Исходя из официальных макроэкономических данных Росстата, а также экспертных расчетов, общая сумма поддающихся оценке затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в стране без учета стоимости посреднеческих услуг) в 2000г. составляла в текущих ценах около 60 млрд рублей (0,8% ВВП), в 2004 г. – более 110 млрд рублей (0,7%).[1] Доля водоохранных (водосберегающих) капиталовложений в общей сумме российских природоохранных инвестиций в основной капитал в 1991 г. были на уровне двух третей, 2004 г. – 38%.
Вода, водные ресурсы, водные объекты – один из важнейших компонентов ОС, необходимое условие жизнедеятельности человека. Поэтому правовому регулированию использования и охраны вод всегда уделялось значительное внимание.
В соответствии с Конституцией РФ водное законодательство РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Оно состоит из Водного кодекса РФ от 3.06.06 г. № 24-ФЗ ( в ред. от 26.06.07 г.), других федеральных законов (кодекс внутреннего водного транспорта, о безопасности гидротехнических сооружений, о плате за пользование водными объектами и др.), иных нормативно правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 2 ВК).
Водное законодательство (ст. 3) регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности и одновременно как об объекте прав собственности и иных прав.
Объектом водных отношений является водный объект или его часть. В зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей водные объекты (п. 1 ст. 5) подразделяются: а) на поверхностные; б) подземные. К поверхностным водным объектам относятся (п. 2 ст. 5): 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники и снежники.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется (п. 3 ст. 5): 1) для моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива; 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; 3) пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды; 4) болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.
К подземным водным объектам относятся (п. 5 ст. 5): 1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах (п. 6 ст. 5). Регулирование отношений, связанных с определением собственности на подземные водные объекты, предоставлением и прекращением права пользования водными объектами, с использованием для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должно осуществляться в соответствии с законодательством о недрах (ст. 8-10, 43, 59 ОН).
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами (п. 1 ст. 6). Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (п. 2 ст. 6). Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных в порядке, определяемом правительством, а также исходя из устанавливаемых ОМС правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (п. 3 ст. 6). Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования (п. 6. ст. 6). Ширина береговой полосы (БП) составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, у которых ширина БП – пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (п. 8 ст. 6).
Субъектами охраны и использования вод являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические лица, юридические лица (ст. 7 ВК). Государственные органы могут осуществлять функции государственного экологического управления (лицензирование, регистрация, контроль и надзор за соблюдением водного законодательства и др.). Правовой статус, полномочия, права и обязанности их урегулированы в Водном кодексе РФ и других актах (ПП РФ от 16.06.97 г. № 716 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов», ПП РФ от 23.11.96 г. № 1403 «О ведении государственного водного кадастра РФ»). Согласно ПП РФ от 25.11.06 г. № 33 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам использования и охраны водных объектов» ведение государственного водного кадастра осуществляет Федеральное агенство водных ресурсов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и Федерального агенства по недропользованию (по подземным водным объектам). Нормативно-методические документы по ведению кадастра разрабатываются и утверждаются МПР России и Гидрометом России.
Водопользователи – граждане и ЮЛ, которым предоставлены права пользования водными объектами, а водопотребители – граждане и ЮЛ, получившие от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд. Предоставление водных объектов или частей таких водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование осуществляют ОИВ федерации, субъектов федерации или ОМС (ст. 11 ВК). Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с договором пользования водным объектом (ст. 12). Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
На основании договора водопользования водные объекты представляются (п. 1 ст. 11) в пользование: 1) для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты предоставляются (п. 2 ст. 11) в пользование:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
3) размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;
5) размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава леса в плотах и с применением кошелей;
10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 3 ст. 11) в случае, если водный объект используется:
1) для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судовых попусков (сбросов воды);
6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
7) производства водных биологических ресурсов;
8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
10) рыболовства, рыбоводства, охоты;
11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
12) санитарного, карантинного и другого контроля;
13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
14) научных, учебных целей;
15) разведки и добычи полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан.
Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. При этом сосредоточенная в водных объектах вода, находясь в непрерывном движении и состоянии водообмена, не позволяет применить в отношении ее такое юридическое понятие, как «владение» во всей его полноте. Уже только это обстоятельство выделяет водные ресурсы в число специфических объектов правового регулирования и в первую очередь в рамках института права собственности. Водные объекты (п. 1 ст. 8) находятся в собственности РФ (федеральная собственность), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, ФЛ, ЮЛ (п. 2 ст. 8). Эти водные объекты могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством (п. 4 ст. 8). Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Формы собственности на подземные водные объекты определяется законодательством о недрах (п. 6 ст. 8).
