2.2. Нормативно-правовое
регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
В настоящее
время все предприятия независимо от их организационно-правовой формы, вида
деятельности и принадлежности ведут бухгалтерский учет в соответствии с
действующим законодательством.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ закреплена в Законе о бухгалтерском учете и имеет четыре уровня, каждому из которых соответствуют определенные документы и органы, принимающие эти документы (табл.1).
Таблица № 1
Система
нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
Уровень регулирования |
Источники регулирования |
Документы, регулирующие учет |
Область воздействия |
Первый (законодательный) |
Государственная
дума РФ, Совет
Федерации РФ, Президент
РФ, Правительство РФ |
ГК РФ,
ФЗ «О бухгалтерском учете», ТК РФ, указы Президента и постановления
Правительства РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ |
Устанавливают
единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского
учета |
Второй (нормативный) |
Министерство
финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти |
Положения
по бухгалтерскому учету — система национальных стандартов; налогообложение
и налоговая база; организация и учет денежного обращения |
Регулируют
общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления
бухгалтерской и налоговой отчетности, правила и порядок учета отдельных
объектов бухгалтерского и налогового наблюдения |
Третий (методический) |
Министерство
финансов РФ и другие органы исполнительной власти, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования бухгалтерского учета на основе и в
развитие документов первого и второго уровней |
План
счетов бухгалтерского учета, Инструкция по его применению, Методические
рекомендации и указания по учету и налогообложению и другие аналогичные им
документы |
Определяют
схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы
оценки имущества, порядок проведения инвентаризации и отражения его
результатов, расчет налогооблагаемой базы и т. п. |
Четвертый (организационный,
уровень предприятия) |
Управленческий
персонал предприятия (руководитель, главный бухгалтер предприятия) |
Документы,
регулирующие учетную политику, рабочие документы предприятия по учету |
Выбор
форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности,
уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников |
Документы первого уровня прямо или косвенно
регулируют постановку учета в организации. В соответствии с Федеральным законом
«О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом
в РФ возложено на Правительство РФ. Основными документами на этом уровне
являются Закон о бухгалтерском учете и Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ. В этих документах законодательно
закреплены базовые принципы и правила бухгалтерского учета.
В целях соответствия организации бухгалтерского
учета в Российской Федерации международным стандартам учета и отчетности и
требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного
регулирования бухгалтерского учета. Согласно Положению о Министерстве финансов
РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273,
Министерство финансов разрабатывает и утверждает нормативные акты по
бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные
к исполнению всеми организациями на территории страны.
Второй
уровень — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положения
по бухгалтерскому учету (ПБУ) — стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие
порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий
хозяйственной деятельности.
В них разъясняются и конкретизируются принципы и базовые
правила ведения бухгалтерского учета, даются основные понятия, относящиеся к отдельным
участкам учета, возможные методы применения без конкретизации по отдельным видам
деятельности. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом
возложено на Минфин РФ. Нормативные акты ведомств не должны противоречить
документам Минфина.
На третьем
уровне конкретизируются методы применения бухгалтерских приемов и правил.
Это делается в методических указаниях (инструкциях, рекомендациях и т. п.). Эти
документы устанавливают единые методологические основы бухгалтерского учета и
отчетности на территории России для организаций и предприятий, признанных
юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от
подчиненности и форм собственности, определяют порядок организации и ведения
бухгалтерского учета и отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам
предприятий с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации,
включая органы государственного управления.
Важными элементами системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета в стране считаются План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его
применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
Такие документы разрабатываются и утверждаются Минфином
РФ, а также нормативными актами органов, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
Четвертый
уровень - организационно-распорядительная документация,
формирующая учетную политику организации.
Эти документы составляют
основу организации бухгалтерского учета
на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности,
организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
Ближайшие задачи государства
в области регулирования бухгалтерского учета состоят в разработке учетных
рекомендаций по постепенному совершенствованию бухгалтерского учета в
соответствии с требованиями международных стандартов.