4. Эколого-правовой режим использования земли и охраны почв

 

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК) регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. По ст. 2. ЗК земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совме­стном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других феде­ральных законах, законах субъектов РФ, должны соот­ветствовать федеральному законодательству. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, кото­рые не должны противоречить ЗК, федеральным законам. ОИВ субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Ор­ганы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут изда­вать акты, содержащие нормы зе­мельного права.

Рациональное использование и охрана земель регулируется нормами зе­мельного, гражданского, природно-ресурсного (водного, лесного и др.) и эколо­гического права (ст. 3 ЗК). Основным актом, регулирующим имущественные отношения, является ГК РФ, согласно ст. 129 которого земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсов. Основными актами являются: Земель­ный кодекс РФ, федераль­ные законы, регулирующие обеспечение плодородия земель сельскохозяй­ст­венного назначения и их обо­рот, ведение государственного земельного ка­дастра, землеустрой­ство, разграничение государственной собственности на землю, ме­лиорацию земель и охрану ОС, а также подзаконные акты: поста­новления правительства и ведомственные акты.

Современное земельное законодательство значительно усиливает правовую регламентацию охраны земель за  ненадлежащее ее исполь­зо­вание и оказание вредных воздействий (рекультива­цию и мелиорацию земель, их консервацию, ведение земельного кадастра и мониторинга земель), устанавливая особые требова­ния к режиму деградированных земель, вводя ограничения и за­преты самого разного рода. Глава П ЗК посвящена охране земель. В ч. 1  ст. 12 ЗК  подчеркивается, что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживаю­щих на соответствующей территории, в ч. 2 –  что использование земель должно осуществляться способами, обеспе­чивающими сохранение эко­логических систем наряду с иными видами деятельности. Здесь прямо сформулированы две важней­шие цели: первая – предотвращение де­гра­дации, загрязнения, за­хламления, нарушения земель, других нега­тивных (вредных) воз­действий хозяйственной деятельности, вторая – обес­печение улучшения и восстановления земель, подвергшихся ука­занным воздействиям.

На 1 января 2014 г. площадь земельного фонда РФ составляла 1709,8 млн га, среди них наибольшая доля земель лесного фон­да –1096,8, сельскохозяйственного назначения – 406,0, городов – 7,8, особо охраняемых природных территорий – 32,0 млн га. Пло­щадь нарушен­ных земель в целом по стране – 1,1504 млн га.

Основными негативными процессами, приводящими к дегра­дации почвенного покрова, являются водная и ветровая эрозия, переувлаж­нение и заболачивание, подтопление, засоление и осолонцевание, уп­лотнение и слитизация, дегумификация. Земли с эрозионно- и дефля­ционно-опасными почва­ми составляли 58,6% сельскохозяйственных угодий, в том числе 41,1% пашни. Ежегодно теряется более 1,5 млрд тонн плодород­ного слоя почвы. Переувлаж­ненные и заболоченные земли занимают 12,3% площади сельхоз­угодий.

В соответствии с Земельным кодексом (ЗК) РФ объектами охра­ны и использования являются (ст. 6): а) земля как природный объект и природный ресурс (иначе говоря, как элемент окружающей среды); б) земельные участки, представляющие собой часть по­верхности земли (в том числе почвенный слой), границы кото­рой описаны и удостове­рены в установленном порядке; в) час­ти земельных участков. Режим охраны земель (почв) и порядок их исполь­зования определяются кате­горией земель, а именно (ст. 7): 1) сельскохозяйствен­ного назначения, т. е. предоставленные для нужд сельского хозяйства гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садо­водства, огородничества и др.; коопера­тивам граждан для садо­водства, огородничества, животноводства; сель­скохозяйственным государственным кооперативам, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприяти­ям – для сельскохозяйственного производства; отдан­ные научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйст­венным учреждениям для исследовательских, учебных целей, пропа­ганды пере­дового опыта и для сельскохозяйственного про­изводства; несельскохо­зяйственным предприятиям – для веде­ния подсобного хо­зяйства; 2) поселений; 3) промышленности, транспорта, связи, энерге­тики, обороны и иного специального назначения; 4) особо охраняемых природных тер­риторий и объ­ектов; 5) лесного; 6) водного фондов; 6) запаса.

Согласно ст. 42 возлагается как на собственников земельных участков, так и на лиц не собственников обязанности по использованию земельных участков способами, не причиняющими вред земельному участку, а также осуществлению мероприятий по охране земель.

Реализация землеохранных мероприятий предполагает возложение обязанностей на землепользователей и органы власти, предусмотренные земельным и экологическим законодательством, которые можно разделить на три группы:

1) профилактические мероприятия, проведение которых позволит предотвратить в будущем вред земельным участкам. Например, сохранение достигнутого уровня мелиорации, защита сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, защита земель от эрозии и т. п.

2) ликвидация последствий уже свершившегося ухудшения качества почв. Например, ликвидацию последствий загрязнения, восстановление плодородия почв, рекультивацию земель;

3) обеспечение сохранения плодородия почв в момент их использования при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Охрана почв предполагает установление особого режима охраны уникальных почв, посредством ведения Красной книги почв РФ и Красной книги почв субъектов РФ.

Красная книга почв – систематизированный свод документированных сведений о месторасположении, состоянии, уникальности и принимаемых мерах по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв.

Субъекты охраны и использования земель (ст. 5 ЗК) – Россий­ская Федерация и ее субъекты, муници­пальные образования, гражда­не и юридические лица, иностранные граждане,   лица без гражданства и иностранные юридические лица.

Государственное управление землями подразделяется на общее и отраслевое. Общее управление землями возложено на Федеральное со­б­рание, президента  и правительство. В соответствии с УП РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» государственное управление в сфере использования и охраны земель осуществляют специальные уполномоченные органы исполнительной власти.

 Министерство природных ресурсов (МПР России) осуществляет функции нормативно-правового регулирования и государственного контроля за деятельностью в сфере природопользования (затрагивающей вопросы землепользования), а также за принятыми мерами по выявлению нарушения законодательства в этой сфере. Минсельхоз России осуществляет функции нормативно-правового регулирования и государственного контроля в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роскадастр) – СУГО в области кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель. Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономики России) участ­вует в определении земельной политики и управления землями как имуществом. То есть оба последних – органы общего управления спе­циальной компетенции. Надзором за применением химических препаратов, агрохимикатов и ядохимикатов возложен на Госсанэпиднадзор (ПП РФ от 12.11.92 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химиче­ских и биологических веществ») и Минсельхоз РФ. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 10 ЗК).

Среди субъектов земельного права выделяются собственни­ки зе­мельных участков; землепользователи, т. е. лица, владею­щие зе­мель­ными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы; облада­тели сервитута, т. е. лица, имеющие право ограниченного пользования чу­жими земельными участками. Кро­ме участников земельных отноше­ний, субъектами охраны и ис­пользования земель могут быть и другие граж­дане и юридиче­ские лица, контрольно-надзорные органы и их долж­ностные лица, работники правоохранительных органов и т. п.

В целях охраны земель собственники земельных участков, земле­пользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия (ст. 13):

1) по сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопле­ния, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламле­ния отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных)   воздейст­вий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от зара­жения бактериально паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных ухудшений состояния земель;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биологиче­ского загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодоро­дия почв, своевременному вовлечению в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при прове­дении работ, связанных с нарушением земель.

В соответствии с земельным законодательством право собственности на землю устанав­ливается в государственной, частной и муни­ципальной формах. Глава IV ЗК  регламентирует постоянное (бессрочное) пользо­вание земельными участками, вводя ограничения по субъектам, т. е. в соответствии с ч. 2 ст. 20, исключая из их числа граждан и не­которые категории юридических лиц (не являющихся госу­дарственными и муни­ципальными учреждениями, федеральными предприятиями). Од­нако право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется за гра­жда­нами и юридическими лицами, если оно возникло до вступления ЗК в силу. Это преду­сматривает ограничение – лишение указанных лиц права распоря­жаться земельными участками. Иными словами, за ними сохраня­ются только два полномочия права собственности: использование и владение. В этой же главе регулируется сходным образом право пожиз­ненного наследуемого владения земельным участком, нахо­дящимся в го­сударственной или муниципальной собственности, приобретенное граж­данином до введения в действие ЗК. Единственным исключением по распоряжению земельным участком является возможность пере­хода права на него по наследству (ч. 2 ст. 21).

Положения о праве на аренду содержатся в ст. 22 ЗК РФ. В ней кроме российских юридических и физических лиц  субъек­тами землепользования признаются  иностранцы и лица без гражданства, а также предусматривается довольно обширный перечень полномочий по распоряжению (право передать уча­сток в субаренду и т. п.). Регулируются и порядок установле­ния, сроки и виды публичных сервитутов (например, прохода или проезда через земель­ные участки, прогона скота и т. п.). Сервитуты могут быть сроч­ными и постоянными и подлежат обязательной государственной регистрации. В этой же главе оп­ределяется состав зе­мель, которые могут быть предоставлены в срочное безвозмездное пользование.

Распоряжение земельными участками осуществляется после госрегистрации на них права собственности. Однако ее отсут­ствие, когда госсобственность не ограничена, не является препятствием для распоряжения ими. Права на земельные участки (ч. 1 ст. 26) удостоверяются документами в соответ­ствии с ФЗ «О государственной регист­рации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним» - свидетельством о регистрации прав на земельный участок. Госрегистрация права соб­ственности на земельный участок осуществляется по заявле­нию в исполнительный орган государственной власти или ор­ган муниципальной власти.

Статья 36 К устанавливает, что собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается землей, но свободное распоряжение землей может быть ограничено в публичном интересе. Общее понятие оборотоспособности закреплено в ст. 129 ГК, согласно которой объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правоприемства. Вторая часть ГК подробно регулирует порядок совершения сделок с объектами недвижимости, в том числе и земельными участками. Ст. 36 К установила, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками, если это не наносит ущерба ОС и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ст. 129 ГК закрепила положение о том, что перечисленные полномочия собственник земли и других природных ресурсов осуществляет в той мере, в какой их оборот допускается законом. Примером таких ограничений являются перечень видов земельных участков, исключенных из оборота и ограниченных в обороте содержащийся в ст. 27 ЗК.

По смыслу п. 3 ст. 33 ЗК бесплатно в собственность гражданам могут представляться земельные участки в предельных размерах для целей ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного или индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Статьями 35, 36, 37 ЗК предусмотрены особые правила, касающиеся приобретения и отчуждения земельных участков.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования или с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1 ст. 30). Решение ИОВ или органа местного самоуправле­ния о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собст­венности покупателя на земельный участок при предоставле­нии земельного участка в собственность; заключения дого­вора аренды земельного участка и государственной регистра­ции его (ч. 7 ст. 30). Продажа гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков на территории городских и сельских поселений, или права их аренды регулируется УП от 26.11.97 г № 1263 и ПП РФ от 5.01.98 г. Проведение подобных торгов регулируется ст. 38 ЗК, а также утвержденные 11.11.02 г. новыми Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

Земельный кодекс не предусмотрел особенностей регулирования совершения иных сделок с земельными участками. К ним применяются общие положения гражданского законодательства, ФЗ «Об ипотеке», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.

На 1.01.14 г более 20 млн семей россиян имеют садовые и огород­ные участки, 16,6 млн граждан – личные подворья и приуса­дебные участки. Свыше 600 тыс. – дачные участки. Согласно ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты ПФ в части уточнения условий и порядка приватизации, кадастрового учета земельных участков, представленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородни­чества, садоводства и индивидуального жилищного строитель­ства, регистрации прав граждан на указанные объекты» уста­навливается двухнедельный срок рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка. В нем содержится закры­тый перечень необходимых документов и два основания для отказа в приватизации (неполный пакет документов и наличие запрета на приватизацию). Допускается приватизация участка без уточнения проекта организации и застройки. Граждане, имеющие участки, находящиеся в бессрочном пользовании кооперативов, могут приобрести свои участки в собствен­ность бесплатно.

