В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 71 К). Оно направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, и основывается на следующих основных принципах (ст. 1 ЛК):
1) устойчивое управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций в интересах обеспечения права каждого на благоприятную ОС;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводства лесов, улучшении их качества, а также повышении продуктивности лесов;
6) обеспечение охраны и защиты лесов.
Лесное законодательство относится к числу так называемых кодифицированных отраслей природоресурсового права и состоит из Лесного кодекса РФ (ЛК) от 4.12.06 г. № 200-ФЗ и других федеральных законов, и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ (ч. 1 ст. 2. ЛК). Лесное законодательство регулируются также указами Президента, которые не должны противоречить ЛК и другим федеральным законам (ч. 2 ст. 2). Правительство РФ издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах определенных лесным законодательством (ч. 3 ст. 2), например – ПП РФ «Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» от 1.06.98 г., ПП РФ «Положение о государственной лесной охране» от 27.07.98 г. и др.
Специально уполномоченные органы исполнительной власти (МПР России, Федеральная служба лесного хозяйства МПР России) могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (ч. 4 ст. 2). Следует учитывать, что ведомственные акты относятся к трем большим группам, регулирующим пользование и охрану лесов: а) на территории России в целом («Санитарные правила в лесах РФ» от 15.01.98 г.); б) в пределах административного региона («Санитарные правила в лесах, расположенных на территории Тверской области» от 12.01.99 г.); в) физико-географического региона («Правила рубок главного пользования в равнинных лесах европейской части РФ» от 31.08.93 г.).
Органы ИВ субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные акты, регулирующие лесные отношения (ч. 5 ст. 2). Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения (ч. 6 ст. 2).
По новому ЛК леса рассматриваются как «принадлежность земли», которую можно приобретать в собственность.
Лесное законодательство регулирует лесные отношения (ч. 1 ст. 3). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 3).
Участниками лесных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ст. 4).
Согласно определению в статье 5 ЛК «лес» – это экологическая система или природный ресурс. Объекты лесных отношений — леса, лесные участки, права пользования ими и леса располагающиеся на землях иных категорий (ч. 1 ст. 6), их участки, права пользования ими. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным и лесным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6). Границы лесных участков определяются в соответствии со ст. 7, 67, 69 и 92 ЛК.
Лесистость России составляет 45%, площадь земель лесного фонда России по состоянию на 1.01.98 г. составляла 1178 млн га, в том числе лесных 882, покрытых лесом 774, с общим запасом древесины 82 млрд м3.[1]
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8).
Лесным законодательством установлены следующие права пользования участками: 1) право постоянного (бессрочного) пользования; 2) право ограниченного пользования чужими участками (сервитут); 3) право аренды; 4) право безвозмездного срочного пользования. Право пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (ст. 9).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплутационные и резервные (ч. 1 ст. 10). На землях иных категорий, также могут быть защитные леса.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических. оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12). С учетом особенностей правого режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов (ч. 2 ст. 102);
1.Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
2. Леса, расположенные в водоохранных зонах.
3. Леса, выполняющие функции зашиты природных и иных объектов:
а) расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорого общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;
в) зеленые зоны, лесопарки;
д) расположенные в 1, 2 и 3 зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
4. Ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) имеющие научное или историческое значение;
д) орехо-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры.
К особо защитным участкам лесов относятся (ч. 3 ст. 102):
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
2) постоянные лесосеменные участки;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102), это прежде всего относится к сплошным рубкам лесных насаждений.
Согласно ст. 103 ЛК и ФЗ «Об особо охраняемых территориях» в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых любое вмешательство человека в природные процессы (ч. 2 ст. 103), допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В пределах национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах ООПТ (ч. 3 ст. 103). Особенности проведения выборочных рубок и установленных федеральными законами сплошных рубок определяются положениями о соответствующих ООПТ.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст. 104).
Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ч. 2 ст. 105).
В зеленых зонах, лесопарках запрещается (ч. 3 ст. 105):
1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
2) ведение охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
В эксплутационных лесах (ст. 108) можно осуществлять следующие виды использования лесов (ст. 25):
1. Заготовка древесины (ст. 29). Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины, а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30)
2. Заготовка живицы (ст. 31) – предпринимательская деятельность, связанная с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Подсочкой лесных насаждений является процесс нанесения на стволы хвойных пород, отдельных лиственных пород надрезов, а также процесс сбора живицы, древесных соков. Подсочка осуществляется на основании договоров аренды лесного участка.
3. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32) к которым относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапа, ели для новогодних праздников, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков. Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ.
4. Заготовка пищевых ( плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные ресурсы) лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34), как предпринимательская деятельность осуществляется по правилам установленным СУГО. Заготовка гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных растений не является предпринимательской деятельностью (ч. 2 ст. 35).
5. Ведение охотничьего хозяйства (ст. 36) – предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Лесные участки, представляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями, охота на них осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.04.95 г. № 52-ФЗ «О животном мире» ( в ред. от 20.04.07 г.). Граждане и юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Использование гражданами лесов для осуществления любительской и спортивной охоты осуществляется без предоставления лесных участков (ст. 37).
6. Ведение сельского хозяйства (ст. 38) – сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и др., осуществляется в порядке определяемым гражданским и земельным законодательством.
7. Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ст. 40) предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное пользование), другим научным и образовательным организациям – в аренду.
8. Осуществление рекреационной деятельности (ст. 41) в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Лесные участки для осуществления рекреационной деятельности предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лица – в аренду.
9. Создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42) – предпринимательская деятельность, связанная с выращиваем лесных насаждений определенных пород (целевых пород) – плодовых, ягодных, декоративных растений. На лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускается без ограничений.
10. Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (ст. 43) на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду, а если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений – без предоставления лесного участка.
11. Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (ст. 44) допускается в соответствии с водным земельным и гражданским законодательством.
12. Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45) допускается в соответствии с целевым назначением этих земель (ч. 2 ст. 21)
13. Переработка древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46) – предпринимательская деятельность, связанная с производством лесоматериалов и ной продукции осуществляется с созданием лесоперерабатывающей инфраструктурой (ст. 14). Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданами, юридическими лицами в аренду.
14. Осуществление религиозной деятельности допускается в соответствии с ФЗ от 26.09.97 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности.
16. Иные виды, определенные законодательством. Так, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с ФЗ от 30.04.99 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».
Специально уполномоченными федеральными органами государственной власти устанавливаются правила заготовки: а) древесины; б) живицы; в) недревесных лесных ресурсов; г) пищевых и лекарственных ресурсов, а также правила для: а) ведения сельского хозяйства; б) выращивания плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; в) использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности; г) осуществления рекреационной деятельности; д) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; е) использования строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; ж) переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Законами субъектов РФ устанавливается порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства.
Граждане и юридические лица, которые используют леса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 1 ст. 20). Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит РФ (ч. 2 ст. 20), если леса используются для:
- выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых (ст. 43);
- строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);
- строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);
- использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46).
Инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с ФЗ от 25.02.99 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ст. 22).
К резервным лесам относятся леса, в которых в течении двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины (ст. 109), в них осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплутационных или защитным лесам.
Граждане имеют право (ч. 1 ст. 11) свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд (публичный лесной сервитут) осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила: пожарной безопасности в лесах, санитарной безопасности, лесовостановления и ухода за лесами (ч. 2 ст. 11). Запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8.01.98 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотрофных веществах». Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан в которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (ч. 4 ст. 11), а также ограничено в целях обеспечения (ч. 5 ст. 11):
1) пожарной и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан) являются процессы их спиливания, срубания, срезания (ч. 1 ст. 16). Для заготовки древесины допускается осуществление рубок (ч. 2 ст. 16):
1) спелых и перестойных насаждений;
2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, санитарной и пожарной безопасности, ухода за лесами (ч. 3 ст. 16). Рубки лесных насаждений бывают (ст. 17):
- выборочные – при которых вырубается часть деревьев и кустарников земельных участков;
- сплошные – при которых вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства отдельных деревьев и кустарников (групп деревьев и кустарников).
В защитных лесах сплошные рубки допускаются в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утративших свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
Земли лесного фонда состоят из лестничеств и лесопарков, которые являются территориальными единицами управления в области охраны. защиты и воспроизводства лесов ( ст. 23).
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ч. 1 ст. 24). Невыполение гражданами, ЮЛ, осуществляющими использование лесов лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездно срочного пользования лесным участком (ч. 2 ст. 24).
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность (ч. 3 ст. 25), осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в соответствии с ФЗ от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Из нового ЛК исключена система разрешительных документов на лесопользование, вместо разрешительного вводится заявительный порядок лесопользования. Юридические лица и индивидуальные предприниматели использующие леса на землях лесного фонда, ежегодно подают лесные декларации (заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов) и отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) в органы государственной власти, ОМС (ст. 26, 49). Формы лесных деклараций и отчетов устанавливаются СУГО.
Допускается установление следующих ограничений использования лесов (ст. 27):
- запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов;
- запрет на проведение рубок;
- иные установленные лесным законодательством ограничения использования лесов.
Использование лесов может быть приостановлено в случаях предусмотренных российским законодательством (ст. 28) органами ИВ, ОМС, а в случаях предусмотренных КоАП в судебном порядке.
Законом запрещается монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов (ст. 50) в соответствии с ФЗ от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Охране и защите лесов посвящена глава 3 Лесного кодекса. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (ч. 1 ст. 51). Невыполнение гражданами, ЮЛ, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком (ч. 2 ст. 51). Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 52, 53).
Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с ФЗ от 15.07.00 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» (ст. 54).
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются (ст. 55):
1. Лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы.
2. Лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг (ст. 56);
3. Авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации вредных организмов (ст. 57);
4. Санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
5. Установление санитарных требований к использованию лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливает Правительство РФ.
Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, ЮЛ в органы государственной власти, ОМС в пределах их полномочий определенных в ст. 81-84 ЛК.
Воспроизводство и лесоразведение регулирует глава 4 ЛК. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления (ст. 62) и ухода за лесами (ст. 64). Лесное семеноводство (ст. 65) осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.12.97 г. №149-ФЗ «О семеноводстве».
Правовую основу осуществления лесоустройства составляет глава 5 ЛК (ст. 67-70), а также нормативные документы МПР России, например, инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России утвержденная приказом Рослесхоза от 15.12.94 г. № 265.
Порядок предоставления гражданам, ЮЛ лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулирует глава 6 ЛК. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки предоставляются юридическим лицам; в аренду безвозмездное пользование – гражданам (ч. 1 ст. 71), в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ (ч. 4 ст. 71). К договору аренды применимы положения Гражданского кодекса РФ (ч. 3 ст. 71).
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (ч. 2 ст. 73), а при использовании без изъятия лесных ресурсов как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Ставки платы устанавливаются в соответствии со своей компетенцией Правительство РФ, ОИВ субъектов РФ или ОМС (ч. 4 ст. 73).
Специальными разрешительными документами на осуществление различных видов лесопользования, которые заключаются по результатам аукционов являются:
а) договор аренды лесного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности ( ст. 74);
б) договор купли-продажи лесных насаждений (глава 7, ст. 75-76). Срок действия договора купли-продажи не может превышать один год (ч. 5 ст. 75).
Лесное законодательство подробно регламентирует договорные основы лесопользования, эти нормы содержатся в ряде постановлений правительства РФ («Положение об аренде участков лесного фонда» от 24.03.98 г., «Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование» от 18.02.98 г., «Положение о проведении лесных конкурсов о передаче в аренду участков лесного фонда РФ» от 30.09.97 г.).
Порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений изложен в главе 8 ЛК (ст. 78-80).
Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и ОМС содержатся в главе 9 (ст. 81-84).
Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (глава 10) включает в себя планирование (лесное планирование) направленное на обеспечение устойчивого развития территорий (ст. 85). В лесном плане субъекта РФ определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ч. 1 ст. 86).
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лестничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лестничества, лесопарка (ч. 1 ст. 87), который составляется на срок до десяти лет.
Лица, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов (ст. 88), который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном СУГО (ст. 89).
Государственная инвентаризация лесов (ст. 90) проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами СУГО.
Все сведения о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках сводятся в государственный лесной реестр (ст. 91).
