Основу раздела экологического законодательства об охране животного мира образуют положения, установленные ФЗ «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ» и др. Значимые для охраны животного мира (ЖМ) положения включены в Земельный, Водный и Лесной кодексы.
Вторую часть экологического законодательства составляют постановления правительства, касающиеся охраны и регулирования различных видов пользования животным миром («О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26.07.93 г., «Об установлении охраны редких и исчезающих видов животных (Красная книга)» от 19.02.96 г., «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» от 13.08.96 г., «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29.09.97 г., «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания» от 8.02.99 г., «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено» от 4.01.00 г. и т. п.
Третью часть образуют ведомственные нормативные акты органов министерства природных ресурсов, рыбоохраны, охотнадзора, ветеринарной службы и т. п. (приказ Госкоэкологии России «Об утверждении Порядка ведения Красной книги РФ» от 3.10.97 г., приказ Центррыбвода «Об утверждении Правил любительского и спортивного рыболовства» от 31.10.91 г., приказ Минсельхоза России «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» от 25.05.99 г. и др.). Они принимаются приказами руководителей соответствующих ведомств или решениями коллегий и являются разнообразными по форме: типовые правила, таксы, порядки, методические указания и т. п.
Законодательство о животном мире регламентирует цели, последовательность, порядок установления системы запретов и ограничений на использование объектов ЖМ; систему требований к хозяйственной деятельности (на всех ее этапах – начиная с размещения и проектирования и заканчивая эксплуатацией производственных и иных объектов) и гарантируют их санкции (приостановление работ, прекращение финансирования и т. п.); режимы особо охраняемых природных территорий; разрешительный порядок акклиматизации и гибридизации новых для РФ объектов ЖМ, а также содержание и разведение животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; требования к обращению с агрохимикатами и другими средствами в сельском и лесном хозяйстве, а также систему предотвращения заболеваний и гибели объектов ЖМ при нарушении карантинных, ветеринарных и иных правил борьбы с заразными болезнями; ведение научных исследований; перемещение объектов ЖМ через границу РФ и другие вопросы.
Значительный объем нормативно-правовых актов принимается в субъектах РФ (ст. 6 ОЖМ). В них отражается специфика регионов, детально определяются задачи, условия пользования, плата за пользование ЖМ, др. Конкретные вопросы о сроках охоты, местах рыбной ловли и т. п. определяются решениями органов местного самоуправления.
Помимо указанных источников, определенную роль играют акты общественных организаций, занимающихся охраной ЖМ и осуществляющих общественный контроль за его использованием, а также правовые обычаи (гл. VI), в котором устанавливается право приоритетного пользования ЖМ для коренных малочисленных народностей и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.
Часть законодательства об охране и использовании ЖМ – акты международного права: конвенции, соглашения, договоры, как многосторонние, так и двусторонние (Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 1973), о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсаар,1971), о сохранении мигрирующих видов диких животных (Бонн, 1992), морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 1980), тюленей Антарктики (Лондон, 1972), живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики (Рим, 1969), по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 1946) и др. Эта часть законодательства и реализуется наиболее эффективно. Особую роль здесь призвана сыграть Конвенция об охране биоразнообразия (Рио-де-Жанейро, 1992), вступившая в силу 29 декабря 1993 г. в России. Это наиболее представительный акт международного экологического права, сторонами которого являются почти все государства мира (180 участников).
Законодательство об охране существует и в общеевропейском масштабе (Европейская конвенция о защите животных при междуна-родной перевозке (Париж, 1968). В последние десятилетия Европейский союз прилагает значительные усилия в этом направлении, в частности путем издания «директив» об охране отдельных видов животных, среды их обитания и усилении контроля за их реализацией национальным законодательством и уполномоченными органами публичной власти.
Законодательство РФ об охране и использовании ЖМ (ст. 3 ОЖМ) регулирует отношения в области охраны и использования объектов ЖМ, обитающих в условиях естественной свободы, а также объектов ЖМ, содержащихся в полуневольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда и в иных научных и воспитательных целях. Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другим законодательством. Имущественные отношения регулируются гражданским законодательством.
К объектам федеральной государственной собственности относятся следующие объекты ЖМ (ст. 4): редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ или в международную Красную книгу (СИТЕС/СИТЕК); обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ; попадающие под действие международных договоров РФ; естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.
Объекты ЖМ, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 4).
В преамбуле ФЗ ОЖМ удовлетворение духовных потребностей людей поставлено перед получением материальных выгод от пользования животными. Это одно из наиболее развитых направлений ООС, представляющее собой совокупность национальных, международных, общегосударственных и региональных, организационных, экономических, правовых, экологических, воспитательных мероприятий по сохранению популяционно-видового состава и поддержанию численности диких животных на оптимальном для их существования уровне, а также сохранению среды их обитания. Охрана ЖМ – неотъемлемая часть сохранения биологического разнообразия. В настоящее время обоснована необходимость охраны не отдельных объектов, будь это виды животных или растений, а комплексной, целостной защиты экосистем, включающих и самих животных, и места их обитания, и другие объекты. В Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992) разъясняется содержание указанных выше терминов. Биоразнообразие означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются, в рамках вида, между видами, и разнообразие экосистем.
В литературе иногда употребляются обороты «фаунистическое законодательство», «фаунистическое право». По мнению некоторых специалистов, оно в настоящее время представляет собой подотрасль экологического права, раздел специальной части экологического права. В широком смысле фаунистическое право – это система правовых норм, регулирующих охрану и использование ЖМ и среды его обитания, общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с таким компонентом окружающей среды, как ЖМ; совокупность экологически значимых правовых действий и бездействия людей (правового экологически значимого поведения) в сфере oxраны и использования объектов животного мира и среды его обитания; система государственных органов, осуществляющих правотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функции а также реализацию мер юридической ответственности за нарушение законодательства о ЖМ; правовая идеология, правовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к ЖМ. В узком смысле фаунистическое право – это совокупность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием ЖМ.
В фаунистическом праве как разделе экологического права выделяют Общую часть, освещающую понятия, принципы, задачи и основные направления деятельности по охране и использованию животного мира, и Особенную часть, посвященную проблемам (институтам) права собственности на ЖМ, системе государственного управления в области охраны и использования ЖМ, лицензирования пользования ЖМ, юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании ЖМ и среды его обитания, охраны отдельных категорий объектов ЖМ, охраны среды обитания диких животных, охраны ЖМ при осуществлении промышленного и других видов производства, охраны животных при перевозке, создании биологических коллекций, регламентации правил изъятия их из ОС, правил выпуска в ОС, гибридизации, и т. п., а также международно-правовому регулированию охраны ЖМ и среды его обитания.
Органам местного самоуправления могут предаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования ЖМ (ст. 8 ОЖМ).
Наряду с общими правами граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности, естественная исконная среда обитания и традиционный образ жизни которых связаны с ЖМ, наделяются особыми правами, которые включают традиционные методы охраны и использования объектов ЖМ. Данное право ограничивается по территориальному признаку – территорией традиционного расселения и хозяйственной деятельности, а не только по субъектному. В ФЗ «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» от 7.05.01 г. оговариваются условия пользования природными ресурсами, в том числе объектами ЖМ, и устанавливаются ограничения для различных категорий граждан. Так, в ч. 2-3 ст. 13 данного Закона указывается, что лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования. Также установлено, что пользование природными ресурсами, находящимися на таких территориях, гражданами и ЮЛ для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим природных ресурсов. Содержанием приоритетного права являются: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового и возрастного состава и количества добываемых объектов и продуктов жизнедеятельности животных; предоставление исключительного права на добывание определенных объектов и продуктов жизнедеятельности животных.
Общими видами пользования ЖМ являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов ЖМ, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, использование полезных свойств жизнедеятельности животных и извлечение их, получение продуктов жизнедеятельности, а также изучение, исследование и иное использование животных без изъятия из ОС.
Юридическими лицами и гражданами могут осуществляются следующие виды пользования ЖМ (ст. 34): охота; рыболовство; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов ЖМ; изучение, исследование и иное использование ЖМ без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов ЖМ; получение продуктов жизнедеятельности.
Пользование ЖМ осуществляется на основе долгосрочной лицензии (ст. 36), выдаваемой СУГО на основании решений правительства и (или) органа исполнительной власти субъекта РФ. Именные разовые лицензии гражданам на использование объектов ЖМ выдаются СУГО по их заявке, в пределах установленных для региона лимитов. Право пользования ЖМ прекращается полностью или частично (ст. 47): в случаях отказа от пользования; истечения установленного срока пользования; нарушения законодательства или условий лицензии; возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов ЖМ в целях их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование ЖМ; ликвидации предприятия, учреждения, организации – пользователя ЖМ. Решение о прекращении данного права может быть обжаловано в суде в установленном порядке.
Пользователи ЖМ обязаны выполнять следующие природоохранные требования:
- обеспечивать устойчивое состояние и устойчивое использование животного мира;
- осуществлять только указанные в лицензии виды пользования ЖМ;
- соблюдать установленные нормы, сроки, правила пользования ЖМ;
- применять при пользовании ЖМ способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
- не допускать разрушения и ухудшения среды обитания объектов ЖМ;
- обеспечивать охрану и воспроизводство объектов ЖМ, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
- осуществлять плату за пользование ЖМ и т.п.
Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, а равно самовольное пользование объектами ЖМ, на пользование которыми требуется получение разрешения, запрещаются.
Охота – это изъятие диких животных (наземных и морских, птиц и зверей) в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях.
Согласно Федеральный закона Российской Федерации от 24 июля
Согласно ст. 13 ФЗ «Об охоте» промысловая охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности (ст. 15 ФЗ «Об охоте»), образовательной деятельности осуществляется в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, научными организациями и образовательными организациями, в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется на основании научных и научно-технических программ и проектов, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также на основании учебных планов и основных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования, разработанных и утвержденных в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" и Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Охотник должны иметь (ст. 20 ФЗ «Об охоте»):
1) охотничий билет;
2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.
Охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего
хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной
собственности (ст. 25), предоставляются юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или)
в целях, не связанных с их размещением, предоставляются в аренду для целей,
юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на
право заключения охотхозяйственных соглашений.
Базовые положения об охоте содержатся в ФЗ ОЖМ (ст. 41), они конкретизируются в ряде постановлений Правительства РФ (ПП РФ от 26.07.93 г. № 728 «О любительской и спортивной охоте в РФ», ПП РФ от 10.10.60 г. № 1548 «Об утверждении положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР», в ред. от 03.05.94 г.), а также ведомственных нормативных актах МПР и Минсельхоза России (приказ Минсельхоза от 24.12.93 г. № 315 «О представлении права на охоту», в ред. от 16.09.98 г.), иных ведомств. Значителен объем нормативного материала, принимаемого в этой области субъектами РФ и ОМС. Они регулируют сроки охоты, выделяют территории для нее, устанавливают плату, решают другие вопросы организации и контроля, в том числе информируют население о предоставляемых разрешениях или вводимых по видовому, количественному, временному, территориальному и другим признакам ограничениях.
Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации (ст. 7 ФЗ «Об охоте»).
Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных (Глава 5 ФЗ «Об охоте», бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.
Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц (ст. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РФ). Охота с нарушением установленных правил признается незаконной и влечет уголовную или административную ответственность. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден ПП РФ от 26.12.95 г. № 1289 ( в ред. от 30.07.98 г.). Не относятся к объектам охоты виды, занесенные в Красную книгу РФ.
Иные виды пользования животными, занесенными в Красную книгу (в научных целях, для разведения, восстановления численности и т.д.), регулируется ПП РФ от 06.01.97 г. № 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным к Красную книгу РФ» ( в ред. от 24.04.03 г.). Приказом Госкомэкологии России от 19.12.97 г. № 569 утверждены перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из Красной книги РФ (в ред. от 05.11.99 г.).
В СССР первая Красная книга была учреждена приказом Минсельхоза СССР от 16.10.74 г. № 428, а издана в 1978 г. В России первая Красная книга была учреждена Постановлением совета Министров РСФСР от 9.09.82 г. № 500 «Об учреждении Красной книги», а издана в 1983 г., второе издание в 2001 г.[1] Несмотря на то что последние 15 лет были очень непростыми для отечественной охраны природы, более 240 видов и подвидов животных, описанных в Красной книге РСФСР, восстановлено 3, улучшено состояние у 11, осталось стабильным у 126 видов.[2] На начало 2001 г. редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны занесенными в Красную книгу России, признаны 415 видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов, Из них 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП создан в 1948 г.). Правовой статус Красной книги РФ определен ПП РФ от 19.02.96 г. № 158 «О Красной книги РФ». Красная книга РФ является официальным документом, содержащим сведения об указанных объектах животного мира, а также о необходимых мерах по охране и восстановлению. Изъятие таких объектов из естественной среды допускается в исключительных случаях, установленном законодательством РФ.
