Приложение 3

 

МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

КОРПОРАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ЦЕННОСТИ)

 

Список компетенций: 

- Приверженность ценностям, нормам и стандартам организации

- Командность

- Инициативность, активная жизненная позиция

- Ориентация на результат

- Мотивация к достижениям

- Инновационность

- Ориентация на клиента (клиент-ориентированность)

- Выносливость, готовность к нагрузкам

- Обучаемость

- Стресс-устойчивость

        

Компетенция:

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ  ЦЕННОСТЯМ, НОРМАМ И СТАНДАРТАМ        КОМПАНИИ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не информирован о правилах организации, не предпринимает усилий, чтобы соответствовать правилам организации.

Е Начальный уровень

Выполняет минимум усилий, чтобы соответствовать правилам организации и сохранить за собой рабочее место.

D Базовый уровень

Активно старается. Предпринимает  усилия, чтобы соответствовать правилам организации.

С Уровень опыта

Принимает «Правила поведения в организации».  Проявляет  лояльность, помогает коллегам с выполнением задания, уважает коллег, обладающих авторитетом.

В Уровень Эксперт

Проявляет приверженность. Понимает и активно поддерживает миссию и цели компании; выстраивает свои действия и приоритеты в соответствии с правилами компании.

А Уровень Наставник

Разрабатывает новые стандарты организации, занимается их внедрением. Передает опыт разработки и внедрения новых корпоративных стандартов.

 

Компетенция:

КОМАНДНОСТЬ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Нейтрален, пассивен, не принимает участия или не является членом какой-либо команды.

Е Начальный уровень

Сотрудничает и делится информацией. Охотно принимает участие, поддерживает командные решения, хороший «командный игрок».

D Базовый уровень

Выражает положительные ожидания  относительно других. Положительно отзывается о членах команды. Демонстрирует уважение к коллегам.

С Уровень опыта

Вносит вклад в общее дело. Выполняет свою часть работы.

В Уровень Эксперт

Строит команду. Создает дружескую атмосферу, поддерживает высокий командный дух и сотрудничество, участвует в корпоративных мероприятиях.

А Уровень Наставник

Разрешает конфликты. Делает конфликты внутри команды достоянием гласности и поощряет их успешное  решение. Делится опытом.

 

Компетенция:

ИНИЦИАТИВНОСТЬ, АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не берет на себя инициативу. Проявляет пассивность, безразличие.

Е Начальный уровень

Демонстрирует настойчивость,  предпринимает усилия для преодоления препятствий. Использует текущие возможности для решения проблемы.

D Базовый уровень

Проявляет решительность в критической ситуации. Действует быстро, когда можно подождать. Не считает, что  проблема решится сама собой.

С Уровень опыта

Действует заблаговременно на срок до двух месяцев. Создает возможности или сводит к минимуму потенциальные проблемы при помощи  дополнительных усилий (разработки новой программы, новых технологий и  т п.)

В Уровень Эксперт

Действует заблаговременно на срок от 3 месяцев до года. Проявляет проактивность и готовится к возникновению новой возможности и  проблемы, которые не очевидны для остальных. Предпринимает действия для создания возможностей для решения будущих проблем, заглядывая вперед на 3—12 месяцев.

А Уровень Наставник

Действует заблаговременно на срок 1 — 2 года (и более двух лет). Предвосхищает возникновение ситуации за 1-2 года (и более лет) до их появления и создает новые возможности для решения будущих  проблем.  Передает опыт решения проблем.

 

Компетенция:

ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не интересуется требованиями и сроками выполнения задания. Может допустить ошибки и нарушить сроки выполнения задания.

Е Начальный уровень

Проявляет интерес к требованиям по выполнению задания. Выполняет задание строго в рамках должностной инструкции и поставленных временных сроков.

D Базовый уровень

Стремится выполнить задание в соответствии с требованиями и поставленными сроками.

С Уровень опыта

Стремится выполнить задание на высоком уровне качества и в рамках установленных сроков.

В Уровень Эксперт

Стремится выполнить задание на высоком уровне качества и досрочно.

А Уровень Наставник

Ориентирован выполнить задание на высоком уровне качества и досрочно. Делится опытом, проявляет навыки наставничества.

 

Компетенция:

МОТИВАЦИЯ  К ДОСТИЖЕНИЯМ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Сосредоточен на задании. Работает упорно, но не стремится к выполнению  стандартов успешных сотрудников. Может допускать  ошибки.

Е Начальный уровень

Старается выполнить работу хорошо и правильно, стремится соответствовать стандартам успешных сотрудников, например, укладывается в бюджет, выполняет  план продаж, требования к качеству. Может расстраиваться из-за ненужных потерь, убытков или неэффективности.

D Базовый уровень

Улучшает качество исполнения. Осуществляет изменения в системе или в методах своей работы, делает что-то лучше, быстрее, с меньшими затратами, более эффективно.

С Уровень опыта

Ставит амбициозные цели.

В Уровень Эксперт

Анализирует ошибки. Использует эффективные методы работы.

А Уровень Наставник

Мотивирован на достижение и успех. Вкладывает значительные ресурсы и/или время  в улучшение исполнения, пробует что-то новое, добивается амбициозных, сложных  целей (например, использует инновационные технологии в профессиональной деятельности).  Ободряет и поддерживает подчиненных в мотивации на достижение и успех.

 

Компетенция:

ИННОВАЦИОННОСТЬ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не делает ничего нового. К инновациям не стремится.

Е Начальный уровень

Вносит новое для работы или для части работы. В целях повышения исполнения делает то, что прежде не делалось в этой работе, но, возможно, делалось где-то еще в организации.

D Базовый уровень

Привносит новое в деятельность организации. Повышает исполнение, делая что-то новое и отличающееся (чего не делалось в организации, не обязательно нечто новое в данной компании или отрасли).

С Уровень опыта

Привносит новое в работу отрасли. Повышает исполнение, совершая нечто уникальное, смелое и новое в образовательном учреждении или сфере образования.

В Уровень Эксперт

Преобразование. Делает настолько новое и эффективное, что оно преобразует деятельность учреждения или сферу образования.

А Уровень Наставник

Осуществляет принципиально новое развитие. Совершает революционное преобразование в образовательном учреждении или сфере образования. Выступает лидером инноваций, передает опыт инновационной деятельности.

 

Компетенция:

ОРИЕНТАЦИЯ НА КЛИЕНТА (КЛИЕНТ-    ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ)

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Выражает негативное отношение к клиентам. Произносит общие негативные  оценки в адрес клиентов.

Е Начальный уровень

Фокусируется на собственных знаниях, а не на потребностях клиента.  Неточно знает потребности клиента.

D Базовый уровень

Сопровождает. Доводит до конца запросы клиентов, их требования и жалобы.

С Уровень опыта

Поддерживает ясное общение с клиентом на предмет взаимных ожиданий. Проверяет удовлетворенность клиента. Распространяет полезную информацию для клиентов. Предоставляет дружественное, ободряющее обслуживание.

Проявляет личную ответственность. Быстро и без оправданий исправляет проблемы, возникающие в  обслуживании клиентов.

В Уровень Эксперт

Действует, чтобы улучшить ситуацию. Предпринимает конкретные попытки  улучшить дела клиента. Испытывает положительные ожидания по отношению к клиенту.

Обращается к скрытым потребностям. Ищет информацию о реальных, скрытых потребностях клиента.

А Уровень Наставник

Ориентирован на долгосрочную перспективу. Работает так, чтобы сформировать удовлетворенного, долгосрочного клиента.

Действует как доверенный советник клиента. Выстраивает независимое мнение о потребностях клиента, возможностях/проблемах и возможностях внедрения, рекомендует соответствующие подходы, новые и отличные от тех, которые запросил клиент. Принимает непосредственное участие в процессе принятия решения клиентом. Передает опыт работы с клиентами.

