7. Эколого-правовая защита особо охраняемых природных территорий и объектов

 

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) и объекты являются важнейшим средством сохранения живой природы – биоразнообразия. Долгие годы этому служило заповедное дело. Исторически первыми ООПТ в нашей стране были охотничьи угодья вельможных особ, затем – заповедники, призванные сохранять исчезающие и редкие виды животных и растений и способствовать их распространению на смежные регионы. Национальные и природные парки, запо­ведники и т. п. созданы в разных странах и успешно решают задачи ох­раны живой природы, экологического воспитания и научных исследова­ний. Традиционно это часть экологического законодательства относится к числу наиболее развитых, стабильных. Всего в России более 15 600 ООПТ, из них 136 ООПТ федерального уровня – 101 заповедник общей площадью 33,75 млн. га, в т. ч. сухопутной – 27,24 млн га (1,6% территории страны) и 35 национальных парков общей площадью 6,95 млн га (0,41%). Заповедники и национальные парки суммарно занимают 2,01% площади страны. Заказники и памятники природы дают еще около 1%. Важным элементом системы территориаль­ной охраны окружающей среды являются леса 1-й группы, не подлежа­щие рубкам главного пользования и занимающие 271,1 млн га (16,4 % площади страны).

С.А. Боголюбов выделяет три типа ООПТ: экологически неблагополучные, санитарные и защитные зоны различного назначения, ООПТ в собственном смысле.[1] В п. 2 ст. 94 ЗК выделяются особо охраняемых территорий (ООТ) и ООПТ, последние рассматриваются как часть первых. По мнению В.В. Никитина «особо охраняемыми («просто охраняемыми») является вся территория и акватория страны».[2] Это значит, что там не должны иметь место незаконные действия, ведущие к загрязнению, разрушению и деградации ОС. Только в пределах ООТ и ООПТ дополнительно запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность.

В преамбуле ФЗ от 14.03.95 г. № 33-ФЗ ( в ред. от 10.05.07 г.) «Об особо охраняемых при­родных территориях» (ОООПТ) указано, что особо охраняемые природные террито­рии – это участки земли, водной поверхности и воздушного про­странства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреацион­ное и оздоровительное значение. Существует несколько их ка­тегорий (ч. 1 ст. 2): 1) государственные природные заповедники, в том числе биосфер­ные; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) госу­дарственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологи­ческие парки и ботанические сады; 7) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство РФ, ОИВ субъектов РФ, органы местного само­управления (ч. 2 ст. 2) устанавливают и другие категории – зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и др. П. 2 ст. 94 ЗК выделяет земли историко-культурного назначения, а также «иные особо ценные земли», таким образом перечисленные в законе категории ООПТ не являются замкнутыми. Спе­цифическое место среди указанных категорий занимает такая раз­новид­ность государственных природных заповедников, как биосферные, входя­щие в международную систему биосферных резерватов, осуществ­ляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, на кото­рых проводятся экспериментальные работы экологического харак­тера.

Кроме того, в законодательстве встречаются понятия «природный комплекс, взятый под охрану государства» (ст. 243 УК) или «природный комплекс» с указанием конкретного географического объекта, урбанизи­рованной территории (природный комплекс г. Твери). В основном здесь речь идет о физико-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемой природной территории, но представляющих особо целостные однородные участки территории, где органично соеди­нены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Правовой режим таких объектов опреде­ляется ФЗ от 25.06.02 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (па­мятников истории и культуры) народов РФ» (ООКН). Особое место среди охраняемых законом природных комплексов занимают музеи-заповедники (обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культур­ных центров). По характеристикам близки к ним музеи-усадьбы, которые образуют неразрывное органичное единство  с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшафтами, охраняемые объекты ландшафтной архитектуры (исторические парки-па­мятники, мемориальные ландшафты).

Памятники общероссийского значения – это, как правило, особо цен­ные объекты, значимые для социальной и исторической памяти народов России, общепризнанные благодаря своей роли и получившие соответст­вующий статус.

