1.3. Бизнес-планирование и
структура бизнес-плана
Каждый знает, что
невозможно, например, построить дом, не имея четкого плана. Зато при наличии
плана строительство дома превращается в понятную процедуру. В бизнесе, как и в
любом другом виде деятельности, необходим четкий план действий. Хорошо
составленный, четкий бизнес-план позволяет заранее продумать будущие действия.
Чем более детально разработать бизнес-план, тем меньше неожиданностей будет
ждать руководителя при его реализации.
Бизнес план
– документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской
деятельности. В зависимости от цели разработки бизнес-плана его структура,
состав, количество и содержание разделов могут быть различными.
Бизнес – план является документом, содержащим
маркетинговую, техническую и финансовую информацию, которая обосновывает
целесообразность инвестирования в новый проект или расширение уже действующего
бизнеса. Этот документ необходим, прежде всего, самому владельцу бизнеса, для
того чтобы определить, сколько
необходимо средств, куда и когда они будут направлены; просчитать
рентабельности бизнеса и сроки окупаемости проекта.
Бизнес – планирование
представляет собой процесс написания бизнес – плана, в котором могут принять
участие две заинтересованные стороны: инвестор, который хочет оценить
эффективность вложения средств, и исполнители, в лице консультантов или
персонала предприятия.
В первую очередь, бизнес-планирование необходимо
инвестору, так как этого в огромной мере зависит судьба его предприятия, именно
по этой причине бизнес-планирование не должно происходить без непосредственного
участия инвестора. Было бы неправильно просто заказать написание бизнес-плана
консультанту или полностью доверить это персоналу предприятия.
Бизнес-планирование дает предпринимателю возможность
четко обдумать и оформить свои идеи, проверить их жизнеспособность на бумаге
расчетным путем, в конечном счете убережет предпринимателя от множества ошибок
и ненужных затрат, сэкономит деньги, время, нервы; позволяет предпринимателю
гораздо лучше понять механизм работы предприятия и действовать в рыночной среде
намного эффективнее.
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на
следующие вопросы:
В жестких условиях
рыночной экономики важно уметь быстро реагировать на изменения, происходящие
как на самом предприятии, так и за его пределами. Составление бизнес-плана для
внешних целей включает в себя привлечение внимания потенциальных инвесторов,
убеждения в получении прибыли от вкладываемых средств и показа высокого уровня
организации труда на предприятии, а также раскрывает перед инвесторами
возможности предприятия.
Самым лучшим фактором
при вложении средств является возможность изучить бизнес-план и по нему определить
выгоду от инвестирования в предполагаемый проект, так же инвестор сможет
просчитать и риски связанные с проектом.
Единой формы
бизнес-плана не существует. При разработке структуры бизнес-плана можно
использовать стандарты, разработанные TACIS, UNIDO,
ведущими консультационными компаниями McKinsey, PricewaterhouseCoopers, KPMG, Европейским банком реконструкции
и развития и другими экспертами. Следует также обратить внимание на
рекомендации фондов поддержки предпринимательства и государственных служб занятости
населения, так как они анализируют бизнес-планы начинающих предпринимателей на
предмет финансирования.
Состав, структура и
объем бизнес-плана определяют исходя из специфики деятельности, размера
предприятия и цели составления. Каждый бизнес-план индивидуален, поэтому
предприниматель волен, конкретизировать те разделы плана, которые он считает
самыми важными. Подробно разрабатываются разделы, обосновывающие цель
составления бизнес-плана (привлечение инвестиций, финансовых партнеров,
контракты с персоналом фирмы).
Бизнес-план состоит из
нескольких обязательных разделов. Рассмотрим разделы бизнес-плана.
Раздел I. Титульный лист.
На нем, как правило, располагаются: наименование
бизнес - проекта, раскрывающее его суть; наименование и адрес организации, ФИО
руководителя организации, телефон, факс. Для индивидуального предпринимателя:
ФИО, паспортные данные, адрес фактического проживания (прописка), телефон,
факс; ФИО лица для контракта, телефон, факс. Отдельной строкой следует отразить
направление или сферу деятельности, например, производство, торговля, услуги,
переработка, здравоохранение, сельское хозяйство. Титульный лист заверяется
подписью руководителя или главного бухгалтера предприятия и печатью.
Раздел II. Информационная карта соискателя денежных
средств.
В данном разделе необходимо отразить общие сведения
об организации: регистрационные данные, форму собственности, виды деятельности
по ОКВЭД, основной вид деятельности, банковские реквизиты. По требованию
регионального Министерства экономического развития, представляющего гранд,
сведения об учредителях могут быть представлены более подробно: возраст,
занимаемая должность, образование, опыт работы, профессиональные качества,
умения и пр. Инвесторы могут потребовать и наличие подробной биографии всех
учредителей предприятия.