Право собственности на гидротехнические и иные водохозяйственные сооружения и право пользования ими регулируются не только ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», но и рядом постановлений Правительства РФ. Здесь установлены, например, особые ограничения полномочий права собственности, а не только права эксплуатации, консервации или ликвидации таких сооружений, обладающих особым правовым статусом. Это означает: если гидротехническое сооружение не имеет собственника или владельца, является брошенным или аннулировано разрешение на его строительство и эксплуатацию, собственник такого сооружения или эксплуатирующая организация несут ответственность за его безопасность вплоть до момента перехода права собственности (или обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или юридическому лицу.
Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет (п. 1 ст. 14 ВК). Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 16). Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, устанавливаемых правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора (п. 2 ст. 16).
Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование установлены ПП РФ от 30.12.96 г. № 844.
Стороны договора водопользования несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 18). Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом (п. 3 ст. 18).
Водопользователь с согласия ОИВ и ОМС вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу (п. 1. ст. 19). Заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору другому лицу рассматривается не позднее чем через тридцать дней со дня получения такого заявления (п. 2 ст. 19).
Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование (п. 1 ст. 38) водопользование подразделяется: 1) на совместное водопользование; 2) обособленное водопользование. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности ФЛ., ЮЛ, водных объектах или частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и представленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими ФЛ, ЮЛ, а также для осуществления рыбоводства.
По способу использования водных объектов (п. 3 ст. 38) водопользование подразделяется: 1) на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; 2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; 3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Как при совместном, так и при обособленном водопользовании водопользователи (п. 1 ст. 39) имеют право:
1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов;
2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений;
3) пользоваться другими правами.
А также обязаны (п. 2 ст. 39):
1) не допускать нарушения права других собственников водных объектов, водопользователей, не наносить вреда ОС;
2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
3) информировать СУГО и ОМС об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
5) вести в установленном порядке учет объема (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их ВЗ, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в СУГО;
6) выполнять иные предусмотренные законодательством обязанности.
Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае (п. 1 ст. 41):
1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;
2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) причинение вреда ОС;
4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Приостановление водопользования в случаях, предусмотренных КоАП, осуществляется в судебном порядке (п. 2 ст. 41). В иных случаях приостановление водопользования осуществляется ОИВ или ОМС в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами. Ограничения водопользования устанавливаются нормативными правовыми актами ИОВ, ОМС или решением суда (п. 3 ст. 41).
При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п. 1. ст. 42).
Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (п. 1 ст. 43), для таких водных объектов устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (п. 2 ст. 43).
Использование водных объектов для целей сброса сточных и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 44). Запрещается сброс (п. 2 ст. 44) сточных и (или) дренажных вод в водные объекты: 1) содержащие природные лечебные ресурсы; 2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам. Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах: 1) зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения; 2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
Охране водных объектов посвящена глава 6 Водного кодекса. Согласно статье 55 собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, необходимо соблюдать нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 ст. 60). При эксплуатации водохозяйственной системы (п. 6 ст. 60) запрещается:
1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов;
2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы ПДК.
Положение об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов содержится в ПП РФ от 25.12.06 г. № 801.
Объектами охраны водных объектов являются прилегающие к ним территории и сооружения, возведенные в связи с использованием водных объектов:
1. Водоохранная зона (ВЗ) – это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических и других живых ресурсов (п. 1 ст. 65).
Ширина ВЗ морей, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территории городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии (п. 2 ст. 65).
Ширина ВЗ рек и ручьев устанавливается (п. 4 ст. 65) от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.
Ширина ВЗ озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере пятидесяти метров (п. 6 ст. 65).
Ширина ВЗ озера Байкал устанавливается ФЗ от 1.05.99 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (п. 7. ст. 65). ВЗ моря составляет пятьсот метров (п. 8 ст. 65). ВЗ магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов (п. 9 ст. 65). ВЗ рек, их частей, помещенные в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
2. Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – часть ВЗ, на территории которой вводятся дополнительные ограничения природопользования, например, запрещается или ограничивается применение удобрений, движение автотранспорта и т.п.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья ВЗ совпадает с ПЗП (п.5 ст. 65). Радиус ВЗ для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
При наличии ливневой канализации и набережных границы ПЗП совпадают с парапетами набережных, ширина ВЗ на таких территориях устанавливается от парапета набережной (п. 3 ст. 65).