Предусмотрено издание Красной книги РФ не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между изданиями – подготовка и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из нее (с изменениями и дополнениями), которые являются составной частью Красной книги РФ.
Ведение Красной книги РФ включает:
- сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;
- организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;
- создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;
занесение в установленном порядке в Красную книгу РФ (иди исключение из нее) объектов животного и растительного мира;
- подготовку к изданию и распространению Красной книги РФ;
- подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также проведение других мероприятий.
Научное обеспечение ведения Красной книги РФ возложено на Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы. Для решения вопросов, связанных с ведением в Красной книги РФ и координации взаимодействия научных организаций и федеральных ОИВ создана Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам (приказ Госкоэкологии России от 24.09.98 г. № 542 «Об обеспечении работы по ведению Красной книги РФ). Решение о занесении в Красную книгу РФ (исключение из Красной книги РФ) того или иного объекта, а также изменение категории его статуса по представлению комиссии принимает МПР России по согласованию с Минсельхозом России, Росрыболовством, ОИВ субъектов РФ и Российской академией наук.
Постановлением Правительства СССР от 4.08.76 г. № 612 «Об утверждении Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и о мероприятиях по выполнению этой Конвенции» предлагалось установить запрет на добычу диких животных и растений, торговля которыми регулируется данной конвенций. Приказом МПР России от 1.03.02 г. № 154 «Об осуществлении разрешительной деятельности» образована специальная Комиссия по рассмотрению материалов о возможности добывания, оборота, вывоза из РФ и ввоза в Российскую Федерацию объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, перемещению зоологических коллекций, товаров животного и растительного происхождения, утвержден ее состав и регламент работы.
Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, утвержден приказами Госкоэкологии России от 19.12.097 г. № 569 и от 5.11.99 г. № 659. Он включает 155 видов (подвидов) беспозвоночных (черви, моллюски, насекомые) и 259 видов (подвидов) позвоночных животных. Среди позвоночных 43 вида (подвида) рыб, 8 – земноводных, 21 – пресмыкающихся, 122 – птиц, 60 – млекопитающих.
Приказом МПР России от 3.09.03 г. № 799 утверждены Порядок выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и форма этого разрешения.
Перечни запрещенных орудий и способов охоты изложены в ПП РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», а также в Правилах охоты. Например, повсеместно запрещается пускание огненных палов, использование оружия военного и спортивного образца, применение сетей, охота «из-под фар», добывание животных, находящихся в бедственном положении. В зависимости от региональных условий эти перечни могут несколько сужаться или расширяться.
При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный охотой, крупным, необходимо исходить из разъяснений постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 г. № 14). Таковым является ущерб, причиненный незаконной добычей зубра, лося, оленя. Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утвержденным Правительством РФ (приказ Минсельхоза России от 25.05.99 г. № 399).
Право на охоту оформляется в виде разрешения при наличии охотничьего билета. Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты или охотничьими животными может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прошедшими испытание по правилам охоты, обращения с охотничьим оружием, технике безопасности на охоте и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты, т. е. охотничьим билетом. Охотничий билет выдается государственным органом управления охотохозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Право на любительскую и спортивную охоту может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.
Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Эти категории лиц получают право на охоту с 14-летного возраста после уплаты государственной пошлины и могут не быть членами охотничьих обществ. Специальные правила установлены в отношении права на охоту для тех граждан РФ, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков (граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединения).
Под рыболовством (ст. 42 ОЖМ) и добычей водных ресурсов понимается процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из природной среды водных животных; отрасль хозяйства, специфический вид пользования ЖМ. Различают рыболовство, спортивный и любительский лов рыбы.
