воздействие;

- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны АВ, в том числе проведения производственного контроля;

- режима санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов, имеющих стацио­нарные источники выбросов ЗВ;

- выполнения программ охраны АВ и выполнения мероприятий по его охране;

- иных требований законодательства в области охраны АВ.

Кроме государственного в стране осуществляется производственный (ст. 25) и общественный (ст. 26) контроль за охраной АВ.

Согласно Положению о государственном контроле за охраной АВ (ПП РФ от 15.01.01 г. № 31), контроль осуществляет Министерство природных ресурсов и его территориальные органы. Должностные лица СУГО (ст. 27) в области охраны АВ, его территори­альных органов являются государст­венными инспекторами по охране ОС, осуществляющими контроль на ос­новании Положения (ПП РФ от 17.07.95 г. № 718). Государственные ин­спектора имеют право:

- беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятель­ности, на которых имеются источники выбросов ЗВ и источники вредных физических воздействий;

- проверять соблюдение установленных нормативов выбросов, вред­ных физических воздействий и работу очистных сооружений (о/с), средств контроля за таким воздействием;

- определять размеры вреда, причиненного ОС;

- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях экологического законодательства для решения вопросов о привлечении к ответственности виновных лиц;

- аннулировать разрешения на выбросы и на вредные физические воз­действия или приостанавливать действие таких разрешений на определен­ный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;

- проводить измерения выбросов ЗВ стационарными и передвижными источниками;

- давать предписания, обязательные для ФЛ и ЮЛ, об устранении на­рушений законодательства, в том числе об ограничении, приостановлении, прекращении выбросов и вредных физических воздействий;

- привлекать к административной ответственности граждан, юридиче­ских и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства;

- предъявлять иски ФЛ и ЮЛ за нарушения законодательства;

- осуществлять иные не противоречащие законодательству действия по охране АВ в пределах своей компетенции.

Государственный санитарно-эпидический надзор за состоянием АВ осуществляет Государственная санитарно-эпидемиологическая служба на основании ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» и Положения о Санэпиднадзоре (ПП РФ от 24.07.00 г.  № 554).

За загрязнение ОС выбросами и другие виды воздействия на АВ с ФЛ и ЮЛ взимается плата в соответствии с законодательством РФ (ст. 28).

При расчете соответствующих платежей необходимо определять объ­емы (массы) загрязняющих веществ, поступающих в АВ, которые подраз­деляются:

- на предельно допустимые выбросы (ПДВ);

- временно-согласованные выбросы (ВСВ) или лимиты, устанавливае­мые на период достижения ПДВ;

- сверхлимитные выбросы – превышение нормативных (ПДВ) или вре­менно согласованных (ВСВ) выбросов.

Плата за загрязнение АВ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответст­вующих ставок платы на величину указанных загрязнителей (ингредиен­тов) и их суммирования,  с учетом коэффициента экологической значимо­сти и индексации.

Плата за загрязнение АВ в пределах установленных лимитов определя­ется путем умножения соответствующих (лимитных) ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами и их суммирования, с учетом коэффициента экологической значимости и индексации.

Плата за сверхлимитное загрязнение АВ определяется путем умноже­ния лимитных ставок платы на пятикратный повышающий коэффициент, на величину превышения фактиче­ской массы выбросов над установленными лимитами, с учетом коэффи­циента экологической значимости и индексации.

Природопользователь ежегодно в срок до 1 февраля текущего года должен определить и согласовать плановый годовой размер платежей за загрязнение ОС с поквартальной разбивкой с территориальными органами МПР. По истечении квартала природопользователи определяют и согласо­вывают с территориальными СУГО размер платы за загрязнение ОС и не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предос­тавляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя расчет.

Плата за загрязнение АВ от передвижных средств осуществляется пу­тем умножения удельной платы для различных видов топлива (руб/т) на израсходованную массу топлива, с учетом коэффициента экологической значимости и индексации.

Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право (ст. 29):

- на информацию о состоянии АВ, его загрязнении, источниках загрязне­ния и вредного физического воздействия;

- участие в проведении мероприятий по охране АВ и их финансирова­нии;

- участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество АВ;

- обсуждение программ охраны АВ и внесение в них своих предложе­ний об улучшении его качества;

- предъявление исков о возмещении вреда здоровью и имуществу гра­ждан, ОС, причиненного загрязнением АВ;

- через представителей общественных объединений на доступ на терри­торию объектов хозяйственной и иной деятельности, в порядке и на усло­виях, которые установлены законодательством РФ.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охране АВ, несут уголовную, административную и иную ответственность.

 Составы нарушений законодательства об охране атмосферного воз­духа предусмотрены УК РФ, КоАП РФ, специальным экологическим зако­нода­тельством. Понятно, что для привлечения виновных к юридической ответ­ственности необходимо установить противоправность деяния, обра­щаясь к большому количеству законодательных и подзаконных актов.

Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха пред­ставляет собой виновное, противоправное деяние (действие или бездейст­вие), состоящее в невыполнении требований и правил, установленных в целях охраны атмосферного воздуха, предотвращения вреда здоровью лю­дей и окружающей среде, защиты экологического правопорядка и обеспе­чения экологической безопасности населения и территорий.

