Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК) регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. По ст. 2. ЗК земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать федеральному законодательству. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК, федеральным законам. ОИВ субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Рациональное использование и охрана земель регулируется нормами земельного, гражданского, природно-ресурсного (водного, лесного и др.) и экологического права (ст. 3 ЗК). Основным актом, регулирующим имущественные отношения, является ГК РФ, согласно ст. 129 которого земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсов. Основными актами являются: Земельный кодекс РФ, федеральные законы, регулирующие обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их оборот, ведение государственного земельного кадастра, землеустройство, разграничение государственной собственности на землю, мелиорацию земель и охрану ОС, а также подзаконные акты: постановления правительства и ведомственные акты.
Современное земельное законодательство значительно усиливает правовую регламентацию охраны земель за ненадлежащее ее использование и оказание вредных воздействий (рекультивацию и мелиорацию земель, их консервацию, ведение земельного кадастра и мониторинга земель), устанавливая особые требования к режиму деградированных земель, вводя ограничения и запреты самого разного рода. Глава П ЗК посвящена охране земель. В ч. 1 ст. 12 ЗК подчеркивается, что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в ч. 2 – что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем наряду с иными видами деятельности. Здесь прямо сформулированы две важнейшие цели: первая – предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, вторая – обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся указанным воздействиям.
На 1 января 2014 г. площадь земельного фонда РФ составляла 1709,8 млн га, среди них наибольшая доля земель лесного фонда –1096,8, сельскохозяйственного назначения – 406,0, городов – 7,8, особо охраняемых природных территорий – 32,0 млн га. Площадь нарушенных земель в целом по стране – 1,1504 млн га.
Основными негативными процессами, приводящими к деградации почвенного покрова, являются водная и ветровая эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление, засоление и осолонцевание, уплотнение и слитизация, дегумификация. Земли с эрозионно- и дефляционно-опасными почвами составляли 58,6% сельскохозяйственных угодий, в том числе 41,1% пашни. Ежегодно теряется более 1,5 млрд тонн плодородного слоя почвы. Переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3% площади сельхозугодий.
В соответствии с Земельным кодексом (ЗК) РФ объектами охраны и использования являются (ст. 6): а) земля как природный объект и природный ресурс (иначе говоря, как элемент окружающей среды); б) земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке; в) части земельных участков. Режим охраны земель (почв) и порядок их использования определяются категорией земель, а именно (ст. 7): 1) сельскохозяйственного назначения, т. е. предоставленные для нужд сельского хозяйства гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; кооперативам граждан для садоводства, огородничества, животноводства; сельскохозяйственным государственным кооперативам, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям – для сельскохозяйственного производства; отданные научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; несельскохозяйственным предприятиям – для ведения подсобного хозяйства; 2) поселений; 3) промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения; 4) особо охраняемых природных территорий и объектов; 5) лесного; 6) водного фондов; 6) запаса.
Согласно ст. 42 возлагается как на собственников земельных участков, так и на лиц не собственников обязанности по использованию земельных участков способами, не причиняющими вред земельному участку, а также осуществлению мероприятий по охране земель.
Реализация землеохранных мероприятий предполагает возложение обязанностей на землепользователей и органы власти, предусмотренные земельным и экологическим законодательством, которые можно разделить на три группы:
1) профилактические мероприятия, проведение которых позволит предотвратить в будущем вред земельным участкам. Например, сохранение достигнутого уровня мелиорации, защита сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, защита земель от эрозии и т. п.
2) ликвидация последствий уже свершившегося ухудшения качества почв. Например, ликвидацию последствий загрязнения, восстановление плодородия почв, рекультивацию земель;
3) обеспечение сохранения плодородия почв в момент их использования при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Охрана почв предполагает установление особого режима охраны уникальных почв, посредством ведения Красной книги почв РФ и Красной книги почв субъектов РФ.
Красная книга почв – систематизированный свод документированных сведений о месторасположении, состоянии, уникальности и принимаемых мерах по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв.
Субъекты охраны и использования земель (ст. 5 ЗК) – Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования, граждане и юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.
Государственное управление землями подразделяется на общее и отраслевое. Общее управление землями возложено на Федеральное собрание, президента и правительство. В соответствии с УП РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» государственное управление в сфере использования и охраны земель осуществляют специальные уполномоченные органы исполнительной власти.
Министерство природных ресурсов (МПР России) осуществляет функции нормативно-правового регулирования и государственного контроля за деятельностью в сфере природопользования (затрагивающей вопросы землепользования), а также за принятыми мерами по выявлению нарушения законодательства в этой сфере. Минсельхоз России осуществляет функции нормативно-правового регулирования и государственного контроля в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роскадастр) – СУГО в области кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель. Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономики России) участвует в определении земельной политики и управления землями как имуществом. То есть оба последних – органы общего управления специальной компетенции. Надзором за применением химических препаратов, агрохимикатов и ядохимикатов возложен на Госсанэпиднадзор (ПП РФ от 12.11.92 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ») и Минсельхоз РФ. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 10 ЗК).
Среди субъектов земельного права выделяются собственники земельных участков; землепользователи, т. е. лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы; обладатели сервитута, т. е. лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками. Кроме участников земельных отношений, субъектами охраны и использования земель могут быть и другие граждане и юридические лица, контрольно-надзорные органы и их должностные лица, работники правоохранительных органов и т. п.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия (ст. 13):
1) по сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных ухудшений состояния земель;
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биологического загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии с земельным законодательством право собственности на землю устанавливается в государственной, частной и муниципальной формах. Глава IV ЗК регламентирует постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, вводя ограничения по субъектам, т. е. в соответствии с ч. 2 ст. 20, исключая из их числа граждан и некоторые категории юридических лиц (не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, федеральными предприятиями). Однако право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется за гражданами и юридическими лицами, если оно возникло до вступления ЗК в силу. Это предусматривает ограничение – лишение указанных лиц права распоряжаться земельными участками. Иными словами, за ними сохраняются только два полномочия права собственности: использование и владение. В этой же главе регулируется сходным образом право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК. Единственным исключением по распоряжению земельным участком является возможность перехода права на него по наследству (ч. 2 ст. 21).
Положения о праве на аренду содержатся в ст. 22 ЗК РФ. В ней кроме российских юридических и физических лиц субъектами землепользования признаются иностранцы и лица без гражданства, а также предусматривается довольно обширный перечень полномочий по распоряжению (право передать участок в субаренду и т. п.). Регулируются и порядок установления, сроки и виды публичных сервитутов (например, прохода или проезда через земельные участки, прогона скота и т. п.). Сервитуты могут быть срочными и постоянными и подлежат обязательной государственной регистрации. В этой же главе определяется состав земель, которые могут быть предоставлены в срочное безвозмездное пользование.
Распоряжение земельными участками осуществляется после госрегистрации на них права собственности. Однако ее отсутствие, когда госсобственность не ограничена, не является препятствием для распоряжения ими. Права на земельные участки (ч. 1 ст. 26) удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - свидетельством о регистрации прав на земельный участок. Госрегистрация права собственности на земельный участок осуществляется по заявлению в исполнительный орган государственной власти или орган муниципальной власти.
Статья 36 К устанавливает, что собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается землей, но свободное распоряжение землей может быть ограничено в публичном интересе. Общее понятие оборотоспособности закреплено в ст. 129 ГК, согласно которой объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правоприемства. Вторая часть ГК подробно регулирует порядок совершения сделок с объектами недвижимости, в том числе и земельными участками. Ст. 36 К установила, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками, если это не наносит ущерба ОС и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ст. 129 ГК закрепила положение о том, что перечисленные полномочия собственник земли и других природных ресурсов осуществляет в той мере, в какой их оборот допускается законом. Примером таких ограничений являются перечень видов земельных участков, исключенных из оборота и ограниченных в обороте содержащийся в ст. 27 ЗК.
По смыслу п. 3 ст. 33 ЗК бесплатно в собственность гражданам могут представляться земельные участки в предельных размерах для целей ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного или индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Статьями 35, 36, 37 ЗК предусмотрены особые правила, касающиеся приобретения и отчуждения земельных участков.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования или с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1 ст. 30). Решение ИОВ или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации его (ч. 7 ст. 30). Продажа гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков на территории городских и сельских поселений, или права их аренды регулируется УП от 26.11.97 г № 1263 и ПП РФ от 5.01.98 г. Проведение подобных торгов регулируется ст. 38 ЗК, а также утвержденные 11.11.02 г. новыми Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
Земельный кодекс не предусмотрел особенностей регулирования совершения иных сделок с земельными участками. К ним применяются общие положения гражданского законодательства, ФЗ «Об ипотеке», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.
На 1.01.14 г более 20 млн семей россиян имеют садовые и огородные участки, 16,6 млн граждан – личные подворья и приусадебные участки. Свыше 600 тыс. – дачные участки. Согласно ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты ПФ в части уточнения условий и порядка приватизации, кадастрового учета земельных участков, представленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства, регистрации прав граждан на указанные объекты» устанавливается двухнедельный срок рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка. В нем содержится закрытый перечень необходимых документов и два основания для отказа в приватизации (неполный пакет документов и наличие запрета на приватизацию). Допускается приватизация участка без уточнения проекта организации и застройки. Граждане, имеющие участки, находящиеся в бессрочном пользовании кооперативов, могут приобрести свои участки в собственность бесплатно.
ПП РФ от 31.03.06 г. № 176 утверждены Правила передачи отдельных земельных участков земель, представленных для нужд обороны и безопасности, в аренду и безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и иных пользований.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных (ст. 49):
1) с выполнением международных обязательств РФ;
2) с размещением объектов государственной или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию в том числе путем выкупа.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (ч. 2 ст. 55). Земельный участок может быть безвозмездно изъят (ст. 50) у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).
До введения в действие налога на недвижимость за использование земли взимаются земельный налог и арендная плата (ст. 65). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, порядок условий и сроки внесения арендной платы устанавливаются правительством РФ, ОИВ субъектов РФ, ОМС. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Третья форма платы за землю – нормативная цена земли устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, для получения под залог земли банковского кредита. В соответствии с требованиями ст. 25 ФЗ «О плате за землю» (в ред. от 23.11.03 г.), порядок определения нормативной цены устанавливается Правительством РФ.
Согласно приказу Министерства РФ по налогам и сборам от 21.04.03 г. № БГ-3-21/204 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию МНС России от 21.02.00 г. № 56 по применению Закона РФ «О плате за землю» исчисление суммы земельного налога производится с учетом установленных льгот. Сумма земельного налога исчисляется путем умножения площади земельного участка на ставку земельного налога и коэффициент корректировки этой ставки.
В соответствии со ст. 17 Закона «О государственном земельном кадастре (ФЗ от 2.01.00 г., в ред. от 22.08.04 г.) на всей территории РФ ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведению о земельных участках. В соответствии с п. 1 Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (ПП РФ от 08.04.00 г, в ред. от 11.04.06 г.) к работе оп оценке всех категорий земель могут привлекаться лица имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» ( в ред. от 1.07.06 г.) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. В соответствии с п.п. «б» п. 2 ПП РФ от 11.11.02 г. «Об организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков» организаторами торгов выступают ОИВ или ОМС, или специализированные организации, действующие на основании договоров с ними.
ФЗ от 18.06.01 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Землеустройство обязательно в случаях (ст. 3): а) изменения границ объектов землеустройства; б) предоставления и изъятия земельных участков; в) определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; г) перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; д) выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных ветровой и водной эрозии, селям, подтоплениям, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению опасными биологическими веществами и другим негативным воздействиям; е) проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, истощения, иссушения и других негативных воздействий.
Землеустройство осуществляется (ст. 4) по юридическим основаниям: решению уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления, договору или решению суда и проводится в соответствии с землеустроительной документацией (ст. 6), которая должна отвечать нормативным требованиям по форме, содержанию, процессу формирования.
Землеустройство – это сложная и разнообразная деятельность, которая включает изучение состояния земель, их оценку и инвентаризацию, для проведения которых требуются геодезические и картографические (ст. 10,) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания (ст. 11). Планирование рационального использования и охраны земель неотделимо от землеустройства и предусматривает их природно-сельскохозяйственное районирование, определение и разработку предложений об охране. Землеустройство как система мероприятий (ст. 67) по изучению состояния земель, планированию, рациональному использованию и их охране, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства (т. е. территорий РФ, ее субъектов, муниципальных образований, территориальных зон, земельных участков или их частей) предназначено для достижения нескольких целей: организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков в сельскохозяйственном производстве; охраны земель, а также организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимися к этим народам, для обеспечения их традиционного образа жизни. Землеустройство, таким образом, является одним из нескольких организационно-правовых средств наряду с информационно-правовыми (ведение земельного кадастра, мониторинга, осуществление государственного, производственного и иного земельного контроля и др.), которые необходимы для осуществления других, имеющих более ярко выраженную природоохранную направленность мер.
Земельный кодекс устанавливает пять типов земель особо охраняемых территорий (ч. 1. ст. 94):
1) особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли (водоохранные зоны, запретные и нересто-охранные полосы, леса, выполняющие защитные функции, противоэрозионные, пастбищезащитные и полезащитные насаждения, земли, выполняющие природоохранные функции).
Правовые основы деятельности в области мелиорации устанавливает ФЗ от 10.01.96 г. «О мелиорации земель». Нормативную базу охраны и использования земель на Крайнем Севере и Дальнем Востоке осуществляют федеральные законы от 19.06.96 г. «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ», от 30.04.99 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», от 7.05.01 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России».
Основным актом, регулирующим предупреждение и ликвидацию радиоактивного загрязнения земель, является ФЗ от 9.01.96 г. «О радиационной безопасности населения», порядок инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения утвержден ПП РФ от 22.07.92 г. № 505. Порядок консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержден приказом МПР России от 2.10.92 г. № 230. Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель утверждены совместным приказом Роскомзема, Минприроды и Минсельхозпрода в 1995 г. ФЗ от 10.07.01 г. «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории РФ» предусматривают порядок использования средств, полученных от завоза из-за рубежа и переработки отработанного ядерного топлива.
Земельное законодательство предусматривает четыре вида земельного контроля (глава ХП ЗК): государственный, муниципальный, общественный и производственный.
Земельное правонарушение – это виновное, общественно опасное действие (бездействие), посягающее на общественные отношения в области охраны и использования земель.
В УК РФ введена ст. 254 «Порча земли». В соответствии с этой статьей уголовному наказанию в виде штрафов в размере до двухсот тысяч рублей, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительных работ на срок до двух лет подлежит лицо, в чьих действиях (бездействии) содержатся признаки состава преступления — порчи земли, т. е. отравления, загрязнения или иной ее порчи вредными продуктами хозяйственной или другой деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среды. Более суровая ответственность в виде ограничения свободы на срок до двух лет или лишения свободы на тот же срок установлена по ч. 2 той же статьи, а лишение свободы на срок от двух до пяти лет предусмотрено по ч. 3 за совершение деяния в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, а также за причинение по неосторожности смерти человека (в ред. ФЗ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ). Ответственность по ч. 1 наступает за преступления небольшой, по ч. 2 и 3 – средней тяжести. Сложность конструкции состава и новизна уголовно-правового запрета, трудность его понимания, сложность собирания и закрепления доказательств, особенно для определения вреда (его размеров), причиненного почвам, приводят к тому, что работники правоохранительных и судебных органов применяют ст. 254 достаточно редко.
Уголовный кодекс защищает землю (почвы) с помощью введения общих составов экологических преступлений, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), при обращении с опасными веществами и отходами (ст. 247), с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248), и составов специальных, когда совершение экологического преступления, посягающего на компоненты окружающей среды или другие блага, может нанести вред и землям (почвам). К их числу относятся составы загрязнения вод и воздуха, последствия которых вторичным загрязнением могут сказаться на состоянии земель, уничтожении и повреждении лесов, и, конечно, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Административная ответственность. КоАП содержит ряд статей, предусматривающих меры ответственности за посягательства на земельную собственность, право землепользования, правопорядок в сфере рационального использования и охраны земель, их состояния и качества. Эти статьи расположены в разных главах Кодекса – 7 и 8. В гл. 7 КоАП «Административные правонарушения в области охраны собственности» установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка (ст.7.1); уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ч. 1 ст. 7.2); самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны водного объекта (ч. 1 ст. 7.8); самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8); самовольная переуступка права пользования землей и самовольный обмен земельного участка (ст. 7.10).
В ряде статей гл. 8 установлена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение, за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (8.7); за использование земель не по целевому назначению и за невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (8.8). Кроме того, в целях борьбы с земельными правонарушениями могут быть использованы другие статьи главы 8 КоАП РФ, содержащие общие составы экологических правонарушений: ст. 8.1–8.3, а также 8.5, в которой предусмотрена ответственность не только за искажение сведений о состоянии земель, но и за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, включающей инфор-мацию о землях (почвах).
Имущественная ответственность. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Граждане и ЮЛ, причинившие ущерб землям, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного земельным ресурсам, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 444 ГК).