ФЗ от 20.12.04 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 39-41) вводит институт договоров пользования рыбопромысловыми участками. При этом договорные обязательства регулируются гражданским законодательством. Рыбопромысловый участок (ст. 18) состоит из всей акватории водного объекта (или его части) и прибрежной полосы суши. В целях оживления рыбоводства во внутренних водах правительство РФ приняло Постановление от 31.10.99 г. № 1201 «О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водах РФ». В Государственной Думе идет работа по принятию ФЗ «Об аквакультуре».
Вопросы сроков, выделения водоемов для любительского и спортивного рыболовства, платы за него, информирования населения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации рыболовства и контроля за его осуществлением решаются в нормативно-правовых актах субъектов Федерации и ОМС в установленном законом порядке.
Право на добывание водных биоресурсов, промышленное рыболовство в РФ осуществляется ЮЛ, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании специального разрешения, выдаваемого СУГО по рыболовству или бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, либо органом ИВ субъекта РФ, как правило, на срок не менее трех лет.
За предоставление разрешений на добычу охотничьих ресурсов и разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов установлена плата: организациям – 200 рублей; физическим лицам – 100 рублей.
Право на бесплатные
любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют
все граждане РФ в водоемах общего пользования, т. е. не входящих в состав
особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными
хозяйствами, рыбопитомниками и другими, для которых установлен специальный
режим водопользования (право публичного сервитута). В целях сохранения и рационального использования водных
биоресурсов и среды их обитания могут устанавливаться ограничения любительского
рыболовства, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5 и 12 части 1 статьи 26
Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и
сохранении водных биологических ресурсов».
Запрещается осуществление любительского рыболовства
(ст. 10 ФЗ «О любительском рыболовстве»):
1) с использованием взрывчатых и химических веществ,
электротока и электроудочек;.
2) с использованием сетных орудий лова за исключением
случаев, определенных Правилами любительского рыболовства.
Правила любительского рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области рыболовства, для каждого рыбохозяйственного бассейна (ст. 11).
Лицензионный лов рыбы разрешается всем гражданам РФ по платным лицензиям в водоемах или их участках, определенных органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или ОМС. В лицензии определяются количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки (сутки, месяц, сезон) и иные условия.
За нарушение правил рыболовства российское законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность. При этом административное правонарушение состоит в несоблюдении как собственно правил рыболовства, так и правил добычи иных, кроме рыбы, водных ресурсов, за исключением относящихся к живым ресурсам внутреннего и территориального морей, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ. За нарушение правил промысла этой категории водных биоресурсов ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 8.17 КоАП. Применение административных санкций не освобождает от обязанности возмещения ущерба и сопровождается, как правило, конфискацией незаконно добытого, изъятием орудий и средств лова.
Исходные положения, регулирующие плату за пользование животным миром, устанавливаются ст. 52-53 ОЖМ. Систему платежей образуют: плата за пользование животным миром, за сверхлимитное и нерациональное пользование им. Плата за пользование ЖМ поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в соотношений 40 и 60%. Штрафы идут в бюджеты субъектов РФ. Для отдельных категорий пользователей ЖМ органами законодательной власти РФ и ее субъектов могут быть установлены льготы в пределах их компетенции.
Плата за пользование ЖМ взимается в виде государственной пошлины, членских взносов, оплаты лицензий при предоставлении права на охоту, лицензий на добычу водных биоресурсов при промышленном, лицензионном рыболовстве либо добыче живых ресурсов континентального шельфа, сборов за рассмотрение заявления (запроса) и выдачу лицензии на пользование ЖМ (сбор поступает на счет СУГО по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания, выдавших лицензию, и используется для оплаты связанных с выдачей лицензии расходов), а также, согласно ст. 44, за пользование животным миром в научных, культурных, воспитательных, рекреационных целях.
Предельные размеры платы устанавливаются в кратном размере от минимального месячного уровня оплаты труда, включая НДС. Например, за добычу лося, бурого медведя определены размеры в 2-4 МРОТ (для обществ охотников и рыболовов – 1-2). Согласно Правилам добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ (ПП РФ от 6.01.97 г.), за рассмотрение заявления о выдаче разрешения и за выдачу разрешения взимается плата. В соответствии с п. 9 «Положения о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений» взимается плата: за рассмотрение заявлений – 1/10 МРОТ, за выдачу лицензии или заверенной ее копии – 3 МРОТ. Аналогичные размеры платы установлены за рассмотрение заявлений, выдачу лицензии или ее копии на промышленное рыболовство и рыбоводство. В отношении определения размеров платы за пользование объектами ЖМ, отнесенными к объектам, охоты, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено, установлен «двойной» порядок. Предельные ее размеры определяются постановлением правительства РФ от 4.01.01 г., а конкретные – ОИВ субъектов РФ не только в соответствии с предельными, но и с учетом затрат на мероприятия по охране и использованию ЖМ, его воспроизводству, защите среды обитания, проведению мониторинга и других работ, включая научные исследования.