ПП РФ от 31.03.06 г. № 176 утверждены Правила передачи отдельных земельных участков земель, представленных для нужд обороны и безопасности, в аренду и безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и иных пользова­ний.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществля­ется в исключительных случаях, связанных (ст. 49):

1) с выполнением международных обязательств РФ;

2) с размещением объектов государственной или муници­паль­ного значения при отсутствии других вариантов возмож­ного размещения этих объектов;

3) иными обстоятельствами в установленных федераль­ными законами случаях, а применительно к изъятию в том числе путем выкупа.

Принудительное отчуждение земельного участка для госу­дарственных или муниципальных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании ре­шения суда (ч. 2 ст. 55). Земельный участок может быть без­возмездно изъят (ст. 50) у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

До введения в действие налога на недвижимость за исполь­зование земли взимаются земельный налог и арендная плата (ст. 65). Порядок исчисления и уплаты земельного налога уста­навливается законодательством РФ о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в  государственной и муниципальной собственности, порядок усло­вий и сроки внесения арендной платы устанавлива­ются прави­тельством РФ, ОИВ субъектов РФ, ОМС. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находя­щиеся в частной собственно­сти, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Третья форма платы за землю – нормативная цена земли уста­навливается для покупки и выкупа земельных участков, для по­лучения под залог земли банковского кредита. В соответствии с требованиями ст. 25 ФЗ «О плате за землю» (в ред. от 23.11.03 г.), порядок определения нормативной цены устанавливается Правительством РФ.

Согласно приказу Министерства РФ по налогам и сборам от 21.04.03 г. № БГ-3-21/204 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию МНС России от 21.02.00 г. № 56 по применению Закона РФ «О плате за землю» исчисление суммы земельного на­лога производится с учетом установленных льгот. Сумма земель­ного налога исчисляется путем умножения площади земельного участка на ставку земельного налога и коэффициент корректи­ровки этой ставки.

В соответствии со ст. 17 Закона «О государственном земельном кадастре (ФЗ от 2.01.00 г., в ред. от 22.08.04 г.) на всей территории РФ ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведению о земельных участках. В соответствии с п. 1 Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (ПП РФ от 08.04.00 г, в ред. от 11.04.06 г.) к работе оп оценке всех категорий земель могут привлекаться лица имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» ( в ред. от 1.07.06 г.) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. В соответствии с п.п. «б» п. 2 ПП РФ от 11.11.02 г. «Об организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков» организаторами торгов выступают ОИВ или ОМС, или специализированные организации, действующие на основании договоров с ними.

ФЗ от 18.06.01 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Землеустройство обя­зательно в случаях (ст. 3): а) изменения границ объектов землеустрой­ства; б) предоставления и изъятия земельных участков; в) определе­ния границ ограниченных в использовании частей объектов земле­устройства; г) перераспределения используемых гражданами и юри­дическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; д) выявления нарушенных земель, а также зе­мель, подверженных ветровой и водной эрозии, селям, подтоп­лениям, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотне­нию, загрязнению отходами производства и потребле­ния, радиоактив­ными и химическими веществами, заражению опасными биологиче­скими веществами и другим негативным воздействиям; е)  проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите от эрозии, селей, подтопления, заболачи­вания, вторичного засоления, истощения, иссушения и других нега­тивных воздействий.

Землеустройство осуществляется (ст. 4) по юридическим основа­ниям: решению уполномоченного органа государственной власти, ор­гана мест­ного самоуправления, договору или решению суда и прово­дит­ся в соответствии с землеустроительной документацией (ст. 6), ко­то­рая должна отвечать нормативным требованиям по форме, со­держа­нию, процессу формирования.

Землеустройство – это сложная и разнообразная деятель­ность, которая вклю­чает изучение состояния земель, их оценку и инвентари­зацию, для проведения которых требуются геодезические и картогра­фические (ст. 10,) почвенные, геоботанические и другие  обследования и изыскания (ст. 11). Планирование рационального использова­ния и ох­раны земель неотделимо от землеустройства и преду­сматривает их при­родно-сельскохозяйственное районирование, определение и разработку предложений об охране. Землеустройство как система мероприятий (ст. 67) по изучению состояния земель, планированию, рациональному ис­пользованию и их охране, образованию новых и упорядочению сущест­вующих объектов земле­устройства (т. е. территорий РФ, ее субъектов, муниципальных образований, территориальных зон, земельных участков или их частей) предназначено для достижения нескольких целей: орга­низации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков в сельскохозяйст­венном производстве; ох­раны земель, а также организации терри­торий, используемых общинами коренных малочисленных наро­дов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящими­ся к этим народам, для обеспечения их тради­ционного образа жизни. Землеустройство, таким образом, является од­ним из несколь­ких организационно-правовых средств наряду с информа­цион­но-правовыми (ведение земельного кадастра, мониторинга, осуще­ст­вление государственного, производственного и иного земельного контроля и др.), которые необходимы для осуществления других, имеющих более ярко выраженную природоохранную направлен­ность мер.

Земельный кодекс устанавливает пять типов земель особо охраняемых территорий (ч. 1. ст. 94):

1) особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздо­ровительные местности и курорты;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли (водоохранные зоны, запретные и нересто-охранные полосы, леса, выполняющие защитные функции, противоэрози­онные, пастбищезащитные и полезащитные насаждения, земли, выполняю­щие природоохранные функции).

Правовые основы деятельности в области мелиорации устанавливает ФЗ от 10.01.96 г. «О мелиорации земель». Нормативную базу охраны и ис­пользования земель на Крайнем Севере и Дальнем Востоке осуществляют федеральные законы от 19.06.96 г. «Об основах государственного регули­рования социально-экономического развития Севера РФ», от 30.04.99 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», от 7.05.01 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочислен­ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России».

Основным актом, регулирующим предупреждение и ликвидацию ра­диоактивного загрязнения земель, является ФЗ от 9.01.96 г. «О радиацион­ной безопасности населения», порядок инвентаризации мест и объектов до­бычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и за­хоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излуче­ния утвержден ПП РФ от 22.07.92 г. № 505. Порядок консервации дегради­рованных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсич­ными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвер­жден приказом МПР России от 2.10.92 г. № 230. Методические рекоменда­ции по выявлению деградированных и загрязненных земель утверждены совместным приказом Роскомзема, Минприроды и Минсельхозпрода в 1995 г. ФЗ от 10.07.01 г. «О специальных экологических программах реа­билита­ции радиационно загрязненных участков территории РФ» преду­сматривают порядок использования средств, полученных от завоза из-за ру­бежа и пере­работки отработанного ядерного  топлива.

Земельное законодательство предусматривает четыре вида земельного  контроля (глава ХП ЗК): государственный, муниципальный, общественный и производственный.

Земельное правонарушение – это виновное, обще­ственно опасное дей­ствие (бездействие), посягающее на общест­венные отношения в области охраны и использования земель.

