2.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

В настоящее время все предприятия независимо от их организационно-правовой формы, вида деятельности и принадлежности ведут бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ закреплена в Законе о бухгалтерском учете и имеет четыре уровня, каждому из которых соответствуют определенные до­кументы и органы, принимающие эти документы (табл.1).

Таблица № 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Уровень регулирования

Источники регулирования

Документы, регулирующие учет

Область воздействия

Первый (законодатель­ный)

Государственная дума РФ,

Совет Федерации РФ,

Президент РФ, Правительство РФ

ГК РФ, ФЗ «О бух­галтерском учете», ТК РФ, указы Пре­зидента и постанов­ления Правитель­ства РФ, Положение по ведению бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

Устанавливают единые правовые и методические основы организа­ции и ведения бухгалтерского учета

Второй (нормативный)

Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнитель­ной власти

Положения по бух­галтерскому учету — система националь­ных стандартов; налогообложение и налоговая база; организация и учет денежного обраще­ния

Регулируют общие принципы организации и ведения бухгал­терского учета, представления бухгалтерской и налоговой отчет­ности, правила и порядок учета отдельных объек­тов бухгалтерско­го и налогового наблюдения

Третий

(мето­дический)

Министерство фи­нансов РФ и другие органы исполнитель­ной власти, которым федеральными за­конами предостав­лено право регули­рования бухгалтерс­кого учета на осно­ве и в развитие до­кументов первого и второго уровней

План счетов бухгалтерского учета, Инструкция по его применению, Мето­дические рекомен­дации и указания по учету и налогообло­жению и другие ана­логичные им доку­менты

Определяют схему регистра­ции и группиров­ки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведе­ния инвентариза­ции и отражения его результатов, расчет налогооб­лагаемой базы и т. п.

Четвертый (организацион­ный, уровень предприятия)

Управленческий пер­сонал предприятия (руководитель, глав­ный бухгалтер пред­приятия)

Документы, регули­рующие учетную по­литику, рабочие до­кументы предприя­тия по учету

Выбор форм и методов ведения учета и отчетнос­ти, исходя из специфики дея­тельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работни­ков

 

Документы первого уровня прямо или косвенно регулируют постановку учета в организации. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ воз­ложено на Правительство РФ. Основными документами на этом уровне являются Закон о бухгалтерском учете и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. В этих документах законодательно закреплены базовые принци­пы и правила бухгалтерского учета.

В целях соответствия организации бухгалтерского учета в Рос­сийской Федерации международным стандартам учета и отчетно­сти и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного регулирования бухгалтерского учета. Со­гласно Положению о Министерстве финансов РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, Министерство финансов разрабатывает и утверждает норматив­ные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные  к исполнению всеми организациями на территории страны.

Второй уровень — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — стандарты  бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности.

В них разъясняются и конкретизируются принципы и ба­зовые правила ведения бухгалтерского учета, даются основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возмож­ные методы применения без конкретизации по отдельным ви­дам деятельности. Общее методологическое руководство бухгал­терским учетом возложено на Минфин РФ. Нормативные акты ведомств не должны противоречить документам Минфина.

На третьем уровне конкретизируются методы применения бухгалтерских приемов и правил. Это делается в методических указаниях (инструкциях, рекомендациях и т. п.). Эти документы устанавливают единые методологические ос­новы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для организаций и предприятий, признанных юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независи­мо от подчиненности и форм собственности, определяют поря­док организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам предприятий с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской инфор­мации, включая органы государственного управления.

Важными элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране считаются План счетов бухгал­терского учета финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий и Инструкция по его применению, утвержденные прика­зом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

Такие документы разрабатываются и утверждаются Минфи­ном РФ, а также нормативными актами органов, которым фе­деральными законами предоставлено право регулирования бух­галтерского учета.

Четвертый уровень - организационно-распорядительная документация, формирующая учетную политику организации.

Эти документы составляют основу организации бухгалтерского учета  на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

Ближайшие задачи государства в области регулирования бухгалтерского учета состоят в разработке учетных рекомендаций по постепенному совершенствованию бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов.