5. Эколого-правовой режим лесопользования

 

В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство нахо­дится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 71 К). Оно направ­лено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, и основывается на следующих основных принципах (ст. 1 ЛК):

1) ус­тойчивое управления лесами, сохранения биологического разнообра­зия лесов, их потен­циала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций в интересах обеспечения права каждого на благоприятную ОС;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) воспроизводства лесов, улучшении их качества, а также повышении продуктивности лесов;

6) обеспечение охраны и защиты лесов.

Лесное законо­дательство относится  к числу так называемых  ко­дифицирован­ных отраслей природоресурсового права и состоит из Лесного кодекса РФ (ЛК) от 4.12.06 г. № 200-ФЗ и других федеральных законов, и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ (ч. 1 ст. 2. ЛК). Лесное законодательство  регулируются также указами Президента, которые не должны противоречить ЛК и другим федеральным законам (ч. 2 ст. 2). Правительство РФ издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах определенных лесным законодательством (ч. 3 ст. 2), например – ПП РФ «Правила отпуска древесины на корню в лесах Россий­ской Федерации» от 1.06.98 г., ПП РФ «Положение о государственной лесной охране» от 27.07.98 г. и др.

Специально уполномоченные органы исполнительной власти  (МПР России, Федеральная   служба   лесного   хозяйства   МПР  России) могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (ч. 4 ст. 2). Следу­ет учитывать, что ведомст­венные акты относятся к трем боль­шим группам, регулирующим пользование и охрану лесов: а) на территории   России   в   целом («Са­нитарные   правила в лесах РФ» от 15.01.98 г.); б) в пре­делах   админи­стративного региона («Санитарные правила в лесах, расположенных на тер­ритории Тверской области» от 12.01.99 г.); в) физико-географи­ческого региона («Правила рубок главного пользования в равнинных лесах европейской части РФ» от 31.08.93 г.).

Органы ИВ субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные акты, регулирующие лесные отношения (ч. 5 ст. 2). Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения (ч. 6 ст. 2).

По новому ЛК леса рассматриваются как «принадлежность земли», которую можно приобретать в собственность.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения (ч. 1 ст. 3). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 3).

Участниками лесных отношений являются РФ, субъекты РФ, му­ниципальные образования, граждане и юридические лица (ст. 4).

Согласно определению в статье 5 ЛК «лес» – это экологическая система или природный ресурс. Объекты лесных отношений — леса, лесные участки, права пользования ими и леса располагающиеся на землях иных категорий (ч. 1 ст. 6), их участки, права пользования ими. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным и лесным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6). Границы лесных участков определяются в соответствии со ст. 7, 67, 69 и 92 ЛК.

Лесистость России составляет 45%, площадь земель лесного фонда России по состоянию на 1.01.98 г. составляла 1178 млн га, в том числе лесных 882, покрытых лесом 774, с общим запасом древесины 82 млрд м3.[1]  

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8).

Лесным законодательством установлены следующие права поль­зования участками: 1) право постоянного (бессрочного) пользования; 2) право ограниченного пользования чужими участками (сервитут); 3) право аренды; 4) право безвозмездного срочного пользования. Право пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (ст. 9).

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплутационные и резервные (ч. 1 ст. 10). На землях иных категорий, также могут быть защитные леса.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических. оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12). С учетом особенностей правого режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов (ч. 2 ст. 102);

1.Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

2. Леса, расположенные в водоохранных зонах.

3. Леса, выполняющие функции зашиты природных и иных объектов:

а) расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорого общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

д) расположенные в 1, 2 и 3 зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

4. Ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) имеющие научное или историческое значение;

д) орехо-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

К особо защитным участкам лесов относятся (ч. 3 ст. 102):

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

2) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102), это прежде всего относится к сплошным рубкам лесных насаждений.

Согласно ст. 103 ЛК и ФЗ «Об особо охраняемых территориях» в лесах,  расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых любое вмешательство человека в природные процессы (ч. 2 ст. 103), допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В пределах национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах ООПТ (ч. 3 ст. 103). Особенности проведения выборочных рубок и установленных федеральными законами сплошных рубок определяются положениями о соответствующих ООПТ.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст. 104).

Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ч. 2 ст. 105).

В зеленых зонах, лесопарках запрещается (ч. 3 ст. 105):

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) ведение охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

В эксплутационных лесах (ст. 108) можно осуществлять следующие виды использования лесов (ст. 25):

1. Заготовка древесины (ст. 29). Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины, а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30)

2. Заготовка живицы (ст. 31) – предпринимательская деятельность, связанная с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Подсочкой лесных насаждений является процесс нанесения на стволы хвойных пород, отдельных лиственных пород надрезов, а также процесс сбора живицы, древесных соков. Подсочка осуществляется на основании договоров аренды лесного участка.

3. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32) к которым относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапа, ели для новогодних праздников, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков. Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ.

 4. Заготовка пищевых ( плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные ресурсы) лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34), как предпринимательская деятельность осуществляется по правилам установленным СУГО. Заготовка гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных растений не является предпринимательской деятельностью (ч. 2 ст. 35).

5. Ведение охотничьего хозяйства (ст. 36) – предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Лесные участки, представляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями, охота на них осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.04.95 г. № 52-ФЗ «О животном мире» ( в ред. от 20.04.07 г.). Граждане и юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Использование гражданами лесов для осуществления любительской и спортивной охоты осуществляется без предоставления лесных участков (ст. 37).

 6. Ведение сельского хозяйства (ст. 38) – сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и др., осуществляется в порядке определяемым гражданским и земельным законодательством.

7. Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ст. 40) предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное пользование), другим научным и образовательным организациям – в аренду.

8. Осуществление рекреационной деятельности (ст. 41) в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Лесные участки для осуществления рекреационной деятельности предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лица – в аренду.

9. Создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42) –  предпринимательская деятельность, связанная с выращиваем лесных насаждений определенных пород (целевых пород) –  плодовых, ягодных, декоративных растений. На лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускается без ограничений.

10. Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (ст. 43) на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду, а если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений – без предоставления лесного участка.

11. Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (ст. 44) допускается в соответствии с водным земельным и гражданским законодательством.

12. Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45) допускается в соответствии с целевым назначением этих земель (ч. 2 ст. 21)

13. Переработка древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46) – предпринимательская деятельность, связанная с производством лесоматериалов и ной продукции осуществляется с созданием лесоперерабатывающей инфраструктурой (ст. 14). Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданами, юридическими лицами в аренду.

14. Осуществление религиозной деятельности допускается в соответствии с ФЗ от 26.09.97 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности.

16. Иные виды, определенные законодательством. Так, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с ФЗ от 30.04.99 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Специально уполномоченными федеральными органами государственной власти устанавливаются правила заготовки: а) древесины; б) живицы; в) недревесных лесных ресурсов; г) пищевых и лекарственных ресурсов, а также правила для: а) ведения сельского хозяйства; б) выращивания плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; в) использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности; г) осуществления рекреационной деятельности; д) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; е) использования  строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; ж) переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Законами субъектов РФ устанавливается порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства.

Граждане и юридические лица, которые используют леса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 1 ст. 20). Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит РФ (ч. 2 ст. 20), если леса используются для:

- выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых (ст. 43);

- строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);

- строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);

- использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46).

Инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с ФЗ от 25.02.99 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ст. 22).

К резервным лесам относятся леса, в которых в течении двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины (ст. 109), в них осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплутационных или защитным лесам.

Граждане имеют право (ч. 1 ст. 11) свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд (пуб­личный лесной сервитут) осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила: пожарной безопасности в лесах, санитарной безопасности,  лесовостановления и ухода за лесами (ч. 2 ст. 11). Запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8.01.98 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотрофных веществах». Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан в которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (ч. 4 ст. 11), а также ограничено в целях обеспечения (ч. 5 ст. 11):

1) пожарной и санитарной безопасности в лесах;

2) безопасности граждан при выполнении работ.

Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан) являются процессы их спиливания, срубания, срезания (ч. 1 ст. 16). Для заготовки древесины допускается осуществление рубок (ч. 2 ст. 16):

1) спелых и перестойных насаждений;

2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;

3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, санитарной  и пожарной безопасности, ухода за лесами (ч. 3 ст. 16). Рубки лесных насаждений бывают (ст. 17):

- выборочные – при которых вырубается часть деревьев и кустарников земельных участков;

- сплошные – при которых вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства отдельных деревьев и кустарников (групп деревьев и кустарников).

В защитных лесах сплошные рубки допускаются в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утративших свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Земли лесного фонда состоят из лестничеств и лесопарков, которые являются территориальными единицами управления в области охраны. защиты и воспроизводства лесов ( ст. 23).

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ч. 1 ст. 24). Невыполение гражданами, ЮЛ, осуществляющими использование лесов лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездно срочного пользования лесным участком (ч. 2 ст. 24).

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность (ч. 3 ст. 25), осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в соответствии с ФЗ от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Из нового ЛК исключена система разрешительных документов на лесопользование, вместо разрешительного вводится заявительный порядок лесопользования. Юридические лица и индивидуальные предприниматели использующие леса на землях лесного фонда, ежегодно подают лесные декларации (заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов) и отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) в органы государственной власти, ОМС (ст. 26, 49). Формы лесных деклараций и отчетов устанавливаются СУГО.

Допускается установление следующих ограничений использования лесов (ст. 27):

- запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов;

- запрет на проведение рубок;

- иные установленные лесным законодательством ограничения использования лесов.

Использование лесов может быть приостановлено в случаях предусмотренных российским законодательством (ст. 28) органами ИВ, ОМС, а в случаях предусмотренных КоАП в судебном порядке.

Законом запрещается монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов (ст. 50) в соответствии с ФЗ от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Охране и защите лесов посвящена глава 3 Лесного кодекса. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (ч. 1 ст. 51). Невыполнение гражданами, ЮЛ, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком (ч. 2 ст. 51). Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 52, 53).

Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с ФЗ от 15.07.00 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» (ст. 54).

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются (ст. 55):

1. Лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы.

2. Лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг (ст. 56);

3. Авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации вредных организмов (ст. 57);

4. Санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

5. Установление санитарных требований к использованию лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливает Правительство РФ.

Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, ЮЛ в органы государственной власти, ОМС в пределах их полномочий определенных в ст. 81-84 ЛК.

Воспроизводство и лесоразведение регулирует глава 4 ЛК. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления (ст. 62) и ухода за лесами (ст. 64). Лесное семеноводство (ст. 65) осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.12.97 г. №149-ФЗ «О семеноводстве».

Правовую основу осуществления лесоустройства составляет глава 5 ЛК (ст. 67-70), а также нормативные документы МПР России, например,  инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России утвержденная приказом Рослесхоза от 15.12.94 г. № 265.

Порядок предоставления гражданам, ЮЛ лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулирует глава 6 ЛК. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки предоставляются юридическим лицам; в аренду безвозмездное пользование – гражданам (ч. 1 ст. 71), в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ (ч. 4 ст. 71). К договору аренды применимы положения Гражданского кодекса РФ (ч. 3 ст. 71).

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (ч. 2 ст. 73), а при использовании без изъятия лесных ресурсов как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Ставки платы устанавливаются в соответствии со своей компетенцией Правительство РФ, ОИВ субъектов РФ или ОМС (ч. 4 ст. 73).

Специальными разрешительными документами на осуществление различных видов лесопользования, которые заключаются по результатам аукционов являются:

а) договор аренды лесного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности ( ст. 74);

б) договор купли-продажи лесных насаждений (глава 7, ст. 75-76). Срок действия договора купли-продажи не может превышать один год (ч. 5 ст. 75).

Лесное законодательство подробно регламентирует договорные ос­новы лесопользования, эти нормы содержат­ся в ряде постанов­лений правительства РФ («Положение об аренде участков лесного фонда» от 24.03.98 г., «Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользо­вание» от 18.02.98 г., «Положение о прове­дении лесных конкурсов о передаче в аренду участков лесного фонда  РФ» от 30.09.97 г.).

Порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений изложен в главе 8 ЛК (ст. 78-80).

Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и ОМС содержатся в главе 9 (ст. 81-84).

Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (глава 10) включает в себя планирование (лесное планирование) направленное на обеспечение устойчивого развития территорий (ст. 85). В лесном плане субъекта РФ определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ч. 1 ст. 86).

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лестничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лестничества, лесопарка (ч. 1 ст. 87), который составляется на срок до десяти лет.

Лица, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов (ст. 88), который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном СУГО (ст. 89).

Государственная инвентаризация лесов (ст. 90) проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами СУГО.

Все сведения о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках сводятся в государственный лесной реестр (ст. 91).

Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ от 2.01.00 г. № 280-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ст. 92) и осуществляется на основании ПП РФ от 20.05.97 г. № 661 «О ведении государственного учета лесного фонда» и содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Ведение его осуществляется в соответствии с приказом Рослесхоза от 10.03.00 г. № 43 «Об утверждении методики экономической оценки лесов», приказа Росземкадастра от 17.10.02 г. № П/336 «Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ» и др.

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 93).

Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с ФЗ от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (ст. 95).

Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора), имеют право (ч. 3 ст. 98):

1) пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;

2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

3) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления гражданам, ЮЛ, осуществляющим использование лесных участков;

4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

5) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

6) уведомлять в письменной форме граждан, ЮЛ, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;

7) предъявлять гражданам, ЮЛ требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;

8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;

9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений;

10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 97).

На территории муниципального образования лесной контроль и надзор осуществляется ОМС в соответствии с ФЗ от 6.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 98).

Лица виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность (ч. 1 ст. 99). Споры в области использования, охраны, защиты воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке (ст. 101).