В УК РФ вве­дена ст. 254 «Порча земли». В соответствии с этой статьей уголовному наказанию в виде штрафов в размере до двух­сот тысяч рублей, либо лишения права за­нимать опреде­ленные долж­ности или заниматься определенной дея­тельностью на срок до трех лет, либо исправительных работ на срок до двух лет подле­жит лицо, в чьих действиях (бездействии) со­держатся при­зна­ки состава преступления — порчи земли, т. е. отравле­ния, за­грязне­ния или иной ее порчи вредными продуктами хозяйст­венной или дру­гой деятельности вследствие нарушения правил обра­щения с удобре­ниями, стимулято­рами роста растений, ядохимикатами и иными опас­ными химическими или биологи­ческими веществами при их хранении, использовании и транс­портировке, повлекшие причине­ние вреда здоро­вью людей или окружающей среды. Более суровая от­ветственность в виде ограниче­ния свободы на срок до двух лет или лишения свободы на тот же срок установлена по ч. 2 той же статьи, а  лишение свободы на срок от двух до пяти лет предусмотрено по ч. 3 за со­вершение деяния в зоне экологи­ческого бедст­вия или чрезвычайной экологической си­туации, а также за причине­ние по неосторожности смерти человека (в ред. ФЗ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ). Ответст­венность по ч. 1 на­ступает за преступления небольшой, по ч. 2 и 3 – сред­ней тяже­сти. Слож­ность конструкции состава и новизна уголовно-правового запрета, трудность его понима­ния,  сложность собирания и  закреп­ления до­казательств,  особенно для определения вреда (его размеров), причи­ненного почвам, приводят к тому, что работники пра­воох­ранительных и судебных органов применяют ст. 254 до­ста­точно редко.

Уголов­ный кодекс защищает землю (почвы) с помощью введения об­щих составов экологических преступлений, например, наруше­ние правил охраны окружающей среды при производстве ра­бот (ст. 246), при обращении с опасными веществами и отходами (ст. 247), с микробиологическими либо другими биологическими агентами и ток­синами (ст. 248), и составов специальных, когда со­вершение экологи­ческого пре­ступления, посягающего на ком­поненты окружающей среды или дру­гие блага, может нанести вред и землям (почвам). К их числу отно­сятся составы загряз­нения вод и воздуха, последствия ко­торых вто­ричным загряз­нением могут сказаться на состоянии земель, уничтоже­нии и повреждении лесов, и, конечно, нарушение режима особо охра­няемых природных территорий и природных объектов.

Административная ответственность. КоАП содержит ряд статей, пре­дусматривающих меры ответственности за посягательства на земель­ную собственность, право землепользования, правопорядок  в сфере ра­цио­нального использования и охраны земель, их со­стояния и качества. Эти статьи расположены в разных главах Кодекса – 7 и 8. В гл. 7 КоАП «Административные правонару­шения в области охраны собственности» установлена ответствен­ность за самовольное занятие земельного уча­стка (ст.7.1); уничтожение межевых знаков границ земельных участ­ков (ч. 1 ст. 7.2); самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны водного объекта (ч. 1 ст. 7.8); само­вольное занятие земельного участка зоны (округа) санитар­ной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водо­снабжения (ч. 2 ст. 7.8); самовольная переуступка права поль­зования землей и само­воль­ный обмен земельного участка (ст. 7.10).

В ряде статей гл. 8 ус­тановлена административная от­ветственность за самовольное снятие или перемещение плодород­ного слоя почвы, его уничтожение, за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохими­катами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и по­требления; за невыпол­нение обязанностей по приведению земель в со­стояние, пригодное для исполь­зования по целевому назначению (8.7); за использование зе­мель не по це­ле­вому назначению и за невыполнение обя­зательных мероприятий по улуч­шению земель и охране почв (8.8). Кроме того, в целях борьбы с земель­ными правонарушениями могут быть ис­пользованы другие статьи главы 8 КоАП РФ, содержащие общие со­ставы экологических правона­рушений: ст. 8.1–8.3, а также 8.5, в кото­рой предусмотрена ответствен­ность не только за искажение сведе­ний о состоянии земель, но и за со­крытие, умышленное искаже­ние или не­своевременное сообщение эколо­гической информации, включающей инфор-мацию о землях (почвах).

Имущественная ответственность. Наложение штрафа не освобож­дает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и воз­мещения причиненного ущерба. Граждане и ЮЛ, причинившие ущерб землям, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитраж­ного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, при­чиненного земельным ресурсам, а при их отсутствии – по фактическим затра­там на восстановление объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды (ст. 444 ГК).