Согласно ст. 55 ОЖМ за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира предусмотрена гражданско-правовая (имущественная), административная и уголовная ответственность.
За незаконную охоту, т. е. осуществляемую лицом, не обладающим правом на охоту, не отвечающим иным установленным законом требованиям, без разрешения, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, за добывание животных с нарушением условий лицензии и т.п. устанавливается уголовная ответственность (ст. 258), если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Аналогичным образом, но с использованием иных признаков объективной стороны, построена ст. 256, устанавливающая ответственность за незаконную добычу водных животных и растений, а в ч. 2 предусматривается ответственность за посягательства на особый объект – котиков, морских бобров и иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.
Статья 257 УК «Нарушение правил охраны рыбных запасов» содержит ряд составов: производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Суровые санкции установлены за уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов, – ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок (ст. 259). Другие статьи также предусматривают ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании ЖМ либо как части правил ООС, либо путем указания на последствия преступных деяний. Например, в ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 2 ст. 250 в число последствий включена массовая гибель животных, в ст. 248 и 249 – распространение эпизоотии. Статья 245 устанавливает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными.
КоАП регламентирует административную ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании ЖМ в ст. 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)», а также за проступки в отношении живых ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ (ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.20), в отношении животных в ходе сельскохозяйственной деятельности (ст. 10.11), при нарушении ветеринарных и других правил (ст. 10.6 «Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил», ст. 10.7 «Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных», ст. 10.8 «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства»). В ст. 8.33 предусматривается ответственность за нарушение правил среды обитания и путей миграции животных, в ст. 8.34 – за несоблюдение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций, в ст. 8.36 – за нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов ЖМ, в ст. 8.37 – за нарушение правил пользования ими, в ст. 8.38 – за несоблюдение правил охраны рыбных запасов, в ст. 8.35 – за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, в ст. 8.29 – за уничтожение мест обитания животных.
Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи (орудия совершения или предмета административного правонарушения) исполняется судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве и иными актами, а оружия и боеприпасов – органами внутренних дел в соответствии с Законом о милиции и нормативно правовыми актами МВД России. Реализация этих орудий или предметов осуществляется в соответствии с ПП РФ от 23.04.99 г. № 459 «О реализации конфискованного и арестованного имущества» и от 19.04.02 г. № 269 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства».
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам ЖМ и среде их обитания, несут имущественную ответственность и возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба ЖМ, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам ЖМ и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Так, ПП РФ от 26.09.00 г. введены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, нанесенный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств; ПП РФ от 25.05.94 г. установлены два вида такс: а) в отношении занесенных в Красную книгу РФ животных; б) за незаконное добывание и уничтожение наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных безпозвоночных животных. В постановлениях четко определены все признаки, т. е. субъекты, с которых может быть взыскан ущерб, объекты неправомерных действий, виды деяний и место их совершения.
В Приложении к таксам выделены специальные виды деяний, или места их совершения либо указаны уточняющие признаки предмета посягательства. Так, за травмирование, если оно не привело к гибели водных биоресурсов, взыскивается 50% таксы за экземпляр соответствующего вида (подвида); за каждое уничтоженное либо незаконно изъятое яйцо рептилии – 50%; за каждую самку рыбы с икрой ущерб исчисляется в 3-кратном размере таксы; за каждый килограмм икры осетровых, лососевых и сиговых видов рыб взыскивается дополнительно 100% таксы за экземпляр осетровых рыб и 200% – лососевых и сиговых; за уничтожение, незаконный вылов или добычу на территории государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон ущерб исчисляется в 3-кратном размере таксы, на других особо охраняемых территориях – в 2-кратном. Самые высокие таксы – за уничтожение водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу.