6. Эколого-правовой режим пользования животным миром

 

Основу раздела экологического законодательства об охране живот­ного мира образуют положения, установленные ФЗ «Об охране окру­жающей среды», «О живот­ном мире», «Об особо охраняемых природ­ных территориях», «О континентальном шельфе РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «Об ис­ключительной экономической зоне РФ» и др. Зна­чимые для охраны жи­вотного мира (ЖМ) положения включены в Зе­мельный, Водный и Лесной кодексы.

Вторую часть экологического законодательства составляют поста­новления правительства, касающиеся охраны и ре­гулирования различных видов пользования животным миром («О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26.07.93 г., «Об установлении охраны редких и исчезаю­щих видов животных (Красная книга)» от 19.02.96 г., «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных ма­гистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» от 13.08.96 г., «О плате за пользование объектами животного мира и ее пре­дельных размерах» от 29.09.97 г., «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания» от 8.02.99 г., «О предель­ных размерах платы за пользование объектами животного мира, от­несенным к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено» от 4.01.00 г. и т. п.

Третью часть образуют ведомственные нормативные акты органов министерства природных ресурсов, рыбоохраны, охотнадзора, ветеринар­ной службы и т. п. (приказ Госкоэкологии России «Об утверждении По­рядка ведения Красной книги РФ» от 3.10.97 г., приказ Центррыбвода «Об утверждении Правил любительского и спортивного рыбо­ловства» от 31.10.91 г., приказ Минсельхоза России «Об утверждении такс для исчис­ления размера взыскания за ущерб, причиненный юридиче­скими и физи­ческими лицами незаконным добыванием или уничтоже­нием объ­ектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» от 25.05.99 г. и др.). Они принимаются приказами руководителей   соответ­ствующих   ве­домств   или   решениями   коллегий и являются разнообраз­ными по форме: ти­повые правила, таксы, порядки, методические ука­зания и т. п.

Законодательство о животном мире регламентирует цели, последо­вательность, порядок установления системы запретов и ограничений  на  использование  объектов ЖМ; систему требований к хозяйственной деятельности (на всех ее этапах – начиная с размещения и проектиро­вания и заканчивая  эксплуатацией производственных и иных объек­тов) и гарантируют их санкции  (приостановление работ,  прекращение финансирования и т. п.); режимы особо охраняемых природных терри­торий; разрешительный   порядок   акклиматизации   и   гибридизации но­вых для РФ объектов ЖМ, а также содержание и разведение животных в  полувольных условиях  и  искусственно   созданной среде обитания; требования к обращению с агрохимикатами   и  другими   средствами   в   сельском   и   лесном   хозяйстве, а также систему предотвращения забо­ле­ваний и гибели объектов ЖМ   при   нарушении   карантинных,   вете­ри­нарных и иных правил борьбы с заразными болезнями; ведение науч­ных исследований; перемещение объектов ЖМ через гра­ницу РФ и другие вопросы.

Значительный объем нормативно-правовых актов принимается в субъектах РФ (ст. 6 ОЖМ). В них отражается специфика регионов, де­тально определяются задачи, условия пользования, плата за пользование ЖМ, др. Конкретные вопросы о сроках охоты, местах рыб­ной ловли и т. п. определяются решениями органов местного само­управления.

Помимо указанных источников, определенную роль играют акты общественных организаций, занимающихся охраной ЖМ и осуществ­ляющих общественный контроль за его ис­пользованием, а также право­вые обычаи (гл. VI), в котором устанавливается право при­оритетного пользования ЖМ для коренных ма­лочисленных народностей и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

Часть законодательства об охране и использовании ЖМ – акты ме­ж­дународного права: конвенции, соглашения, договоры, как многосторон­ние, так и двусторонние (Конвенция по международной торговле ви­дами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 1973), о  водно-болотных  угодьях, имеющих международ­ное значение, главным образом в качестве  местообитания  водоплаваю­щих птиц  (Рамсаар,1971), о сохранении мигрирующих видов диких животных (Бонн, 1992), морских живых ресурсов Ан­тарктики (Кан­берра, 1980), тюленей Антарктики (Лон­дон, 1972), живых ресурсов Юго-Восточной Атлан­тики  (Рим, 1969), по регулированию  китобой­ного  промысла  (Ва­шингтон, 1946) и др. Эта часть законодательства и реализуется наибо­лее эффективно. Особую роль здесь призвана сыг­рать Конвенция об охране биоразнообразия (Рио-де-Жанейро, 1992), вступившая в силу 29 декабря 1993 г. в России. Это наиболее пред­ставительный акт ме­ждународного экологического права, сторонами ко­торого являются почти все государства мира (180 участников).

Законодательство об охране существует и в общеевропейском  масштабе (Европейская конвенция о защите животных при междуна-родной перевозке (Париж, 1968). В последние десятилетия  Европейский союз прилага­ет значительные усилия в этом направлении, в ча­стности путем издания «директив» об охране отдельных видов жи­вот­ных, среды их обитания и усилении контроля за их реализацией нацио­нальным законодательством и уполномоченными органами пуб­лич­ной власти.

Законодательство РФ об охране и использовании ЖМ (ст. 3 ОЖМ) регули­рует отношения в области охраны и использования объектов ЖМ, обитающих в условиях естественной свободы, а также объектов ЖМ, содержащихся в по­луневольных условиях или искусственно  созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда и в иных научных и воспитатель­ных целях. Отношения в области охраны и использования сельскохозяйствен­ных и других домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другим законодательством. Имущественные отношения регулируются гражданским законодательством.

К объектам федеральной государственной собственности относятся следующие объекты ЖМ (ст. 4): редкие и находящиеся под угрозой ис­чезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ или в междуна­родную Красную книгу (СИТЕС/СИТЕК); обитающие на особо охра­няемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ; попадающие под действие международных договоров РФ; естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

Объекты ЖМ, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 4).

В преамбуле ФЗ ОЖМ удовлетворение духовных потребно­стей людей поставлено перед получением материальных выгод от поль­зования животными. Это одно из наиболее развитых направлений ООС, представляющее собой совокупность нацио­нальных, международных, общегосударственных и региональных, организационных, экономических, правовых, экологических, воспи­тательных мероприятий по сохранению популяционно-видового состава и поддержанию численности диких жи­вотных на опти­мальном для их существования уровне, а также сохране­нию сре­ды их обитания. Охрана ЖМ – неотъемлемая часть сохранения биологического разнообразия. В настоящее время обоснована необходи­мость охраны не отдельных объектов, будь это виды животных или рас­тений, а комплексной, целостной за­щиты экосистем, включающих и са­мих животных, и места их обитания, и другие объекты. В Конвенции о биологическом раз­нообразии (Рио-де-Жанейро, 1992) разъясняется содер­жание указанных выше терминов. Биоразнообразие означает ва­риабельность живых организмов из всех источников, включая на­земные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются, в рамках вида, между видами, и разнообразие экосистем.

В литературе иногда употребляются обороты «фаунистическое зако­нодательство», «фаунистическое право». По мнению некоторых специали­стов, оно в настоящее время представляет    собой подотрасль экологиче­ского права,  раздел  специальной  части экологического   права.   В   ши­роком   смысле   фаунистическое   право – это система правовых норм, ре­гулирующих охрану и использование ЖМ и среды его обитания, общест­венные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с таким компонентом окружающей среды, как ЖМ; совокуп­ность экологически значимых правовых действий и бездействия людей (правового экологически значимого поведения) в сфере oxраны и исполь­зования объектов животного мира и среды его обитания; система госу­дарственных органов, осуществляющих правотвор­ческие,   управленческие,   контрольно-надзорные   и   иные   функции а также реализацию мер юриди­ческой ответственности за нарушение законодательства о ЖМ;  правовая идеология,  правовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания обще­ства, отдельных социальных групп и граждан по отноше­нию к ЖМ.  В узком смысле фаунистическое право – это совокупность   правовых   норм   и   правовых   отношений,   возникающих в связи с охра­ной и использованием ЖМ.

В фаунистическом праве как разделе экологического права  выде­ляют Общую часть, осве­щающую понятия, принципы, задачи и основные направления деятельности по охране и использованию животного мира, и Особенную часть, посвященную проблемам (институтам) права собст­венности на ЖМ, системе государственного управления в области ох­раны и использования ЖМ, лицензирования пользования ЖМ, юридиче­ской ответственности за нарушение законодательства об охране и ис­поль­зовании ЖМ и среды его обитания, охраны от­дельных категорий объектов ЖМ, охраны среды оби­тания диких животных, охраны ЖМ при осущест­вле­нии промышленного и других видов производства, охраны животных при перевозке, создании биоло­гических коллекций, регламентации правил изъятия их из ОС, правил выпуска в ОС, гибридизации, и т. п., а также международно-правовому регулированию охраны ЖМ и среды его обитания.

Органам местного самоуправления могут предаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования ЖМ (ст. 8 ОЖМ).

Наряду с общими правами граждане, составляющие коренные ма­лочисленные народы и эт­нические общности, естественная исконная среда обитания и тради­ционный образ жизни которых связаны с ЖМ, наделяются особыми правами, которые включают традиционные ме­тоды охраны и использования объектов ЖМ. Данное право ограничива­ется по территориальному признаку – территорией традиционного рассе­ления и хозяйственной деятельности, а не только по субъектному. В ФЗ «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» от 7.05.01 г. оговарива­ются условия пользования природными ресурсами, в том числе объек­тами ЖМ, и устанавливаются ограничения для различных категорий граждан. Так, в ч. 2-3 ст. 13 данного Закона указывается, что лица, не от­носящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного приро­допользования, пользуются природ­ными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий тради­ционного природопользования. Также установлено, что пользова­ние природными ресурсами, находящимися на таких террито­ри­ях, гражданами и ЮЛ для осуществления предпринимательской дея­тельности допускается, если указанная деятельность не нарушает право­вой режим природных ресурсов. Содержанием приоритетного права явля­ются: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отноше­нии сроков и районов добывания объектов животного мира, по­лового и возрастного состава и количества добываемых объек­тов и продуктов жизнедеятельности животных; предоставление ис­ключи­тельного права на добывание определенных объектов и продуктов жиз­недеятельности животных.

 Общими видами пользования ЖМ являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов ЖМ, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, использование полезных свойств жизнедеятельности животных и извле­чение их, получение продуктов жизнедеятельности, а также изучение, ис­следование и иное использование  животных без изъятия из ОС.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляются сле­дующие виды пользования ЖМ (ст. 34): охота; рыболовство; использо­вание полезных свойств жизнедеятельности объектов ЖМ; изучение, исследование и иное использование ЖМ без изъятия их из среды обита­ния; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов ЖМ; получение продуктов жизнедеятельности.

Пользование ЖМ осуществляется на основе долгосрочной лицензии (ст. 36), выдаваемой СУГО на основании решений правительства и (или) органа исполнительной власти субъекта РФ. Именные разовые лицензии гражданам на использование объектов ЖМ выдаются СУГО по их заявке, в пределах установленных для региона лимитов. Право пользования ЖМ прекращается полностью или частично (ст. 47): в случаях отказа от пользования; истечения установленного срока пользования; нарушения законодательства или условий ли­цензии; возникновения необходимости в изъятии из пользова­ния объектов ЖМ в целях их охраны; использова­ния территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование ЖМ; ликвидации предприятия, учреж­дения, организации – пользователя ЖМ. Решение о прекращении данного права может быть обжаловано в суде в установленном порядке.

Пользователи ЖМ обязаны выполнять следующие природоохран­ные требования:

- обеспечивать устойчивое состояние и устойчивое использование животного мира;

- осуществлять толь­ко указанные в ли­цензии виды пользования ЖМ;

- соблюдать установ­ленные   нормы,   сроки,   правила   пользования ЖМ;

- применять   при пользовании ЖМ способы, не нарушающие цело­стности   естественных   сообществ;

-  не  допускать   разрушения  и ухудшения среды обитания объектов ЖМ;

- обеспечивать охрану и воспроизводство объектов ЖМ, в том числе редких и нахо­дящихся под угрозой исчезновения видов;

- осуществлять плату за пользование ЖМ и т.п.

Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, а равно самовольное пользование объектами ЖМ, на  пользование которыми требуется получение разрешения, запрещаются.

Охота  это изъятие ди­ких животных (наземных и морских, птиц и зверей) в различ­ных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщв­ленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или  полувольных условиях. 

Согласно Федеральный закона Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», охота осуществляется в особом разрешитель­ном порядке. Различают активную охоту, т. е. с ис­пользованием охот­ничьего оружия или ловчих животных, путем выслеживания  и добычи, пассивную – с помощью капканов, сетей, иных стационарно устанавли­ваемых средств добычи, промысловую – для   получения   продукции   (пушнины,   мяса   и   т.   п.), спортивную  (любительскую).

Согласно ст. 13 ФЗ «Об охоте» промысловая охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности (ст. 15 ФЗ «Об охоте»), образовательной деятельности осуществляется в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, научными организациями и образовательными организациями, в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется на основании научных и научно-технических программ и проектов, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также на основании учебных планов и основных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования, разработанных и утвержденных в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" и Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Охотник должны иметь (ст. 20 ФЗ «Об охоте»):

1) охотничий билет;

2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.

Охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности (ст. 25), предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, предоставляются в аренду для целей, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Базовые положения об охоте содержатся в ФЗ ОЖМ (ст. 41), они конкретизируются в ряде постановлений Правительства РФ (ПП РФ от 26.07.93 г. № 728 «О любительской и спортивной охоте в РФ», ПП РФ от 10.10.60 г. № 1548 «Об утверждении положения об охоте и охот­ничьем хозяйстве РСФСР», в ред. от 03.05.94 г.), а также ведомственных   нормативных   актах   МПР и Минсельхоза России (приказ Минсельхоза от 24.12.93 г. № 315 «О представлении права на охоту», в ред. от 16.09.98 г.), иных ведомств. Значителен объем нормативного материала, прини­маемого в этой области субъектами РФ и ОМС.  Они регулируют сроки охоты, выделяют территории для нее, устанавливают плату, ре­шают другие вопросы  организации  и  кон­троля, в том числе информи­руют население о предоставляемых разре­шениях или вводимых по ви­до­вому,  количественному,  временному, территориальному  и другим при­знакам ограничениях.

Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации (ст. 7 ФЗ «Об охоте»).

Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных (Глава 5 ФЗ «Об охоте», бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.

Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц (ст. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РФ). Охота с нарушением установленных правил признается незаконной и влечет уголовную или администра­тивную ответственность. Перечень объектов животного мира, отне­сенных к объектам охоты, утвержден ПП РФ от 26.12.95 г. № 1289 ( в ред. от 30.07.98 г.). Не относятся к объектам охоты виды, занесенные в Красную книгу РФ.

Иные виды пользования животными, занесенными в Красную книгу (в научных целях, для разведения, восстановления численно­сти и т.д.), регулируется ПП РФ от 06.01.97 г. № 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к ви­дам, занесенным к Красную книгу РФ» ( в ред. от 24.04.03 г.). Прика­зом Госкомэкологии России от 19.12.97 г. № 569 утверждены перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из Красной книги РФ (в ред. от 05.11.99 г.).

В СССР первая Красная книга была учреждена приказом Минсельхоза СССР от 16.10.74 г. № 428, а издана в 1978 г. В России первая Красная книга была учреждена Постановлением совета Министров РСФСР от 9.09.82 г. № 500 «Об учреждении Красной книги», а издана в 1983 г., второе издание в 2001 г.[1] Несмотря на то что последние 15 лет были очень непростыми для отечественной охраны природы, более 240 видов и подвидов животных, описанных в Красной книге РСФСР, восстановлено 3, улучшено состояние у 11, осталось стабильным у 126 видов.[2]  На начало 2001 г. редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны занесенными в Красную книгу России, признаны 415 видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов, Из них 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП создан в 1948 г.). Правовой статус Красной книги РФ определен ПП РФ от 19.02.96 г. № 158 «О Красной книги РФ». Красная книга РФ является официальным документом, содержащим сведения об указанных объектах животного мира, а также о необходимых мерах по охране и восстановлению. Изъятие таких объектов из естественной среды допускается в исключительных случаях, установленном законодательством РФ.

Предусмотрено издание Красной книги РФ не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между изданиями – подготовка и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из нее (с изменениями и дополнениями), которые являются составной частью Красной книги РФ.

Ведение Красной книги РФ включает:

- сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

- организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

- создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

занесение в установленном порядке в Красную книгу РФ (иди исключение из нее) объектов животного и растительного мира;

- подготовку к изданию и распространению Красной книги РФ;

- подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также проведение других мероприятий.

Научное обеспечение ведения Красной книги РФ возложено на Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы. Для решения вопросов, связанных с ведением в Красной книги РФ и координации взаимодействия научных организаций и федеральных ОИВ создана Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам (приказ Госкоэкологии России от 24.09.98 г. № 542 «Об обеспечении работы по ведению Красной книги РФ). Решение о занесении в Красную книгу РФ (исключение из Красной книги РФ) того или иного объекта, а также изменение категории его статуса по представлению комиссии принимает МПР России по согласованию с Минсельхозом России, Росрыболовством, ОИВ субъектов РФ и Российской академией наук.

 Постановлением Правительства СССР от 4.08.76 г. № 612 «Об утверждении Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и о мероприятиях по выполнению этой Конвенции» предлагалось установить запрет на добычу диких животных и растений, торговля которыми регулируется данной конвенций. Приказом МПР России от 1.03.02 г. № 154 «Об осуществлении разрешительной деятельности» образована специальная Комиссия по рассмотрению материалов о возможности добывания, оборота, вывоза из РФ и ввоза в Российскую Федерацию объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, перемещению зоологических коллекций, товаров животного и растительного происхождения, утвержден ее состав и регламент работы.

Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, утвержден приказами Госкоэкологии России от 19.12.097 г. № 569 и от 5.11.99 г. № 659. Он включает 155 видов (подвидов) беспозвоночных (черви, моллюски, насекомые) и 259 видов (подвидов) позвоночных животных. Среди позвоночных 43 вида (подвида) рыб, 8 – земноводных, 21 – пресмыкающихся, 122 – птиц, 60 – млекопитающих.

Приказом МПР России от 3.09.03 г. № 799 утверждены Порядок выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и форма этого разрешения.

Перечни запрещенных орудий и способов охоты изложены в ПП РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению ору­дий и способов добывания объектов животного мира», а также в Пра­вилах охоты. Например, повсеместно запрещается пускание огненных палов, использование оружия военного и спортивного образца, при­менение сетей, охота «из-под фар», добывание животных, находя­щихся в бедственном положении. В зависимости от региональных ус­ловий эти перечни могут несколько сужаться или расширяться.

При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный охотой, крупным, необходимо исходить из разъяснений постановле­ния Пленума ВС РФ от 05.11.98 г. № 14). Таковым является ущерб, причиненный незаконной добычей зубра, лося, оленя. Стоимость жи­вотных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам,  утвержденным Правительством РФ (приказ Минсельхоза России от 25.05.99 г. № 399).

Право на охоту оформляется в виде разрешения при наличии охотничьего би­лета. Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты или охотничьими животными может осуществляться всеми гра­жданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, про­шедшими испытание по правилам охоты, обращения с охот­ничьим оружием, технике безо­пасности на охоте и уплативши­ми государственную пошлину в уста­новленном размере. Право на любительскую и спортивную охоту пре­доставляется именной разовой лицензией на добычу определенного ко­личества объек­тов животного мира в определенном месте и на кон­кретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты, т. е. охотничьим билетом. Охотничий билет выдается государствен­ным ор­ганом управления охотохозяйством; членский охотничий билет выда­ется общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо наличие разреше­ния на хранение и ношение охотничьего оружия. Право на лю­бительскую и спортивную охоту мо­жет быть предоставлено ли­цам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями, охотниками про­мысловых хо­зяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Эти категории лиц получают право на охоту с 14-летного возраста по­сле уплаты государственной пошлины и могут не быть членами охотничьих обществ. Специальные   правила  установлены   в отноше­нии  права  на охоту для тех граждан РФ, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизне­обеспечения их предков (граждане, принадлежащие к коренным мало­численным народам и этническим общностям, их объединения).

