3. Эколого-правовой режим недропользования

 

Согласно ФЗ «О недрах» от 21.02.92 г. (в ред. от 04.10.06 г.) «недра – часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водо­емов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геоло­гического изучения и освоения». Законодательство регулирует соот­ветствующие общественные отношения, связанные с геологическим изу­чением, использованием и охраной недр территории Российской Федера­ции; ее континентального шельфа; в связи с использованием отходов гор­нодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; торфа, сапропелей (отложений со дна водоемов, ис­пользуемых в качестве удобрений) и иных специфических минераль­ных ресурсов (включая под­земные воды и рассолы).

Согласно статье 71 К в ведении России находятся федеральная госу­дарственная собственность (недра земли) и управ­ление ею; определение статуса и защита континентального шельфа РФ. В соответствии со статьей 72 в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится законода­тельство о недрах.             

Законом РФ «О недрах» определяются правовые и экономиче­ские ос­новы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспе­чивается защита интересов государства и граждан Рос­сии, а также прав пользователей недр.

Для правовой охраны недр первостепенное значение имеет про­блема собственности на недра, поскольку именно от нее зависит в ко­нечном счете распределение компетенции, обязанности по защите минеральных ресурсов — главного богатства России. Законом опреде­лено, что недра в границах территории РФ, включая подземное про­странство и содержа­щиеся в недрах полезные ископаемые, энергети­ческие и иные ресурсы, яв­ляются государственной собственностью.

Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом ку­пли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом «О недрах». Добы­тые из недр полезные ископаемые (они при этом перестают быть объектом охраны окружающей среды, поскольку те­ряют связь с ней) по условиям лицензии могут находиться в феде­ральной государственной собственно­сти, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Владение, пользование и распоряжение государственным фон­дом недр в пределах территории России в интересах проживающих здесь народов осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Ор­ганы исполнительной власти РФ и ее субъектов ут­верждают государствен­ные программы геологического изучения недр, воспроизводства мине­рально-сырьевой базы и рационального использования недр. По представ­лению Министерства природных ресурсов РФ и под контролем органов представительной власти ре­шаются вопросы недропользования, охраны недр и охраны окру­жающей среды.

Отдельные участки недр могут получать статус объектов феде­рального значения на основании совместных решений федеральных органов госу­дарственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Это делается в целях гарантированного обеспечения государственных потреб­ностей России стратегическими и дефицит­ными видами ресурсов недр, на­личие которых влияет на националь­ную безопасность России и обеспечи­вает ее суверенитет. Часть ме­сторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в феде­ральный фонд резервных месторождений.

Согласно Закону РФ «О недрах» недра предоставляются для: регио­нальных геофизических работ, геологических съемок, работ по прогнози­рованию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, контролю за режимом подземных вод без существен­ного нарушения цело­стности недр; геологического изучения, вклю­чающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных иско­паемых; строительства и эксплуа­тации подземных сооружений и т.д.

Пользование участками недр может быть ограничено или запре­щено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны ок­ружающей среды. Пользователями недр могут быть субъекты пред­принимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридиче­ские лица и граждане других государств, если они наделены законодатель­ством правом заниматься соответствую­щим видом деятельности при поль­зовании недрами.

Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законо­дательства, технических проектов, планов и схем развития горных работ; предоставление геологической информации в федеральный и территори­альный фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекае­мых и оставляемых в недрах запасах по­лезных ископаемых; приведение участков земли и других природных объ­ектов, нару­шенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (рекультивацию).