Важное значение приобретает охрана культурного наследия, составной частью которого может выступать и окружающая среда в разных ее прояв­лениях. Согласно ФЗ ООКН к таким объектам относится недвижимое имущество со связанными с ним произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники, иными предметами материальной культуры, возникшими в результате историче­ских событий, представляющими собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, которые яв­ляются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного на­следия подразделяются на следующие виды (ст. 2 ООКН):

   - памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с историче­ски сложившимися территориями ( том числе памятники религиозного на­значения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддист­ские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специ­ально предназначенные для богослужения);

 - мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произве­дения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные;

 - частично или полностью скрытые в земле или под водой следы суще­ствования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основным источников информа­ции о которых являются археологические раскопки или находки (то есть объекты археологического наследия);

- ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся терри­ториях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общест­венного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного на­значения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, кото­рые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;

 - произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искус­ства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

 - достопримечательные места – творения, созданные человеком, или со­вместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов;

- центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;

- памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с ис­торией формирования народов и иных этнических общностей на терри­тории  Российской Федерации, историческими (в том числе военными) со­бытиями, жизнью выдающихся исторических личностей;

- культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, се­лищ, стоянок;

- места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие катего­рии историко-культурного значения: федерального, регионального, мест­ного (муниципального). В России ведется единый Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (ст. 15), содержащий необходимые сведения, единство и сопостави­мость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, яв­ляются основными источниками информации об объектах культурного на­следия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного на­следия при формировании и ведении государственного земельного када­стра, государственного градостроительного кадастра, иных информацион­ных систем или банков данных. На объект культурного наследия, вклю­ченный в реестр, собственнику данного объекта выдается паспорт объекта культурного наследия. Он является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним при осуществлении сделок с объектом культурного наследия.

Объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную, историческую, эстетическую, археологическую, архитек­турную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемир­ного культурного и природного наследия в порядке, установленном Кон­венцией об охране всемирного культурного и природного наследия (ООН, 1972).  Для этого необходимы заключение государственной историко-культурной экспертизы, предложения о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия и доку­ментация, оформленная в соответствии с требованиями Комитета всемир­ного наследия при Организации Объединенных Наций  по вопросам обра­зования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Указанные документы направля­ются в комиссию РФ по делам ЮНЕСКО в порядке, установленном прави­тельством РФ.

Общее число объектов всемирного наследия по состоянию на 1 января 2002 г. составило 721, из них 554 – объекты культурного наследия, 144 – природного и 23 – природно-культурного. Из числа этих объектов  6 рос­сийских объектов, относящихся к природному наследию, в частности «озеро Байкал», представляющий собой Байкальский регион площадью не­сколько миллионов гектаров, «вулканы Камчатки», включающий Кроноц­кий заповедник, и др. В государственном своде особо ценных объектов культурного наследия на 1 января 2000 г. было 62 объекта (Архангель­ский государственный музей деревянного  зодчества «Малые Карелы» и т. п.).

В отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения ис­торико-культурной экспертизы может быть принято решение об его отне­сении к историко-культурным заповедникам. Статья 59 ООКН определяет категорию «историческое поселение», т.е. городское или сельское поселе­ние, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой ар­хеологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эсте­тическую, научную или социально-культурную  ценность, имеющие важ­ное значение для сохранения самобытности народов РФ, их вклада в миро­вую цивилизацию.

В историческом поселении государственной охране подлежат все ис­торически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроен­ными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментар­ное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, ма­териалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природ­ным и созданным человеком окружением, различные функции историче­ского поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.

Особое место занимает ФЗ от 4.04.01 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», который дает понятие «территории традиционного природопользования», включающее ООПТ. На территориях традицион­ного природопользования могут выде­ляться следующие их части: поселе­ния, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав на­селения, стационарные жилища, стой­бища, стоянки оленеводов, охотни­ков, рыболовов; участки земли и вод­ного пространства, используемые для ведения традиционного природо­пользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для  осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений; объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений, места захоро­нения предков и  иные объекты, имею­щие культурную, историческую, ре­лигиозную ценность; иные части тер­риторий традиционного природополь­зования, предусмотренные законода­тельством РФ и субъектов РФ. Объ­екты историко-культурного наследия в пределах границ традиционного природопользования (древние поселения,  другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захо­ронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты) могут использо­ваться только в соответствии с их назначением.

В ст. 2 ФЗ «Об охране озера Байкал» введено понятие «Байкальская природная территория», означающее территорию, в состав которой входят озеро Байкал,  его водоохранная зона и водосборная площадь в пределах территории РФ, ООПТ, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегаю­щая к озеру Байкал территория  шириной до 200 км, на запад и северо-вос­ток от него. При этом она разделена на зоны: центральная эко­логическая зона, буферная экологическая зона, экологическая зона атмо­сферного влияния, для каждой из которых водятся специфические право­вые ре­жимы, в том числе ограничения и запреты.

ФЗ «Об охране окружающей среды» вводит понятие «природно-запо­ведный фонд» и подтверждает запрет изъятия и приватизации его земель (ч. 3-5 ст. 58), а также запрет хозяйственной и иной деятельности, оказы­вающей негативное воздействие на окружающую среду,  ведущей к дегра­дации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое приро­доохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное,  и иное ценное значение и находящихся под особой ох­раной (ст. 59).

Правовой статус особо охраняемых природных территорий и объектов определяется: а) их принадлежностью к объектам общенационального дос­тояния; б) полным или частичным изъятием из хозяйственного пользования; в) установлением особого режима охраны; г) включением в объекты госу­дарст­венной собственности; д) наличием особого порядка получения ста­туса (ре­шение СУГО);  е) наделением определенным значением – феде­ральным, ре­гиональным, местным; ж) включением в государственный ка­дастр особо ох­раняемых природных территорий или в реестр (список) объ­ектов культур­ного наследия; з) установлением статусных характеристик и режима охраны в соответствии со сложной иерархией нормативно-право­вых актов – феде­ральными законами, законами субъектов РФ, типовыми положениями, по­ложениями о конкретной ООПТ; и) установлением мер юридической ответ­ственности  за нарушение режима  особо охраняемых природных террито­рий и объектов.

В настоящее время развитие сети ООПТ определяется распоряжением Правительства от 23.05.01 № 725-р «Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории РФ в 2001-2010 гг.». В него включено 9 заповедников и 12 национальных парков.

Режим охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий следующий:

1. Государственные природные заповедники (раздел П ст. 6-11 ОО­ОПТ). Они учреждаются постановлением  правительства РФ. Территория их полностью изымается из хозяйственного оборота. Имущество государ­ственных природных заповедников является федеральной собственностью. При этом запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в заповедник. Они пол­ностью изымаются из гражданского  оборота и не могут отчуждаться и пе­реходить от одного лица к другому иными способами. На прилегающих к территории заповедника участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. На 31.12.06 г. в РФ насчитывалось чуть более ста заповедников общей площадью 33,8 млн га, из них 23 имели статус биосферных резерватов, в двух из которых (Окском и Баргузинском) были организованы биосферные полигоны. Критерии для отбора заповедных территорий и порядок их образования содержатся в «Методических указаниях по проектированию государственных природных заповедников» (1994).

Режим охраны заповедника предусматривает установление ряда запре­тов и ограничений. Так, на его территории запрещаются: а) любая деятель­ность, противоречащая его задачам и режиму; б) интродукция живых орга­низмов в целях их акклиматизации, однако реаклиматизация (восстановление) исчезнувших видов возможна; в) всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выделенных (эталонных) участках. Ограничениями являются: а) специальный порядок доступа посторонних граждан на территорию заповедника, который возможен только с разреше­ния дирекции или органа, в ведении которого находится заповедник; б) частичное хозяйственное использование отдельных участков для обеспе­чения функционирования заповедника и жизнеобеспечения проживающих на его территории граждан; в) проведение мероприятий и деятельность только в целях сохранения в естественном состоянии природных комплек­сов, их восстановления и  предотвращения их изменений; поддержания ус­ловий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, устранения угрозы для жизни людей и населенных пунктов в результате стихийных бедствий, осуществления экологического мониторинга, науч­ных исследований, эколого-просветительной работы, контроля и надзора.

Согласно Положению о государственных природных заповедниках в РФ на территории заповедников допускается установка информационных щитов, строительство и реконструкция музеев природы, визитцентров, смотровых вольер, обустройство экологических троп, смотровых площадок, проведение экскурсий, строительство и обустройство лесничеств, кордонов, зимовий, дорог, мостов, гаражей, складов, конюшен, коммуникаций, обслуживающих заповедник.

Многие заповедники – бывшие гослесхозы, чтобы не ухудшить положение бывших работниках, в них выделятся (до 5% территории) хозяйственные участки, где допускает ряд традиционных видов сельскохозяйственной деятельности (выпас скота, возделывание земельных наделов, сбор даров леса и др.). Для поправления финансов заповедников ПП РФ от 27.03.97 г. № 342 заповедникам разрешено сдавать на сторону в краткосрочную аренду (до 1 года) «относящееся к федеральной собственности имущество», в том числе недвижимость.

2. Национальные парки (раздел III ст. 12-17) – территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологиче­скую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для ис­пользования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма. На 1.01.02 г. территория 35 национальных парков составляла 6,860 млн га (0,41% площади РФ). В 20 НП имелись посторонние землепользователи, так доля такого пользования составляет 75% в НП «Переславский» (Ярославская область).

В отличие от заповедников природ­ные ресурсы, находящиеся на территории национальных парков (НП), пре­дос­тавляются им в пользование (владение), а в их границах могут нахо­дится земельные участки, принадлежащие другим пользователям либо собствен­никам, хотя НП имеют исключительное право на приобретение таких уча­стков за счет средств федерального бюджета или иных. Положе­ние о кон­кретном НП утверждается органом, в ведении которого он нахо­дится, по согласованию с МПР России. Вокруг НП создается охранная зона с огра­ниченным режимом природопользования, здесь широко занимаются эко­логическим просвещением, а также создают условия для регулируемого туризма и рекреации. Поэтому на их территории вводится дифференци­руемый режим охраны и выделяются  различные функциональные зоны (ч. 1 ст. 15): а) заповедная с запретом любой хозяйственной рекреационной деятельности; б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечивается со­хранение природных объектов, но допускается строго регулируемое посе­щение; в) познавательного туризма, предназначенная для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями; г) рекреацион­ная; д) охраны историко-культурных объектов; е) обслуживания посетите­лей, включающая места ночлега, палаточные лагеря, иные объекты обслу­живания; ж) хозяйственного назначения для обеспечения функционирова­ния национального парка.

Экологическое законодательство устанавливает ряд запретов на дея­тельность, которая может нанести ущерб охраняемым объектам либо про­тиворечит целям и задачам НП (ч. 2 ст. 15): на разведку и разработку по­лезных ископаемых; на работы, влекущие нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, изменения гидрологического режима; на пре­доставление садоводческих и дачных участков, строительство коммуника­ций, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционирова­нием национального парка; на рубки главного пользования, проходные рубки, заготовку живицы, промысловые охоту и рыболовство, промыш­ленную заготовку дикорастущих растений, сбор биологических коллекций, интродукцию живых организмов, любую деятельность, нарушающую среду обитания; на движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием НП, прогон скота вне специ­альных мест, сплав леса, организацию массовых спортивных, зрелищных мероприятий, туристских стоянок, разведение костров вне отведенных для них мест; вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность.

Кроме того, земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации, а на землях, расположен­ных в пределах территории НП, но находящихся в пользовании (собствен­ности) иных лиц, запрещается расширение и строительство новых хозяйст­венных объектов. Предусмотрено единственное исключение – на террито­рии НП все же возможно выделение зон экстенсивного хозяйственного ис­пользования, но только для обеспечения нужд граждан, относящихся к ко­ренным малочисленным народностям, ведущим традиционный образ жизни.

3. Природные парки (раздел IV ст. 18-21) являются природоохран­ными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные ком­плексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, про­светитель­ских и рекреационных целях. Различают природно-исторические и природно-этнические парки. На 1.01.05 г. в России их было  43 общей площадью 13,55 млн га. Подобно заповедникам и национальным паркам, природные парки вправе расширять свою доходную базу за счет «рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков (ст. 20).

 В отличии от других категорий особо охра­няемых природных объектов природные парки являются приро­доохран­ными рекреационными учреждениями и находятся в ведении субъ­ектов РФ, которые и принимают решения об их образовании. Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собст­венникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они за­нимаются созданием условий для отдыха, в том числе массового, и сохра­нением рек­реационных ресурсов.

Подобно заповедникам и НП, природные парки подлежат зонированию (планировке). Здесь создаются природоохранные, рек­реационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны. Законода­тельством в более общем, чем для других ООПТ, виде устанавливаются запреты и ог­раничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологиче­ской, эстетической или рекреационной ценности природного парка. Так в аренду могут сдаваться не только земельные участки, но и здания и сооружения с их инфраструктурой.

4. Государственные природные заказники (раздел V ст. 22-24) – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержа­ния экологического баланса. На 1.01.05 г. в РФ насчитывалось 68 го­сударственных природных заказников федерального значения, 3997 – ре­гионального, общей площадью 58 800 тыс. га.

Исторически заказники всегда учреждались на определенное время (обычно на 10 лет). Они учреждаются двумя способами – с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, то есть быть: а) комплексными (ландшафт­ными), предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов; б) биологическими (ботаническими и зоологическими) для охраны и вос­становления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении; в) палеонто­логическими – для охраны ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими); д) геологическими – для со­хранения неживой природы.

Запреты и ограничения, установленные  феде­ральным законодательством, носят общий характер: речь идет о деятель­ности, противоречащей целям заказников или наносящей вред охраняемым объектам. Туристического освоения заказников не предполагается, даже в форме экологического или научного туризма, поэтому правовой режим их ближе к  заповедникам, чем к национальным или природным паркам. Согласно Положению о государственных природных заказниках в РФ запрещаются рубки главного пользования и другие виды рубок, не допускается прокладка ЛЭП и других коммуникаций, геологоразведка, добыча полезных ископаемых. Запрещается выпас скота, заготовка сена, сбор орехов, ягод, грибов, семян, плодов, лекарственного сырья, заготовка живицы, охота любого вида, рыбная ловля, сбор ботанических, геологических и иных коллекций, проезд и стоянка автотранспорта, судов, устройство бивуаков, иных форм отдыха населения (ст. 24 Положения). Ряд запретов относится к хозяйствующим субъектам, чьи земли оказались в пределах заказника или по соседству с ним: распашки земель, применения пестицидов, строительства зданий, сооружения коммуникаций, сплава леса, взрывных работ, изысканий, осушения и орошения земель. Закон не предусматривает принятия положения для каждого заказника.

 Законодательство предусматривает возможность пользования природными ресурсами в особых формах на территории заказников только для предста­вителей этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

Подавляющая часть природных заказников образована на землях лесного фонда ОИВ субъектов РФ, тогда как, согласно ЛК земли лесного фонда – собственность РФ. Поскольку они располагаются в пределах земель, принадлежащих государству, их «опекают» гослесхозы.

5. Памятники природы (ПП) – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природ­ные комплексы и объекты естественного и искусственного происхождения (раздел VI ст. 25-27). Они могут иметь федеральное, региональное и мест­ное значение. В РФ  всего 28 памятников при­роды федерального значения общей площадью 19, 351 тыс. га, и более 10 тыс. – регионального, которые зани­мают 2,4 млн  га, общее количество местного значения не известно

Примерные положения о государственных природных заказниках и памятниках природы утверждены приказом Минприроды РФ от 16.01.96 г. № 20. ПП обычно много меньше чем другие ООПТ, объявление их может осуществляться с изъятием  террито­рии, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус ПП закрепляется охранным свидетельством и паспортом, они должны иметь утвержденные границе, обозначенные в натуре на местности, вокруг устанавли­ваются охранные зоны. К паспорту ПП прилагается схема с его границами и охранными зонами. Создавать для них свою администрацию не принято, но если они расположены на землях гослесфонда, то за них отвечает местный лесхоз. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.

Поскольку ПП привлекают множество туристов, то возможно проведение планировки территории, облегчающую его осмотр. Законодательство допускает выкуп территории ПП у их владельцев. Однако многие ПП находятся на участках частного владения и собственности, в этом случае владельцам и собственникам вручается охранное обязательство. Перед эти ПП подлежит официальному признанию, что фиксируется в его паспорте. По периметру ПП полагается иметь информационные знаки, однако в соответствии с законодательством о земельном планировании обозначение ПП на планах и картах не обязательно.

Законодательство не устанавливает каких либо налоговых льгот для владельцев земель, занятых ПП. Кроме этого владелец (собственник) территории, как правило, не является специалистом-экологом, поэтому с него трудно требовать хозяйской заботы о сохранности ПП. Полагающееся денежное возмещение за хозяйственные мероприятия владельцам, как правило не выплачивается.

6. Дендрологические парки и ботанические сады (раздел VП ст. 28-30). Они предназначены в первую очередь для создания биологических кол­лекций и осуществления научной, учебной, просветительской деятельно­сти. Поэтому территория их используется лишь для выполнения этих за­дач,  а земельные участки передаются в бессрочное пользование. Дендро­логические парки и ботанические сады могут иметь федеральное, регио­нальное и местное значение. В нашей стране их всего 85.

Дендрологические парки и ботанические сады обычно принадлежат научным учреждениям. Ботанические сады исторически возникли, как «аптекарские огороды» – в них разводили лекарственные растения, теперь это обычно служат целям обучения. Ботанические сады и дендрарии нередко используются в рекреационных целях, тогда с посетителей взимается плата. В малонаселенной местности в дендрариях допускается свободное посещение для всех желающих, разрешается сбор даров леса.

Территория этих садов и парков может быть разделена на функциональные зоны (ст. 29): экспозиционную (посещение которой разрешено); научно-экспериментальную (доступ в которую имеют только сотрудники) и административную. К последней причисляется и жилищно-коммунальная зона, если работники учреждения живут тут же. Внутренняя планировка необходима для освобождения дендрариев и ботанических садов от земельного налога.  Законом запрещена деятельность, не связанная с выполнением задач этих объектов или ведущая к нарушению сохранности произрастающей там флоры.

7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты (раздел VШ ст. 31-32) – территории и акватории, которые пригодны для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения, обладают природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный кли­мат, пляжи и т. п.). Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Те из них, которые освоены в достаточной степени и обладают соответствующей инфраструктурой, являются курортами. Законодательст­вом сформулированы общие запреты и ограничения деятельности, которая может ухудшить состояние этих объектов. Кроме того, для усиления за­щиты устанавливаются округа санитарной и горно-санитарной охраны, внешний контур которых является границей охраняемого объекта.

Ландшафтные признаки, позволяющие выделить лечебно-оздорови-тельные местности федерального значения, названы ПП РФ от 7.12.95 г.: наличие уникальных лечебных ресурсов природного происхождения; необходимых запасов минеральных вод, лечебных грязей и достаточных ресурсов других лечебных факторов; наличие пригодной площади для курортного строительства; наличие источников чистой пресной воды, систем энергоснабжения.

Законодательство не содержит ответа на вопрос о том, каковы юридические последствия, возникающие для владельцев земель и местных властей в случае признания той или иной территории лечебно-оздоровитель-ной местностью.[3] Чтобы придать лечебно-оздоровительной местности статус курорта, требуется заключение Минздравсоцразвития о желательном профиле будущего курорта, а также проект районной планировки. Границы курортов и их внутреннее устройство определяются проектами, утверждаемые ОИВ Федерации и субъектов РФ, в которых содержится обоснование границ округов санитарной или горно-санитарной охраны. Во всех планах и проектах по изменению местности следует учитывать экологические аспекты и отдавать приоритеты использования территории для лечения и оздоровления людей.

Сложным является вопрос о строительстве и реконструкции частных домов в пределах существующих населенных пунктах, очень часто возникают вопросы выплаты компенсации владельцам земель за налагаемые на них ограничения, в полной мере это касается и ставок земельного налога. 

Каждый округ санитарной охраны состоит из трех зон. В первой действует наиболее строгий режим, тут не должны проживать посторонние лица, не должно существовать постороннее производство. К этой зоне относятся не только сами учебные учреждения, но и их буферные зоны. Так, для лечебного пляжа внешняя граница буферной зоны должны охватывать пляж не ближе 100 м от его внешнего контура по суше и 300 м по воде.

Ко второй зоне относятся здания и сооружения, парки и скверы, где живут и отдыхают больные. Здесь запрещается строительство новых и расширение старых объектов, не относящихся к курорту.

Третья зона выполняет роль буферной зоны для всей территории курорта. Это зона запрета и ограничения для строительства и расширения нежелательных для курорта объектов. Леса всех трех зон относятся к первой группе.

Объявление местности имеющей лечебно-оздоровительное значение, а тем более учреждение курорта, накладывает серьезные ограничения на планы регионального развития, нередко ущемляя интересы проживающего здесь населения.

Практический опыт показывает, что многие ООПТ включают частные владения. При этом на них распространяются многие ограничения и запреты самой ООПТ, которые ни чем не компенсируются.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и исполь­зования окружающей природной среды и природных ресурсов ООПТ (ст. 36 ОООПТ) влечет за собой наложение в административном порядке штрафа с конфискацией орудий и продукции незаконного природо­пользо­вания или без таковой (ст. 8.39 КоАП).

Уголовная ответственность. Статьей 262 УК «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов» уста­новлено что если данное деяние по­влекло значительный ущерб, то наказа­ние – штраф до двухсот тысяч руб­лей, либо лишение права занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельно­стью на срок до трех лет, либо исправительные работы на срок до двух лет. Вопрос о признании ущерба зна­чительным зависит от конкретных об­стоятельств и решается при рассмот­рении дела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (ис­торической, культурной, научной, ме­дицинской и т. д.) значимости; тяже­сти причинен­ного вреда; способности природного ресурса к самовосста­новлению; стои­мости истребленных, по­врежденных компонентов природ­ной среды, ис­численной по соответст­вующим методикам и таксам.

Если нарушение режима ООПТ выразилось в совершенном на терри­тории заповедника или заказника загрязнении вод (ст. 250 УК), незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256), незаконной охоты (ст. 258) и других преступлений, классифицировать содеянное следует по этим статьям.

В административном  кодексе выделены специ­альные статьи, преду­сматривающие ответственность за  нарушения ре­жима охраны окружаю­щей природной среды на территориях (объектах), наделенных соответст­вующим статусом: ст. 8.12 КоАП – за нарушение режима водоохранных зон и прибрежных за­щитных полос, ст. 8.28 – за незаконную порубку, повреждение либо выка­пывание деревьев, кустарников или лиан в лесах, лесных питомниках, на плантациях, ст. 8.29 – за уничтожение местообитания животных, уничтоже­ние либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелио­ративных  систем, ст. 8.31 – за нарушение требований к охране лесов, ст. 8.32 – нару­шение правил пожарной безопасности в лесах, ст. 8.33 – правил охраны среды обитания или путей миграции животных, ст. 8.34 – установ­ленного порядка, создания, использования биологических коллекций, ст. 8.35 – уничтожение редких видов животных или растений; статьи о пося­гательствах на памят­ники истории, культуры, комплексы, в которых орга­нично соединены при­родные и культурно-исторические эле­менты (ст. 7.1), а также введены статьи, предназначенные для охраны ар­хеологиче­ского наследия (ст. 7.15).

Имущественная ответственность. Наложение штрафа не освобож­дает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и воз­мещения причиненного ущерба. Граждане и ЮЛ, причинившие ущерб природным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке, в соответствии с методиками исчисления ущерба, при­чиненного природным объектам, а при их отсутствии – по фактическим затра­там на восстановление объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 444 ГК).

 



[1] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М., 2004. С. 176.

[2] Никитин В.В. Правовые основы охраны особых природных территорий  в субъектах РФ. М., 2005. С. 3

[3] Никитин В.В. Правовые основы охраны особых природных территорий в субъектах РФ. М., 2005. С. 176.