Согласно ФЗ «О недрах» от 21.02.92 г. (в ред. от 04.10.06 г.) «недра – часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». Законодательство регулирует соответствующие общественные отношения, связанные с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации; ее континентального шельфа; в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; торфа, сапропелей (отложений со дна водоемов, используемых в качестве удобрений) и иных специфических минеральных ресурсов (включая подземные воды и рассолы).
Согласно статье 71 К в ведении России находятся федеральная государственная собственность (недра земли) и управление ею; определение статуса и защита континентального шельфа РФ. В соответствии со статьей 72 в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится законодательство о недрах.
Законом РФ «О недрах» определяются правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивается защита интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр.
Для правовой охраны недр первостепенное значение имеет проблема собственности на недра, поскольку именно от нее зависит в конечном счете распределение компетенции, обязанности по защите минеральных ресурсов — главного богатства России. Законом определено, что недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом «О недрах». Добытые из недр полезные ископаемые (они при этом перестают быть объектом охраны окружающей среды, поскольку теряют связь с ней) по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории России в интересах проживающих здесь народов осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр. По представлению Министерства природных ресурсов РФ и под контролем органов представительной власти решаются вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.
Отдельные участки недр могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Это делается в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей России стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность России и обеспечивает ее суверенитет. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.
Согласно Закону РФ «О недрах» недра предоставляются для: региональных геофизических работ, геологических съемок, работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, контролю за режимом подземных вод без существенного нарушения целостности недр; геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений и т.д.
Пользование участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если они наделены законодательством правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, технических проектов, планов и схем развития горных работ; предоставление геологической информации в федеральный и территориальный фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (рекультивацию).
Основные требования по рациональному использованию и охране недр:
- соблюдать установленный законодательством порядок предоставления недр и не допускать самовольного пользования недрами;
- обеспечивать полноту геологического изучения, рационального использования и охраны недр;
- проводить опережающее геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- обеспечивать наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
- достоверно учитывать извлекаемые и оставляемые в недрах запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
- охранять месторождения от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождения или осложняющих их разработку;
- предотвращать загрязнение недр, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
- соблюдать порядок консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- предупреждать самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых и соблюдать установленный порядок использования этих площадей в иных целях;
- предотвращать накопление промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Она включает текстовые, графические приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока при соблюдении заранее определенных условий, в том числе по охране окружающей среды.
Лицензии предоставляются после проведения конкурсов и аукционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, об их итогах, о предоставлении лицензий должна публиковаться в средствах массовой информации.
Основными критериями при проведении конкурса или аукциона должны быть: научно-технический уровень и сроки реализации программ изучения и использования недр; полнота извлечения полезных ископаемых; вклад в социально-экономическое развитие территории; эффективность природоохранных мероприятий.
Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе может последовать в следующих случаях: заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, охраны окружающей среды; предоставление данному заявителю лицензии с нарушением антимонопольных требований.
В соответствии с Законом РФ «О недрах» (в редакции от 03.03.95 г. № 27-ФЗ) недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий. Организационное обеспечение системы лицензирования осуществляет государственный орган управления государственным фондом недр, функции которого в соответствии с ПП РФ от 17.05.97 г. № 588 возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Порядок лицензирования регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 г. № 3314-1.
Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение: реализации программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы; социальных, экономических, экологических интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан России; равных возможностей всех юридических и физических лиц в получении лицензий; развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; необходимых гарантий владельцам лицензий и защиты их права пользования недрами. Лицензированию подлежит:
а) строительство и эксплуатация подземных сооружений (объектов) различного назначения, размещаемых в специально пройденных горных выработках или выработках, пройденных при разработке место рождений полезных ископаемых, а также в естественных подземных полостях (пещерах):
б) захоронение в недрах отходов ( включая радиоактивные ) и вредных веществ, сброса сточных вод:
в) возврат (обратной закачки) в недра дренажных, попутно извлеченных, а также использованных минеральных, теплоэнергетических, промышленных и технических вод;
г) создание подземных хранилищ газа и нефтепродуктов.
Право пользования недрами может быть приобретено на основании:
а) решения Правительства РФ по согласованию с ОИВ субъектов РФ, территория которых будет использоваться для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;
б) совместного решения федерального или его территориального органа управления государственным фондом недр и ОИВ субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона.
Лицензия предоставляется совместно ОИВ субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр и его территориальными органами.
На каждый участок недр, предоставляемый в пользование для строительства и эксплуатации объектов и систем, выделяется отдельная лицензия. Допускается выдача одной лицензии на несколько участков недр, если действующие и проектируемые объекты в недрах расположены в границах земельного отвода, принадлежащего одному предприятию, и находятся на его балансе. Возможность выдачи такой «объединенной» лицензии определяется соответствующим территориальным органом управления государственным фондом недр.
Не требует получения разрешения и лицензии добыча песка, глины, торфа собственниками, владельцами земельных участков. Они имеют право по своему усмотрению в границах участков без применения взрывных работ добывать общераспространенные полезные ископаемые, не числящиеся на государственном балансе, с соблюдением требований охраны окружающей среды; строить подземные сооружения для своих нужд на глубину до 5 м, сооружать и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первом водоносном горизонте, не являющемся источником централизованного водоснабжения.
В соответствии с требованиями законодательства лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые части должны содержать:
- данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание для предоставления лицензии;
- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, включая характеристику вида специального водопользования подземным водным объектом;
- указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
- указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- срок действия лицензии и срок начало работ;
- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании участками недр и земельными участками;
- соглашение о праве собственности не геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
- условия, выполнение которых установлено законодательством РФ, стандартами, требованиями по охране недр и окружающей природной среды и по безопасному ведению работ;
- требования к техническому проекту, сроки его государственной экспертизы либо условия пользования недрами в соответствии с техническим проектом с учетом данных эксплуатации соответствующих объектов;
- порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации объектов.
В случае изъятия лицензии по основаниям, предусмотренным ст. 20 ОН и п. 15 действующего Положения о порядке лицензирования пользования недрами (1992), пользователь участком недр, оставаясь собственником технического оборудования теряет право не только на добычу полезного ископаемого, но и на проведение мероприятий, напрпавленных на надлежащее содержание и сохранность месторождения. Пдобное произошло при закрытии угольных шахт в г. Нелидове.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических и археологических объектов, представляющих интерес для науки и культуры, работы на соответствующем участке должны быть приостановлены с сообщением органам, предоставившим лицензию.
Лица, открывшие или разведавшие неизвестное ранее месторождение либо выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, имеют право на государственное денежное вознаграждение.
Платежи за добычу полезных ископаемых. В соответствии со ст. 41 ОН налогооблагаемой базой при исчислении платежей за добычу полезных ископаемых является стоимость добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающей нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованных с органами государственного горного надзора.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от 30.01.95 г. № 224-ФЗ налогооблагаемой базой при исчислении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
Под добытыми полезными ископаемыми, а также фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются:
а) твёрдые полезные ископаемые, выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах, и прошедшие первичную обработку, но без учёта пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчёт запасов;
б) драгоценные металлы после аффинажного производства;
в) драгоценные камни после первичной переработки, включая сортировку, первичную классификацию и первичную оценку;
г) нефть, газ (газовый конденсат), поднятые на поверхность и прошедшие первичную обработку (подготовку);
д) подземные воды, поднятые на поверхность и прошедшие в необходимых случаях первичную обработку (подготовку), за исключением попутно извлекаемых при добыче нефти и газа вод, закачиваемых для поддержания пластового давления и сбрасываемых в поглощающие скважины;
е) полезные ископаемые, полученные с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, включая выщелачивание, дражную и гидравлическую разработку россыпных месторождений, подземную газификацию и выплавление, либо перерабатывающих технологий, отнесённых при лицензировании пользования недрами к специальным видам добычных работ, включая добычу полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения и др.
Порядок расчета платежей при пользовании недрами определен инструкциями «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами», утв. Минфином России от 4.02.93 г. № 8, и «О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений», утв. Госналогслужбой России от 31.12.96 г. № 44 с изм. и доп. от 16.07.98 г. № БФ-3-04/144.
Согласно Закону РФ от 21.02.92 г. № 2395-1 (в ред. 06.06.03 г. № 65-ФЗ) статьей 39 «Система платежей при пользовании недрами» раздела У «Платежи при пользовании недрами» устанавливаются следующие платежи:
1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2) регулярные платежи за пользование недрами;
3) плата за геологическую информацию о недрах;
4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5) сбор за выдачу лицензии.
Кроме этого указано, что пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно введенной в действие главы 26 НК «Налог на добычу полезных ископаемых» взамен трех действующих налогов (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и стабильный газовый конденсат) введен новый налог – на добычу полезных ископаемых.
В статье 337 «Добытое полезное ископаемое» отмечается, какая продукция признается полезным ископаемым, и приводится исчерпывающий перечень видов полезных ископаемых.
Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого налогоплательщик может исходить (ст. 340 НК):
- из цен реализации полезного ископаемого без учета государственных субвенций;
- из расчета стоимости этого ископаемого.
Для каждого вида полезного ископаемого НК предусматривает свою ставку налога (самая низкая – по калийным солям – 3,85%, самая высокая – при добыче углеводородного сырья – 16,5%).
Споры по вопросам использования и охраны недр разрешаются в суде, арбитражном суде или третейском суде в порядке, установленном законодательством РФ.
Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность (ст. 75 ОООС).
Уголовная ответственность устанавливается при нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых (ст. 255 УК), если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, виновные наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет (в ред. ФЗ от 08.12.03 г . № 162-ФЗ).
При нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216), если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб (в ред. ФЗ от 06.12.03 г. № 162-ФЗ крупный ущерб – 500 тысяч рублей), виновный наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы до трех лет или без такового.
Уголовное наказание предусмотрено при нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217) и правил пожарной безопасности (ст. 219,) включенных в главу 24 УК. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда регулируется ст. 143 главы 19.
В главе 7 КоАП, посвященной административным правонарушениям в области охраны собственности, предусмотрено наказание за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), за самовольную добычу янтаря (ст. 7.5). В главе 8 о правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования предусмотрено наказание за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9), за нарушение требований по рациональном использованию недр (ст. 8.10), за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11), за незаконную передачу минеральных ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.20). Административная ответственность наступает при нарушении требований промышленной безопасности (глава 9).
Имущественная ответственность. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Граждане и ЮЛ, причинившие ущерб недрам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного геологическим объектам, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 444 ГК).