 Предметом преступления может быть только атмосфера. Загрязнение воздуха производственных помещений при наличии признаков преступле­ния влечет ответственность по ст. 143 УК за несоблюдение правил охраны труда.

С объективной стороны преступление состоит в нарушении правил вы­броса ЗВ или в нарушении эксплуатации установок и иных объектов, если это деяние повлекло загрязнение или иное изменение свойств воздуха

Статья 251 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нару­шение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха (ч. 1). Эти деяния наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч руб­лей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе­риод до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (в ред. ФЗ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ). Те же деяния, повлекшие по неосторожности  причинение вреда здоровью человека,  наказываются штрафом в размере до двух­сот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного на срок от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. Деяния, предусмот­ренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Изме­нение качества атмосферного воздуха может быть результатом и иных преступных деяний (ст. 247) – нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Реальную опасность причинение вреда здоровью населения и природ­ной среде создает экстремально высокое загрязнение АВ, т.е. превышение ПДК в 20-29 раз при сохранении этого уровня более двух суток, в 30-49 раз при сохранении этого уровня до восьми часов и более, в 50 и более раз.

Статьи 8.21–8.23 КоАП РФ устанавливают административную ответ­ственность за различные по своему содержанию нарушения законодатель­ства об охране атмосферного воздуха, в частности за выброс вредных ве­ществ в атмосферный воздух или без разрешения и вредное физическое воздействие на него; за нарушение правил эксплуатации, а также за неис­пользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которое может привести к его загрязнению, либо за использование неисправных сооружений, оборудования и аппаратуры; за выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, за эксплуатацию гражданами механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, производимого ими при работе.

Ст. 8.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение эко­логических требований (в том числе и по охране воздуха) на всех стадиях производства работ, т. е. не только при вводе объекта в эксплуатацию. Та­кое решение расширило сферу примене­ния законодательства об админист­ративной ответственности. Аналогична ситуация с еще двумя составами посягательств на АВ, где они  поглощены общими нормами: а)  несоблю­дение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжига­нии промышленных и бытовых отходов (ст. 8.2); б) нарушения пра­вил транспорти­ровки, хранения и применения средств защиты растений и других препара­тов, повлекшего или могущего повлечь загрязнение атмо­сферного воздуха (ст. 8.3).

Как правило, статьи КоАП содержат несколько составов на­рушений, являющихся формальными. Последствия в виде угрозы загряз­нения атмо­сферного воздуха (т. е. состав поставление в опасность) ука­заны лишь в ч. З ст. 8.21 (нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооруже­ний, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в АВ). Признаки объективной стороны, в первую очередь средств совершения проступков (помимо автомототранс­портных средств в диспозициях ст. 8.22 и 8.23 указаны воздушные и мор­ские суда, суда внутреннего водного плавания, маломерные суда). Со­став не­выполнения предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной АВ вклю­чен в  общий состава такого экологи­ческого правонарушения (ст. 19.5).

Объектами административных нарушений являются общественные от­ношения по охране АВ, а также порядок деятельности промышленных и других предприятий и организаций, в результате кото­рой может быть ока­зано вредное воздействие на состояние атмосферного воздуха. Объектив­ная сторона состоит в деянии (действии и часто в без­действии)  виновных, условии осуществления какой-либо указанной в дис­позиции  нормы  дея­тельности (например, использование механических транспортных средств); в материальных составах (ч. З ст. 8.21 КоАП), она включает также последствия и причинную связь между деянием и последствиями. Субъективная сторона – вина в форме умысла либо неосторожности. Субъектами могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, в ряде составов административных проступков – долж­ностные лица, а также юридические лица.

Рассмотрение дел о нарушениях законодательства об охране атмо­сферного воздуха в соответствии с гл. 23 КоАП РФ возложено на органы внутренних дел (милиции),  органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, органы российской транспортной инспекции, органы морского и внутреннего водного транспорта, органы государственной инспекции по маломерным судам, органы, осуществляющие государственное регулиро­вание в области авиации, – по ст. 8.22 и 8.23, т. е. за выпуск в эксплуата­цию и эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума. Кроме того, органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды рассматривают дела по ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмо­сферного воздуха»,  а органы, осуществляющие государственный экологи­ческий контроль, уполномочены на рассмотрение всех категорий дел об административных правонарушениях данного вида.

Имущественная ответственность. Наложение штрафа не освобож­дает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и воз­мещения причиненного ущерба. Граждане и ЮЛ, причинившие ущерб природным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, при­чиненного природным объектам, а при их отсутствии – по фактическим затра­там на восстановление природных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 444 ГК). Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением ад­министративного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (ст. 4.7 КоАП). Споры о возмещении имущественного ущерба ре­шаются судом в порядке гражданского судопроизводства, точнее, искового производства (ст. 113-230, 232 ГПК). Законом запрещается  СУГО и его должностному лицу рассматривать имущественные споры между потер­певшим и правонарушителем. Моральный вред подлежит компенсации в соответствии с положениями ст. 151 ГК, в порядке предусмотренном ГПК.