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ от 2.01.00 г. № 280-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ст. 92) и осуществляется на основании ПП РФ от 20.05.97 г. № 661 «О ведении государственного учета лесного фонда» и содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Ведение его осуществляется в соответствии с приказом Рослесхоза от 10.03.00 г. № 43 «Об утверждении методики экономической оценки лесов», приказа Росземкадастра от 17.10.02 г. № П/336 «Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ» и др.
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 93).
Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с ФЗ от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (ст. 95).
Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора), имеют право (ч. 3 ст. 98):
1) пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
3) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления гражданам, ЮЛ, осуществляющим использование лесных участков;
4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
5) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
6) уведомлять в письменной форме граждан, ЮЛ, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
7) предъявлять гражданам, ЮЛ требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;
9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений;
10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 97).
На территории муниципального образования лесной контроль и надзор осуществляется ОМС в соответствии с ФЗ от 6.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 98).
Лица виновные в нарушении лесного законодательства, несут
административную, уголовную ответственность (ч. 1 ст. 99). Споры в области
использования, охраны, защиты воспроизводства лесов разрешаются в судебном
порядке (ст. 101).
Уголовная ответственность. Составы преступлений, посягающих на лес, содержатся в ст. 260 УК РФ: незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере (ч. 1), наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Деяния, совершенные группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере, наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей (ч. 2), а в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет.
Значительным размером в данной статье признается ущерб, причиненный ЛФ и невходящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий десять тысяч рублей, крупным размером – сто тысяч рублей, особо крупным размером – двести пятьдесят тысяч рублей (в ред. ФЗ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ).
Согласно ст. 261 уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами наказывается штрафом от ста до трехсот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей.
Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами (п. 1 постановления Пленума ВС от 05.11.98 г. № 14).
Административная ответственность. В настоящее время следует ожидать поправок к Административному кодексу, необходимых для приведения его статей в соответствие с новым Лесным кодексом. В КоАП содержится значительное число формальных и материальных составов: нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд (ч. 1 ст. 8.24); выдача лесопорубочного билета (ордера) лесного билета с нарушением правил лесопользования в лесах, не входящих в лесной фонд (ч. 2 ст. 8.24); нарушение правил заготовки живицы или второстепенных лесных ресурсов (ч. 1 ст. 8.25); осуществление лесопользования не в соответствии с предусмотренными в лесопорубочном билете (ордере) или лесном билете, в договоре аренды, безвозмездного пользования либо концессии лесного фонда целями или требованиями (ч. 2 ст. 8.25); нарушение правил рубок главного промежуточного пользования; нарушение лесоводственных требований к технологическим процессам рубок (ч. 3 ст. 8.25); нарушение правил отпуска древесины на корню (ч. 4 ст. 8.25); нарушение правил осуществления побочного лесопользования, т. е. сенокошение, выпас скота без лесного билета или на участках, где это запрещено, а равно выпас скота на землях лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо нарушение сроков или норм выпаса скота (ч. 1 ст. 8.26); самовольный сбор, порча либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот (ч. 2 ст. 8.26); размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор или промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесному билету, либо неразрешенными способами или с нарушением установленных сроков. А равно сбор, заготовка или продажа растений, в отношении которых это запрещено (ч. 3 ст. 8.26); нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27); незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28); уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.30); нарушение требований санитарных правил в лесах (ч. 1 ст. 8.31); загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами (ч. 2. ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специального разрешения (ст. 7.9); самовольная переуступка права пользования участком лесного фонда или участком леса, не входящего в лесной фонд, а равно самовольный обмен такими участками (ст. 7.10).
Дела о лесонарушениях рассматривают: 1) органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, т. е. Государственная служба лесной охраны МПР России; 2) органы, осуществляющие государственный экологический контроль, – Росприроднадзор МПР России; 3) органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (ст. 8.32).
Имущественная ответственность. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ч. 2 ст. 99 ЛК), добровольно или в судебном порядке (ч. 1 ст. 100), по таксам и методикам исчисления размера вреда, причиненного лесами вследствие нарушения лесного законодательства, которые утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 100), а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 444 ГК).