Раздел
III.
Аннотация бизнес - проекта и резюме бизнес-плана.
Данный раздел заполняется
частично в текстовом формате, частично в табличном. В табличном варианте проще
отразить числовые показатели (сроки реализации проекта, источники
финансирования, сроки окупаемости, рентабельность бизнеса, бюджетная
эффективность). Основная цель этого раздела – доказать что ваши товары (услуги)
имеют ценность для покупателей и будут пользоваться спросом. Другими словами
должно быть понятно, на чем вы собираетесь зарабатывать деньги. Необходимо
определить для себя и представить в бизнес-плане те преимущества своей
продукции, которые отвечают желаниям и
потребностям покупателей, но не удовлетворяются аналогичными товарами
конкурентов.
Текстовая часть раздела – резюме бизнес-плана -
включает в себя следующие разделы:
1.
Краткое описание организации
(индивидуального предпринимателя) – инициатора бизнес-проекта; описание
продукции (услуги).
2.
Место реализации бизнес-проекта.
3.
Краткое описание стратегии бизнеса.
Обоснование необходимости в данных товарах, услугах.
4.
Описание потребности в оборудовании,
инструментах и пр. (что уже есть, что вы собираетесь приобрести).
5.
Социально-экономическая полезность
бизнес-проекта. Что принесет ваш бизнес-проект региону, насколько он значим в
социальном плане?
6.
Общие сведения о потенциале рынка,
потенциальные конкуренты, их сильные и слабые стороны. Проанализируйте эти
данные и сделайте выводы, какая из этих фирм-конкурентов может помешать вам
успешно развиваться, к кому могут уйти ваши потенциальные клиенты.
7.
Характеристика производственного
помещения, офиса (собственность, аренда, покупка).
Раздел
IV.
Организационный план.
Раздел
V.
Производственный план.
Раздел включает программу
производства и реализации продукции, услуг; расчет расходов на оплату труда и
социальные нужды; характеристику основных средств, задействованных по проекту.
В программе производства и реализации продукции необходимо рассмотреть виды
продукции, которые вы планируете производить, и выручку от ее реализации. Также
составляется прогноз увеличения выпуска продукции на следующие годы.
Раздел
VI.
План маркетинга.
Данный раздел чаще
заполняется в текстовом варианте. В разделе должны быть освещены: анализ
потенциального рынка сбыта и выбор предполагаемых групп покупателей
(сегментов); стратегия маркетинга; программа реализации продукции/план продаж;
организация сбыта продукции; организация рекламной кампании.
Раздел
VII.
Финансовые результаты.
В данном разделе отражаются
финансовые результаты реализации бизнес - проекта. Необходимо определить,
насколько эффективен и финансово состоятелен проект.
Раздел
VII.
Приложения.
В качестве приложений к
бизнес - проекту представляются бухгалтерские и финансовые отчеты; аудиторские
заключения; копии рекламных проспектов; копии лицензий, разрешений,
свидетельств и иных документов, подтверждающих возможности инициатора бизнес - проекта
реализовать бизнес-проект; копии договор и протоколов о намерениях, которые в
перспективе будут способствовать реализации бизнес-плана; рекомендательные
письма; необходимые чертежи; проектно-сметная документация.
Также в качестве приложений требуется прикрепить к
технико-экономическому обоснованию (бизнес-плану) копии документов о праве
собственности на то имущество, которое планируете использовать в проекте
(здания, автомобиль, машины и агрегаты и т.п.), прайс-листы (информации о
ценах) поставщиков и конкурентов, вырезки из районных и областных газет с
информацией о рынке, поставщиках, конкурентах,
технологиях и пр.
Таким образом,
бизнес-план является лицом проекта, в котором для инвестора расписаны все
положения, при которых вкладываемые средства будут работать наиболее
эффективно. Так же инвестор сможет увидеть, при каких условиях возможны риски
для вкладываемых инвестиций.
Но как говорилось выше,
бизнес-план является инструментом не только для привлечения инвестиций, он
также важен для внутренних целей предприятия. Бизнес-план используется для
объяснения целей и задач предприятия работающему персоналу, служит для разъяснения
и определения стратегии для инвесторов и руководства предприятия, а также для
применения и лучшего использования проекта в изменяющихся рыночных условиях.
В этом случае, имея
хорошо составленный бизнес-план, можно с уверенностью прогнозировать развитие
предприятия, сделать его более легким в управлении и развитии.