Под рыболовством (ст. 42 ОЖМ) и добычей водных ресурсов пони­мается процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из природ­ной среды водных животных; отрасль хозяйства, специфический вид пользо­вания ЖМ. Различают рыболовство, спортивный и любительский лов рыбы.

ФЗ от 20.12.04 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 39-41) вводит институт договоров пользования рыбопромысловыми участками. При этом договорные обязательства регулируются гражданским законодательством. Рыбопромысловый участок (ст. 18) состоит из всей акватории водного объекта (или его части) и прибрежной полосы суши. В целях оживления рыбоводства во внутренних водах правительство РФ приняло Постановление от 31.10.99 г. № 1201 «О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водах РФ». В Государственной Думе идет работа по принятию ФЗ «Об аквакультуре».

Вопросы сроков, выделения водоемов для любительского и спортивного рыболовства, платы за него, информирования на­селения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организа­ции рыболовства и контроля за его осуществ­лением решаются в норма­тивно-правовых актах субъектов Феде­рации и ОМС в установленном за­коном порядке.

Право на добывание водных биоресурсов, промышленное ры­бо­лов­ство в РФ осуществляется ЮЛ, а также гражданами,   зарегистриро­ван­ными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании специального разре­шения, выдаваемого СУГО по рыболов­ству или  бассейновыми   управлениями   по   охране,   воспроизводству рыб­ных запасов и регулированию рыболовства, либо органом ИВ субъ­екта РФ, как правило, на срок не менее трех лет. 

За предоставление разрешений на добычу охотничьих ресурсов и разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов установлена плата: организациям – 200 рублей; физическим лицам  – 100 рублей.

Право на бесплатные любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ в во­доемах общего пользования, т. е. не входящих в состав особо охра­няемых природных территорий, не являющихся товарными­ рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и другими, для которых установлен специальный режим водопользования (право публичного сервитута). В целях сохранения и рационального использования водных биоресурсов и среды их обитания могут устанавливаться ограничения любительского рыболовства, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5 и 12 части 1 статьи 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Запрещается осуществление любительского рыболовства (ст. 10 ФЗ «О любительском рыболовстве»):

1) с использованием взрывчатых и химических веществ, электротока и электроудочек;.

2) с использованием сетных орудий лова за исключением случаев, определенных Правилами любительского рыболовства.

Правила любительского рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области рыболовства, для каждого рыбохозяйственного бассейна (ст. 11).

Лицензионный лов рыбы разрешается всем гражданам РФ по платным лицензиям в водоемах или их участках, определенных орга­нами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или ОМС. В лицензии определяются   количество,   вид   добываемой   рыбы,   используемые орудия лова, сроки (сутки, месяц, сезон) и иные условия.

За нарушение правил рыболовства российское законодательст­во уста­навливает административную и уголовную ответственность. При этом ад­министративное правонарушение состоит в несоблюдении как собственно правил рыболовства, так и правил добычи иных, кроме рыбы, водных ре­сурсов, за исключением относящихся к живым ресурсам внутрен­него и территориального морей, континентального шельфа, ис­ключительной экономической зоны РФ. За нарушение правил промысла этой категории водных биоресурсов ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 8.17 КоАП. Применение администра­тивных санкций не освобождает от обязанности возмещения ущерба и сопровождается, как правило, конфискаци­ей не­законно добытого, изъятием орудий и средств лова.

Исходные   положения,   регулирующие  плату  за  пользование животным   ми­ром, устанавливаются ст. 52-53 ОЖМ. Систему платежей обра­зуют: плата за пользование животным миром, за сверхлимитное и нерацио­нальное пользование им. Плата за  пользование ЖМ  посту­пает  в фе­деральный   бюджет   и   бюджеты   субъектов   РФ   в   соот­ношений 40 и 60%. Штрафы идут в бюджеты субъектов РФ. Для   отдельных   ка­тегорий   пользователей  ЖМ органами законодательной власти РФ и ее субъектов могут быть установлены льготы в пределах их компетенции.

Плата за пользование ЖМ взимается в виде го­сударственной по­шлины, членских взносов, оплаты лицензий при предоставлении права на охоту, лицензий на добычу водных биоресурсов при промышленном, лицензионном рыболовстве либо добыче живых ресурсов континен­тального шельфа, сборов за рассмотрение заявления (запроса) и вы­дачу лицензии на пользование ЖМ (сбор поступает на счет СУГО по охране, контролю и регулирова­нию использования объектов ЖМ и среды их обита­ния, выдавших лицензию, и используется для оплаты связанных с выдачей лицензии расходов), а также, согласно ст. 44, за пользование животным миром в научных, культурных, воспитательных, рекреационных целях.

Предельные размеры платы устанавливаются в кратном разме­ре от минимального месячного уровня оплаты труда, включая НДС. Напри­мер, за добычу лося, бурого медведя определены раз­меры в 2-4 МРОТ (для обществ охотников и рыболовов – 1-2). Согласно Правилам добывания объектов животного мира, принад­лежащих к видам, занесенным в Крас­ную книгу РФ (ПП РФ от 6.01.97 г.), за рассмотрение заявления о вы­даче разрешения и за вы­дачу разрешения взимается плата. В соответст­вии с п. 9 «Положе­ния о лицензировании деятельности по организации спор­тивного и любительского лова ценных видов рыб, водных живот­ных и растений» взимается плата: за рассмотрение заявлений – 1/10 МРОТ, за выдачу лицензии или заверенной ее копии – 3 МРОТ. Анало­гичные раз­меры платы установлены за рассмотрение заявле­ний, выдачу лицензии или ее копии на промышленное рыболов­ство и рыбоводство. В отноше­нии определения размеров платы за пользование объектами ЖМ, отнесен­ными к объектам, охоты, изъятие которых из среды обитания без лицен­зии запрещено, установлен «двойной» порядок. Предельные ее раз­меры определяются постановлением правительства РФ от 4.01.01 г., а конкретные – ОИВ субъектов РФ не только в соответствии с пре­дель­ными, но и с учетом затрат на мероприятия по охране и исполь­зова­нию ЖМ, его воспроизводству, защите среды обитания,  проведе­нию мониторинга и других работ, включая научные исследования.

Согласно ст. 55 ОЖМ за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира предусмотрена граж­данско-правовая (имущественная), административная и уголовная ответственность.

За незаконную охоту, т. е. осуществляемую лицом, не обладающим правом на охоту, не отвечающим иным установленным законом требова­ниям, без разрешения, запрещенными орудиями, средствами, в отноше­нии объектов животного мира, охота на которых полностью запре­щена, за до­бывание животных с нарушением условий  лицензии  и т.п. устанавливается уголовная ответственность (ст. 258), если это деяние совершено: а) с причи­не­нием крупного ущерба; б) с применением механического транс­портного средства или воздушного судна, взрывчатых ве­ществ, газов или иных способов мас­сового уничтожения птиц и зверей; в) в отноше­нии птиц и зверей, охота на которых полно­стью запрещена; г) на тер­ритории за­поведника, за­казника или в зоне чрезвычайной экологиче­ской ситуации. Аналогичным образом, но с использованием иных при­знаков объектив­ной стороны, построена ст. 256, устанавливающая от­ветственность за не­законную до­бычу водных животных и растений, а в ч. 2 предусматрива­ется ответст­венность за посягательства на особый объект – котиков, морских бобров и иных морских млекопитающих в открытом море или в за­претных зонах.

Статья 257 УК «Нарушение правил охраны рыбных запасов» со­держит ряд составов:  производство лесо­сплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесо­сек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация  во­дозаборных  сооружений  и  перекачи­вающих механизмов с наруше­нием правил охраны рыбных запасов, если эти  деяния повлекли мас­совую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в зна­чительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Суровые санкции установлены   за  уничтожение   критических   место­обитаний   организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов, – ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок (ст. 259). Другие статьи также предусматривают ответст­венность за нарушение законода­тельства об охране и использовании ЖМ либо как части правил ООС, либо путем указания на последствия преступных деяний. Например, в ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 2 ст. 250 в число последствий включена массовая гибель живот­ных, в ст. 248 и 249 – распространение эпизоотии. Статья 245 устанавливает уголовную ответ­ственность за жестокое обращение с жи­вотными.

КоАП регламентирует административную ответственность за нару­шения законодательства об охране и использовании ЖМ в ст. 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)», а также за проступки в отношении живых ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исклю­чительной экономической зоны РФ (ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.20), в отношении животных в ходе сельскохо­зяйственной деятельно­сти (ст. 10.11), при нарушении ветеринарных и других правил (ст. 10.6 «Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил», ст. 10.7 «Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболева­ниях жи­вотных», ст. 10.8 «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хра­нения или реализации про­дуктов животноводства»). В ст. 8.33 преду­сматривается ответственность за нарушение правил среды обитания и пу­тей миграции животных, в ст. 8.34 –  за несоблюде­ние установленного по­рядка создания, использования или транс­портировки биологических кол­лекций, в ст. 8.36 – за нарушение правил переселения, акклиматиза­ции или гибридизации объектов ЖМ, в ст. 8.37 – за нарушение правил пользова­ния ими, в ст. 8.38 – за несо­блюдение правил охраны рыбных запасов, в ст. 8.35 – за уничтожение редких и находящихся под угрозой ис­чезновения животных, в ст. 8.29 – за уничтожение мест обитания живот­ных.

Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи (орудия совершения или предмета административного правонарушения) исполняется судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве и иными актами, а оружия и боеприпасов – органами внутренних дел в соответствии с Законом о милиции и норма­тивно правовыми актами МВД России. Реализация этих орудий или пред­метов осуществляется в соответствии с ПП РФ от 23.04.99 г. № 459 «О реа­лизации конфискованного и арестованного имущества» и  от 19.04.02 г. № 269 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства».

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам ЖМ и среде их обитания, несут имущественную ответственность и возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда  в соответствии с таксами и методи­ками исчисления ущерба ЖМ, а при их отсутствии – по фактическим затра­там на компенсацию ущерба, нанесенного объектам ЖМ и среде их обита­ния, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

 Так, ПП РФ от 26.09.00 г. введены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, нанесенный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добы­чей водных биоло­гических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водо­емах, внутренних морских водах, территориальном море, на кон­ти­нентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ до внешних границ экономических и рыболовных зон ино­странных госу­дарств; ПП РФ от 25.05.94 г. установлены два вида такс: а) в отноше­нии занесенных в Красную книгу РФ животных; б) за незаконное добы­вание и уничтожение наземных млекопи­тающих, птиц, рептилий, амфи­бий и наземных безпозвоночных живот­ных. В постановлениях четко оп­ределены все признаки, т. е. субъекты, с которых может быть взыскан ущерб, объекты неправомерных действий, виды деяний и место их со­вершения.

 В Приложении к таксам выделены специальные виды деяний, или места их совершения либо ука­заны уточняющие признаки предмета по­сягательства. Так, за травмирование, если оно не привело к гибели вод­ных биоресур­сов, взыскивается 50% таксы за экземпляр соответст­вующего вида (подвида); за каждое уничтоженное либо незаконно изъя­тое яйцо рептилии – 50%; за каждую самку рыбы с икрой ущерб ис­чис­ля­ется в 3-кратном размере таксы; за каждый килограмм икры осет­ро­вых, лососевых и сиговых видов рыб взыскивается дополнительно 100% таксы за экземпляр осетровых рыб и 200% – лососевых и си­говых; за уничтожение, незаконный вылов или добычу на территории го­сударст­венных природных заповед­ников, национальных парков и их ох­ранных зон ущерб исчисля­ется в 3-кратном размере таксы, на других особо ох­раняемых территориях – в 2-кратном. Самые высокие таксы – за унич­тоже­ние водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу.

 



[1] Красная книга Российской Федерации (Животные). М., 2001.

[2] Отчет по итогам работы Государственной службы охраны окружающей среды в 2001 году. М., 2002. С. 9.