Ширина ПЗП устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорока метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса (п. 11 ст. 65).
Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина ПЗП устанавливается в размере пятидесяти метров (п. 12 ст. 65).
Ширина ПЗП озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (п. 13 ст. 65).
3. Гидротехнические сооружения, т. е. водопроводящие, водозаборные, водонапорные сооружения, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы, - это плотины, здания гидроэлектростанций, каналы, судоходные шлюзы и т. д. (ст. 3 ОБГС).
Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водным объектами (п. 1 ст. 66).
Договором водопользования предусматривается плата (п. 1. ст. 20) за пользование водным объектам или его частью, которая устанавливается на основе следующих принципов (п. 2 ст. 20): 1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; 2 дифференциации ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна; 3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течении календарного года. До принятия нового Водного кодекса плата состояла:
1) из платы за пользование водными объектами (водный налог);
2) платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов.
Первую осуществляли граждане и ЮЛ в виде регулярных взносов. Вторая вносилась:
- за изъятие воды в пределах установленного лимита;
- сверхлимитное изъятие воды;
- использование водных объектов без изъятия воды;
- сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов;
- сброс сточных вод сверх установленных лимитов;
- сброс ЗВ в пределах установленных лимитов;
- сброс ЗВ сверх установленных лимитов.
В ч. 2 ст. 2 ФЗ от 06.05.98 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» дается исчерпывающий перечень видов пользования водными объектами, которые не признаются объектами платы: забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, забора воды сельскохозяйственными предприятиями, рыбоводства, размещение плавательных средств, проведение государственного мониторинга водных объектов, осуществление рекреации без применения сооружений и др. Этим законом объединена плата за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, в один платеж – плату за пользование водными объектами.
Платежная база зависит от объема забранной воды, объема продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды, от площади акватории использованного водного объекта, объема сбрасываемых сточных вод. При этом сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
В соответствии с указанным законом Правительство РФ устанавливает ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Согласно ПП РФ от 30.12.06 г. № 874 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» эти ставки дифференцированы в зависимости от экологических и экономических показателей ценности и состояния водных объектов, от того, являются ли они подземными или поверхностными, от вида и объема пользования ими, а также от того, в пределах лимитов или сверх лимита осуществляется водопользование. Так, за использование в целях забора воды из поверхностных водных объектов ставка определяются в рублях за одну тысячу м3 для бассейна рек и озер в пределах того или иного экономического региона. Например, для бассейна Волги в Тверской области она составляет 288 руб, бассейна Невы – 252 руб, Западной Двины – 306 руб. Ставки платы за пользование водными объектами без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии для бассейна Волги составляет 9,84 руб/1 тыс. кВт ч, бассейна Балтийского моря – 8,88 руб/1 тыс кВт ч. За пользование акваторией рек в бассейне Волги установлена ставка платы в 30,48 тыс. руб/км2/год, а акваторией озер 32 тыс. руб/км2/год
Ставки за использование водных ресурсов территориального моря и внутренних морских вод, при заборе морской воды определяются в рублях за одну тысячу м3 для Азовского моря – 14,88, для Карского – 4,8.
Суммы платы за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении:
- 40% – в федеральный бюджет;
- 60% – в бюджеты субъектов РФ.
Организации, эксплуатирующие гидроэнергетические и гидротехнические сооружения на водохранилищах и других водоемах, обязаны обеспечить режим наполнения и отработки водохранилищ, порядок их эксплуатации и т. д. (ПП РФ от 20.06.97 г. «О порядке эксплуатации водохранилищ»). Земли водоохранных зон согласно ст. 97 ЗК РФ относятся к землям природоохранного назначения. Общие требования о создании этих зон и их правовом режиме предусмотрены ст. 65 ВК РФ. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования регулируется положением о водоохранных зонах, водоохранных объектах и прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.11.96 г. № 1404.
Поддержание в надлежащем состоянии ВЗ, ПЗП и водоохранных знаков возлагается на водопользователей.
Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.
Установление ВЗ не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета совершения сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На приграничных территориях режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда МПР России, согласованному с органами Федеральной пограничной службы РФ, а также СУГО в области ООС в соответствии с их полномочиями.
Согласно приказу Рослесхоза от 25.03.97 г. № 33 водоохранные зоны в лесах второй и третьей групп, а также в категориях защитности лесов первой группы, где допускается проведение рубок главного пользования, относится к особо защитным (берегозащитным) участкам леса с запрещением в них рубок главного пользования.
Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют охрану вод по четырем направлениям:
1) от загрязнения и засорения – определением источников загрязнения и регулированием их деятельности;
2) от аварийного загрязнения – оповещением СУГО по чрезвычайным ситуациям, введением и применением административных санкций, принятием мер для локализации аварийной ситуации, оценкой экологического ущерба, организацией восстановительных работ;
3) от ядохимикатов и других химических веществ – разрешением их применения с соблюдением специальных требований;
4) от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами и материалами – поддержанием их на допустимом уровне, запрещении их сброса и захоронения.
Для реализации задач по охране вод следует применять мероприятия:
- устанавливать и соблюдать нормативы предельно допустимой антропогенной нагрузки, при условии недопустимости превышения предельных уровней загрязнения водных объектов (ПП РФ от 19.12.96 г. № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»). Согласно ПП РФ от 25.01.06 г. № 33 их разрабатывает Федеральное агенство водных ресурсов с участием Росгидромета, Роснауки и РАН, согласовывает с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Росрыболовством и Росэпиднадзором и представляет на утверждение в МПР России;
- осуществлять сбросы (экологические попуски) из водохранилищ;
- устанавливать лимиты безвозвратного изъятия поверхностных вод для поддержания благоприятного состояния водной среды;
- предупреждать и ликвидировать последствия вредного воздействия вод (наводнения, затопления, подтопления; разрушение берегов, технических сооружений; заболачивания, засоления; эрозии почв, образования оврагов, оползней и селей);
- разрабатывать схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ПП РФ от 13.09.96 г. № 1097 «О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов»);
- на основе водохозяйственных балансов и схем комплексного использования водных ресурсов, данных водного кадастра (ПП РФ от 23.11.96 г. № 1403 «О ведении государственного водного кадастра РФ») разрабатывать федеральные и региональные государственные программы;
- заключать бассейновые соглашения для координации деятельности субъектов водных отношений в пределах бассейна водного объекта.
Споры по вопросам использования и охраны водных объектов разрешаются в суде, арбитражном суде или третейском суде в порядке, установленном законодательством РФ. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную и уголовную ответственность.
Уголовная ответственность установлена статьей 250 УК РФ «Загрязнение вод». Она наступает за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Эта статья относит загрязнение вод к категории преступлений небольшой тяжести (основной материальный состав по ч. 1) или средней тяжести (квалифицированные материальные составы по ч. 2 и 3 данной статьи). Поэтому наказание за эти преступления предусмотрено в виде наложения штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев (в ред. ФЗ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ). Этой статьей предусмотрено также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо исправительные работы на срок до 1 года, либо арест на срок до 3 месяцев (ч. 1). Если же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника, либо в зоне экологического бедствия, либо в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2) наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы и иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если по неосторожности последовала смерть человека, предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет (ч. 3).
За разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов жилищного и коммунального хозяйства (системы тепло- и водоснабжения, канализации и т.д.) предусмотрено наказание статьей 215 УК.
Административная ответственность за водные правонарушения установлена КоАП РФ (гл. 7 и 8) и законами субъектов РФ. Например, в ч.1 ст. 7.2 содержатся составы уничтожения или повреждения наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах и т.д. А в статье 8.12 – составы нарушения порядка отвода земельных участков, порядка предоставления в пользование лесов в ВЗ и ПЗП водных объектов, нарушение режима их использования. Объектом административного правонарушения часто становятся отношения собственности (ст. 7.7 – повреждение гидротехнического сооружения, ст. 7.8 – самовольное занятие земельного участка ПЗП водного объекта).
Нарушение водоохранного режима (ст. 8.13) на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на ДЛ – от 10 до 20 МРОТ; на ЮЛ – от 100 до 200 МРОТ (ч. 1 ст. 8.13). Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан от 5 до 10 МРОТ; на ДЛ – от 15 до 20 МРОТ; на ЮЛ – от 100 до 200 МРОТ (ч. 8.14). Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на ДЛ – от 10 до 20 МРОТ; на ЮЛ – от 100 до 200 МРОТ (ст. 8.15).
Имущественная ответственность. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Граждане и ЮЛ, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (п. 1 ст. 69 ВК), в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 444 ГК). Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам в следствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством (п. 2. ст. 69).
[1] Думнов А.Д. Расходы на охрану и рациональное использование водных ресурсов // ЭВР, 8/2006. С. 3.