Уголовная ответственность. Составы преступлений, пося­гающих на лес, содержатся в ст. 260  УК РФ: незаконная порубка, а равно повреждение до степени пре­кращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарни­ков и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере (ч. 1), наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определен­ные должно­сти или заниматься оп­ределенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Деяния, совершенные группой лиц, лицом с ис­пользованием своего служебного положения, в крупном размере, наказы­ваются штрафом до двухсот тысяч рублей (ч. 2), а в особо крупном раз­мере, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – штрафом в размере от ста тысяч до пяти­сот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет.

Значительным размером в данной статье признается ущерб, причи­ненный ЛФ и невходящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвер­жденным Правительством РФ таксам, превышающий десять тысяч руб­лей, крупным размером – сто тысяч рублей, особо крупным размером – двести пятьдесят тысяч рублей (в ред. ФЗ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ).

Согласно ст. 261 уничтожение или повреждение лесов, а равно на­саждений, не входя­щих в лесной фонд, в результате неосторожного об­ращения с огнем или иными ис­точниками повышенной опасности нака­зываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправи­тельными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами наказывается штра­фом от ста до трехсот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч руб­лей.

Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назна­чения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами (п. 1 постановления Пленума ВС от 05.11.98 г. № 14).

 Административная ответственность. В настоящее время следует ожидать поправок к Административному кодексу, необходимых для приведения его статей в соответствие с новым Лесным кодексом. В КоАП содержится значи­тельное число формальных и матери­альных составов: наруше­ние по­рядка отвода лесосек, освидетельствова­ния мест рубок, подсочки древо­стоев и заготовки второстепенных лес­ных ресурсов в лесах, не входя­щих  в лесной фонд (ч. 1 ст. 8.24); вы­дача лесопорубочного билета (ор­дера) лесного билета с нарушением правил лесопользования в ле­сах, не входящих в лесной фонд (ч. 2 ст. 8.24); нарушение правил за­го­товки живицы или второстепенных лес­ных ресурсов (ч. 1 ст. 8.25); осу­ществление лесопользования не в соот­ветствии с предусмотренными в лесопору­бочном билете (ордере) или лес­ном билете, в договоре аренды, без­возмездного пользования либо кон­цессии лесного фонда це­лями или требованиями (ч. 2 ст. 8.25); наруше­ние правил рубок главного промежу­точного пользования; нарушение ле­соводственных тре­бований к техноло­гическим процессам рубок (ч. 3 ст. 8.25); нарушение правил отпуска дре­весины на корню (ч. 4 ст. 8.25); на­рушение правил осуществления побоч­ного лесопользования, т. е. сено­кошение, выпас скота без лесного билета или на участках, где это за­прещено, а равно выпас скота на землях лес­ного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, без пастуха на неого­роженных пастбищах или без привязи либо нарушение сроков или норм выпаса скота (ч. 1 ст. 8.26); самовольный сбор, порча либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот (ч. 2 ст. 8.26); размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор или промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пище­вых растений или их частей, технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесному билету, либо неразрешенными способами или с наруше­нием установленных сроков. А равно сбор, заготовка или продажа растений, в отношении кото­рых это запрещено (ч. 3 ст. 8.26); нару­ше­ние правил в области вос­производства, улучшения состояния и породного состава лесов, повы­шения их продуктивности,  семеноводства лесных растений (ст. 8.27); незаконная порубка, повреждение либо вы­капывание деревьев, кустар­ников или лиан (ст. 8.28); уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.30); нару­шение требований санитарных правил в лесах (ч. 1 ст. 8.31); загрязне­ние лесов сточными водами, химическими, радиоак­тивными или дру­гими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отхо­дами или выбросами (ч. 2. ст. 8.31); нару­шение правил пожарной безо­пасности в лесах (ст. 8.32); самовольное заня­тие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использо­вание указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресур­сов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специ­ального разрешения (ст. 7.9); само­вольная пере­уступка права пользования участком лесного фонда или участком леса, не входящего в лес­ной фонд, а равно  самовольный об­мен такими уча­стками (ст. 7.10).

Дела о лесонарушениях рассматривают: 1) органы, уполномочен­ные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, т. е. Государственная служба лесной охраны МПР  России; 2) органы, осу­ществляющие государственный экологический контроль, – Росприроднадзор МПР России; 3) органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (ст. 8.32).

Имущественная ответственность. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ч. 2 ст. 99 ЛК), добровольно или в судебном порядке (ч. 1 ст. 100), по таксам и методикам исчисления размера вреда, причиненного лесами вследствие нарушения лесного законодательства, которые утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 100), а при их отсутствии – по фактическим затра­там на вос­ста­новление объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущен­ной выгоды (ст. 444 ГК).

 



[1] Редько Г.И., Редько Н.Г. История лесного хозяйства России. СПб.-М., 2002. C. 202