 

Компетенция:

ВЫНОСЛИВОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ К НАГРУЗКАМ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Снижает качество работы в условиях нагрузок, проявляет неточность в работе, увеличивает количество ошибок, демонстрирует усталость, выгорание.

Е Начальный уровень

Поддерживает привычное качество работы в условиях нагрузок. Не проявляет ухудшения в работе, также нет улучшений.

D Базовый уровень

Улучшает качество работы в условиях нагрузок за счет повышения самоконтроля и мотивации.

С Уровень опыта

Существенно улучшает качество работы в условиях нагрузок, а также сокращает сроки выполнения задания при помощи обучения новым технологиям и повышения профессиональной компетентности.

В Уровень Эксперт

Проявляет способность к развитию в условиях нагрузок, высокая интенсивность труда выступает мобилизующим и развивающим фактором.

А Уровень Наставник

Активно ищет работу, связанную с нагрузками и стрессом, в данных условиях чувствует себя комфортно. В условиях интенсивного напряжения работает на высоком уровне качества, в рамках установленного срока выполнения задания или сокращая затраченное время. Передает опыт эффективной работы в условиях нагрузок.

 

Компетенция:

ОБУЧАЕМОСТЬ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Проявляет барьеры к обучению новой информации и новым навыкам. Не мотивирован на обучение, сопротивляется обучению новым навыкам.

Е Начальный уровень

Учится в условиях планового обучения со сниженной мотивацией. Посещает плановые тренинги, не проявляет активность в обучении.

D Базовый уровень

Учится в условиях планового обучения на среднем уровне мотивации. Посещает плановые тренинги, выполняет задания преподавателя, не проявляет собственную активность в обучении.

С Уровень опыта

Учится в условиях планового обучения на среднем уровне мотивации, проявляет интерес к отдельным заданиям. Посещает плановые тренинги, выполняет задания преподавателя, проявляет активность и интерес к отдельным заданиям.

В Уровень Эксперт

Учится в условиях планового обучения на высоком уровне мотивации. Посещает плановые тренинги, выполняет задания преподавателя, проявляет активность и интерес к отдельным заданиям, но не внедряет новую информацию и новые навыки в работе.

А Уровень Наставник

Учится в условиях планового обучения на высоком уровне мотивации, проявляет инициативу в планировании обучения, предлагает новые темы для тренингов. Оперативно внедряет новую информацию и новые навыки в работе. Передает опыт внедрения новых навыков.

 

Компетенция:

СТРЕСС-УСТОЙЧИВОСТЬ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Проявляет барьеры к работе в условиях стресса. Существенно снижает эффективность работы в условиях стресса. Испытывает эмоциональное напряжение, допускает серьезные ошибки.

Е Начальный уровень

Работает в условиях стресса со средне-сниженной эффективностью. Заметно снижает эффективность работы, допускает ошибки.  

D Базовый уровень

Работает в условиях стресса без снижения эффективности. Допускает незначительные ошибки.

С Уровень опыта

Работает в условиях стресса без снижения эффективности. Ошибок не допускает.

В Уровень Эксперт

Работает в условиях стресса с повышением эффективности в работе. Проявляет активность и мотивацию к работе, самостоятельно стрессовые условия не организует.

А Уровень Наставник

Работает в условиях стресса с существенным повышением эффективности в работе. Самостоятельно организует стрессовые условия как мотиватор и вызов в своей работе: уменьшает время выполнения задания, работает в условиях многозадачности, стремится к профессиональной конкуренции. Передает опыт эффективной саморегуляции в условиях стресса.

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ (МЕНЕДЖЕРСКИЕ) КОМПЕТЕНЦИИ

 

Список компетенций

Стратегические компетенции:

- Видение развития организации

Организационные компетенции:

- Информированность и принятие организационной политики учреждения

- Управленческая деятельность

Управление персоналом:

- Работа с персоналом. Способность к лидерству

- Способность влияния на других

- Ориентация на развитие подчиненных. Руководство как наставничество. Делегирование

- Директивность в управлении

- Мотивирование подчиненных

- Организация обратной связи с подчиненными

 

Стратегические компетенции

Компетенция:

ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не имеет стратегического видения (образа будущего) развития организации. Формирует ситуационные цели, управляет бизнес-процессами и персоналом на уровне операционного менеджмента.

Е Начальный

   уровень

Формирует стратегическое видение организации с горизонтом планирования один год. Формулирует цели развития организации  и планирует ресурсы на год.

D Базовый

    уровень

Имеет стратегическое видение развития  организации с горизонтом планирования один год, работает над формулированием стратегических целей и планированием ресурсов на три года.

С Уровень опыта

Имеет стратегическое видение развития  организации с горизонтом планирования три  года, работает над формулированием стратегических целей и планированием ресурсов на пять лет.

В Уровень

    Эксперт

Имеет стратегическое видение развития организации с горизонтом планирования пять лет, работает над формулированием более долгосрочных стратегических целей и планированием ресурсов – более пяти лет.

А Уровень

   Наставник

Имеет стратегическое видение развития организации с горизонтом планирования более пяти лет. Масштабно планирует развитие региона, отрасли в долгосрочной перспективе, с горизонтом планирования более пяти лет. Передает опыт формирования видения другим.

 

Организационные компетенции

Компетенция:

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ПРИНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ          ПОЛИТИКИ          УЧРЕЖДЕНИЯ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не придерживается структуры организации. Игнорирует или пренебрегает организационной структурой  организации.

Е Начальный

   уровень

Понимает формальную структуру. Признает или описывает (использует) формальную структуру и иерархию организации.

D Базовый

    уровень

Понимает неформальную структуру. Понимает и может пользоваться неформальными структурами (определяет неформальных лидеров,  влияющих на принятие решения).

С Уровень опыта

Понимает климат и культуру организации.  Пользуется корпоративной культурой, принимает стандарты, правила и запреты, принятые в организации.

В Уровень

    Эксперт

Понимает организационную политику. Понимает и управляет политическими взаимодействиями в организации.

А Уровень

   Наставник

Понимает скрытые организационные проблемы. Понимает причины скрытых политических  проблем, управляет ими. Передает политический опыт другим.

 

 

 

Компетенция:

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Управляет организацией (подразделением, персоналом) на основе интуиции. Часто сталкивается с форс-мажорными ситуациями в работе.

Е Начальный

   уровень

Управляет организацией (подразделением) на основе оперативного менеджмента. Редко сталкивается с форс-мажорными  ситуациями в работе.

D Базовый

    уровень

Управляет организацией (подразделением, персоналом) на основе стратегического менеджмента.

С Уровень опыта

Управляет организацией (подразделением) на основе стратегического и инновационного менеджмента.

В Уровень

    Эксперт

Управляет организацией (подразделением) на основе стратегического и инновационного менеджмента.

А Уровень

   Наставник

Управляет организацией (подразделением) на основе стратегического и инновационного менеджмента. Передает опыт эффективного управления другим.

 

Управление персоналом

Компетенция:

РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ. СПОСОБНОСТЬ К ЛИДЕРСТВУ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не проявляет лидерство или отказывается. Отказывается или не может быть лидером, например, не в состоянии дать указания о направлении деятельности,  когда это нужно подчиненным.

Е Начальный

   уровень

Руководит совещаниями. Руководит совещаниями — оглашает  регламент   совещания и цели, контролирует время, назначает задания.

D Базовый

    уровень

Информирует людей. Оповещает о происходящем людей, на которых влияет принятое решение. Должен удостовериться, что группа имеет всю необходимую информацию. Может объяснить причины решения.