Основные требования по рациональному использованию и охране недр:

- соблюдать установленный законодательством порядок предоставле­ния недр и не допускать самовольного пользования недрами;

- обеспечивать полноту геологического изучения, рационального ис­пользования и охраны недр;

- проводить опережающее геологическое изучение недр, обеспечи­вающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- обеспечивать наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компо­нентов;

- достоверно учитывать извлекаемые и оставляемые в недрах запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попут­ных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

- охранять месторождения от затопления, обводнения, пожаров и дру­гих факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышлен­ную ценность месторождения или осложняющих их разработку;

- предотвращать загрязнение недр, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

- соблюдать порядок консервации и ликвидации предприятий по до­быче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых;

- предупреждать самовольную застройку площадей залегания полез­ных ископаемых и соблюдать установленный порядок использования этих площадей в иных целях;

- предотвращать накопление промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

 Предоставление недр в пользование оформляется специальным госу­дарственным разрешением в виде лицензии. Она включает тек­стовые, графические приложения, которые являются неотъемлемой составной ча­стью лицензии и определяют основные условия пользо­вания недрами. Ли­цензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользо­вания участком недр в определенных гра­ницах, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока при соблюдении заранее опреде­ленных условий, в том числе по охране окружающей среды.

Лицензии предоставляются после проведения конкурсов и аук­ционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, об их итогах, о пре­доставлении лицензий должна публиковаться в средст­вах массовой ин­формации.

Основными критериями при проведении конкурса или аукциона должны быть: научно-технический уровень и сроки реализации программ изу­чения и использования недр; полнота извлечения полезных ископае­мых; вклад в социально-экономическое развитие территории; эффектив­ность природоохранных мероприятий.

Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе может последовать в сле­дующих случаях: заявитель умышленно представил о себе неверные све­дения; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специа­ли­стами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эф­фективного и безопасного проведения работ, охраны окру­жающей среды; предоставление данному заявителю лицензии с нарушением ан­тимоно­польных требований.

В соответствии с Зако­ном РФ «О недрах» (в редакции от 03.03.95 г. № 27-ФЗ) недра предоставляются в поль­зование специальным разрешением в виде лицензий. Организаци­онное обеспечение системы лицензирования осу­ществляет государ­ственный орган управления государственным фон­дом недр, функции которого в соот­ветствии с ПП РФ от 17.05.97 г. № 588 возложены на Ми­нистерство природных ресурсов Российской Федерации. Порядок ли­цензирования регламентируется Положе­нием о порядке лицензирова­ния пользования недрами, утвержден­ным Постановлением Верхов­ного Совета Российской Федерации от 15.07.92 г. № 3314-1.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспече­ние: реализации программ развития добывающей промышленности и ми­нерально-сырьевой базы; социальных, экономических, экологических ин­тересов населе­ния, проживающего на данной территории, и всех граждан России; равных возможностей всех юридических и физических лиц в по­лучении лицензий; развития рыночных отношений, проведения антимоно­польной политики в сфере пользования недрами; необходимых гарантий владельцам лицензий и защиты их права пользования недрами. Лицензи­рованию подлежит:

а) строительство и эксплуатация подземных сооруже­ний (объектов) различного назна­чения, размещаемых в специально пройденных горных выработках или выработках, пройденных при разработке место рождений полезных ископаемых, а также в есте­ст­венных подземных полостях (пещерах):

б) захоронение в недрах отходов ( включая радиоактивные ) и вредных веществ, сброса сточных вод:

в) возврат (обратной закачки) в недра дренажных, попутно из­влеченных, а также ис­пользованных минеральных, теплоэнерге­тиче­ских, промышленных и технических вод;

г) создание подземных хранилищ газа и нефтепродуктов.

Право пользования недрами может быть приобретено на осно­вании:

а) решения Правительства РФ по согласо­ванию с ОИВ субъек­тов РФ, территория которых будет использоваться для целей захо­ро­нения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких гори­зонтах, обеспечивающих их локализацию;

б) совместного решения федерального или его территориаль­ного органа управ­ления государственным фондом недр и ОИВ субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона.

Лицензия предоставляется совместно ОИВ субъекта РФ  и фе­деральным органом управления государственным фондом недр и его территориальными органами.

На каждый участок недр, предоставляемый в пользование для строительства и эксплуатации объектов и систем, выделяется от­дель­ная лицензия. Допускается выдача одной лицензии на не­сколько уча­стков недр, если действующие и проектируемые объ­екты  в недрах расположены в границах земельного отвода, при­надлежащего одному предприятию, и находятся на его балансе. Возможность выдачи такой «объединенной» лицензии определя­ется соответствующим террито­риальным органом управления госу­дарственным фондом недр.

Не требует получения разрешения и лицензии добыча песка, глины, торфа собственниками, владельцами земельных участков. Они имеют право по своему усмотрению в границах участков без применения взрыв­ных работ добывать общераспространенные по­лезные ископаемые, не чис­лящиеся на государственном балансе, с соблюдением требований охраны окружающей среды; строить под­земные сооружения для своих нужд на глубину до 5 м, сооружать и эксплуатировать бытовые колодцы и сква­жины на первом водонос­ном горизонте, не являющемся источником цен­трализованного во­доснабжения.

В соответствии с требованиями законодательства ли­цензия на пользование недрами и ее неотъемлемые части должны содержать:

- данные о пользователе недр, получившем лицензию, и орга­нах, предоставивших лицензию, а также основание для предоставле­ния лицензии;

- данные о целевом назначении работ, связанных с пользова­нием недрами, включая характеристику вида специального водо­поль­зования подземным водным объ­ектом;

- указание пространственных границ участка недр, предостав­ляемого в пользо­вание;

 - указание границ земельного отвода, выделенного для веде­ния работ, связан­ных с пользованием недрами;

- срок действия лицензии и срок начало работ;

- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании участками недр и земельными участками;

- соглашение о праве собственности не геологическую инфор­мацию, получае­мую в процессе пользования недрами;

- условия,  выполнение которых установлено законодательст­вом РФ, стандартами, требованиями по охране недр и окружающей природной среды и по безопасному ведению ра­бот;

- требования к техническому проекту, сроки его государствен­ной экспертизы либо условия пользования недрами в соответст­вии с техническим проектом с учетом данных эксплуатации соот­ветствую­щих объектов;

- порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или кон­сервации объектов.

В случае изъятия лицензии по основаниям, предусмотренным ст. 20 ОН и п. 15 действующего Положения о порядке лицензирования пользования недрами (1992), пользователь участком недр, оставаясь собственником технического оборудования теряет право не только на добычу полезного ископаемого, но и на проведение мероприятий, напрпавленных на надлежащее содержание и сохранность месторождения. Пдобное произошло при закрытии угольных шахт в г. Нелидове. 

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологи­ческих и минералогических образований, метеоритов, палеонтологи­ческих и ар­хеологических объектов, представляющих интерес для науки и культуры, работы на соответствующем участке должны быть приостановлены с со­общением органам, предоставившим лицензию.

Лица, открывшие или разведавшие неизвестное ранее месторож­дение либо выявившие дополнительные запасы полезных ископае­мых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, имеют право на го­сударственное денежное вознаграждение.

Платежи за добычу полезных ископаемых. В соответствии со ст. 41 ОН налогооблагаемой базой при исчислении платежей за добычу полезных ископаемых является стоимость добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающей нормативы, устанавливаемые еже­годными планами горных работ, согласованных с органами государст­венного гор­ного надзора.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от 30.01.95 г. № 224-ФЗ налогообла­гаемой ба­зой при исчислении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, получен­ного и реа­лизованного из фактически добытых полезных ископаемых.

Под добытыми полезными ископаемыми, а также фактически добы­тыми полезными ископаемыми понимаются:

 а) твёрдые полезные ископаемые, выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (раз­реза) на открытых горных работах, и прошедшие первичную обработку, но без учёта пород, разубоживающих полезное ископаемое,  если они не были включены в подсчёт запасов;

 б) драгоценные металлы после аффинажного производства;

 в) драгоценные камни после первичной переработки, включая сорти­ровку, первичную классификацию и первичную оценку;

г) нефть, газ (газовый конденсат), поднятые на поверхность и прошед­шие первичную обработку (подготовку);

 д) подземные воды, поднятые на поверхность и прошедшие в необходи­мых случаях первичную обработку (подготовку), за исключением попутно извлекаемых при добыче нефти и газа вод, закачиваемых для под­держания пластового давления и сбрасываемых в поглощающие сква­жины;

 е) полезные ископаемые, полученные с применением перерабатываю­щих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, включая выщелачивание, дражную и гидравлическую разработку россып­ных месторождений, подземную газификацию и выплавление, либо пе­ре­рабатывающих технологий, отнесённых при лицензировании пользова­ния недрами к специальным видам добычных работ, включая добычу по­лезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения и др.

Порядок расчета платежей при пользовании недрами определен инст­рукциями «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользо­вания недрами», утв. Минфином России от 4.02.93 г. № 8, и «О порядке ис­числения, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на вос­производство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений», утв. Госналогслужбой России от  31.12.96 г. № 44 с изм. и доп. от 16.07.98 г. № БФ-3-04/144.

Согласно Закону РФ от 21.02.92 г. № 2395-1 (в ред. 06.06.03 г. № 65-ФЗ) статьей 39 «Система платежей при пользовании недрами» раздела У «Платежи при пользовании недрами» устанавливаются следующие пла­тежи:

1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении опреде­ленных событий, оговоренных в лицензии;

2) регулярные платежи за пользование недрами;

       3) плата за геологическую информацию о недрах;

       4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

       5) сбор за выдачу лицензии.

Кроме этого указано, что пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно введенной в действие главы 26 НК «Налог на добычу полез­ных ископаемых» взамен трех действующих налогов (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и ак­циз на нефть и стабильный газовый конденсат) введен новый налог – на добычу полезных ископаемых.

В статье 337 «Добытое полезное ископаемое» отмечается, какая про­дукция признается полезным ископаемым, и приводится исчерпывающий перечень видов полезных ископаемых.

Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик опреде­ляет самостоятельно. Для этого налогоплательщик может исходить (ст. 340 НК):

- из цен реализации полезного ископаемого без учета государственных субвенций;

- из расчета стоимости этого ископаемого.

Для каждого вида полезного ископаемого НК предусматривает свою ставку налога (самая низкая – по калийным солям – 3,85%, самая высокая – при добыче углеводородного сырья – 16,5%).

Споры по вопросам использования и охраны недр разре­шаются в суде, арбитражном суде или третейском суде в порядке, установ­ленном законо­дательством РФ.

Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут имуще­ственную, дисциплинарную, админи­стративную и уголовную ответствен­ность (ст. 75 ОООС).

Уголовная ответственность устанавливается при нарушении правил охраны и исполь­зования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или под­земных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых (ст. 255 УК), если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, виновные наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемна­дцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ис­правительными работами на срок до двух лет (в ред. ФЗ от 08.12.03 г . № 162-ФЗ).

При нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216), если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб (в ред. ФЗ от 06.12.03 г. № 162-ФЗ крупный ущерб – 500 тысяч рублей), виновный наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработ­ной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы до трех лет или без такового.

Уголовное наказание преду­смотрено при нарушении правил безопас­ности на взрывоопасных объектах (ст. 217) и правил пожарной безопасно­сти (ст. 219,) включенных в главу 24 УК. Нарушение пра­вил техники безопасности или иных правил охраны труда  регулируется ст. 143 главы 19.

В главе 7 КоАП, посвященной ад­министративным правонарушениям в области охраны собственности, предусмотрено нака­зание за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо наруше­ние условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), за само­вольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), за са­мовольную добычу янтаря (ст. 7.5). В главе 8 о правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования предусмот­рено наказание за нарушение требований по охране недр и гидромине­ральных ресурсов (ст. 8.9), за нарушение требований по рациональном ис­пользованию недр (ст. 8.10), за нарушение правил и требований проведе­ния работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11), за незаконную пе­редачу минеральных ресурсов на континентальном шельфе и (или) в ис­ключительной экономической зоне РФ (ст. 8.20). Административная ответ­ственность наступает при нарушении требований промышленной безопас­ности (глава 9).

Имущественная ответственность. Наложение штрафа не освобож­дает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и воз­мещения причиненного ущерба. Граждане и ЮЛ, причинившие ущерб не­драм, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитраж­ного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, при­чиненного геологическим объектам, а при их отсутствии – по фактическим затра­там на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 444 ГК).