С Уровень опыта

Справедливо пользуется авторитетом. Авторитет признается подчиненными, коллегами и сотрудниками подразделения. Повышает эффективность команды при помощи укрепления командного духа и увеличения продуктивности.

В Уровень

    Эксперт

Заботится о группе. Защищает группу и ее репутацию по отношению к более крупной компании или обществу в целом: добивается для группы нужного персонала, ресурсов, информации.

А Уровень

   Наставник

Позиционирует себя как лидер. Гарантирует, что другие выиграют от миссии, целей, планов, климата и политики лидера. Подает хороший пример, обладает харизмой. Гарантирует выполнение всех заданий группой (заслуживающий доверия лидер). Передает опыт управления персоналом.

 

Компетенция:

СПОСОБНОСТЬ ВЛИЯНИЯ НА ДРУГИХ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не проявляет способности влияния на других. Не выказывает попытки повлиять или убедить других.

Е Начальный

   уровень

Выражает намерение, но не предпринимает конкретных действий. Выражает заботу о своей репутации, статусе и внешности, но не предпринимает реальных усилий.

D Базовый

    уровень

Убеждает без адаптации к мнениям сотрудников. Не предпринимает явных попыток адаптироваться к уровню и интересам аудитории.

С Уровень опыта

Адаптирует презентацию или обсуждение, чтобы они были созвучны интересам и уровню других. Прогнозирует восприятие слушателей.

В Уровень

    Эксперт

Планирует работу с возражениями сотрудников. Моделирует поведение, ожидаемое от других, подготавливает ответы на возражения слушателей.

А Уровень

   Наставник

Оказывает дополнительное  влияние,  пользуется экспертами или  третьей стороной;  приводит аргументированные доводы. Управляет политическими силами внутри компании, выстраивает поддержку идей, пользуется знаниями и навыками о закономерностях групповых процессов, чтобы  направлять группу. Передает опыт влияния другим.

 

Компетенция:

ОРИЕНТАЦИЯ НА РАЗВИТИЕ  ПОДЧИНЕННЫХ. РУКОВОДСТВО КАК          НАСТАВНИЧЕСТВО. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Препятствует развитию подчиненных. Выражает стереотипные или персонально негативные ожидания,  снижает статус  подчиненных.

Е Начальный

   уровень

Нет поведенческих проявлений или не выражает явных усилий для развития других. Сосредотачивается на хорошем исполнении своей работы.

D Базовый

    уровень

Выражает позитивные ожидания по отношению к другим. Дает  положительные комментарии по отношению к способностям или потенциалу других людей. Верит, что другие могут и хотят учиться.

С Уровень опыта

Дает подробные инструкции и/или демонстрирует  навыки в процессе работы. Рассказывает, как выполнять задание, дает конкретные полезные советы.

В Уровень

    Эксперт

Указывает причины, подбадривает, поощряет. Дает указания или проводит демонстрации с указанием причин или логических обоснований в качестве стратегии обучения.  Оказывает практическую и психологическую  поддержку  для облегчения работы (предлагает дополнительные ресурсы, инструменты, информацию, квалифицированный совет). Задает вопросы, чтобы убедиться в том, что его объяснение  были поняты правильно. Подбадривает.

А Уровень

   Наставник

Осуществляет долгосрочное наставничество или обучение. Организует полезные задания  для  обучения и развития других людей. Также мотивирует людей самостоятельно искать решения проблем.

Создает новые подходы в развитии и обучении. Создает новые программы,  проектирует новые подходы к обучению, организует обмен успешным опытом.

Полностью передает полномочия, делегирует. После оценки компетенций подчиненных полностью передает им полномочия и ответственность со свободой выполнять задание так, как они считают нужным, включая возможность совершать ошибки и учиться на них.

Награждает за хорошее развитие. Продвигает или организует продвижение для особо компетентных подчиненных в качестве награды или развивающего опыта; или дает другие награды за хорошее исполнение.

 

Компетенция:

ДИРЕКТИВНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не отдает приказаний и  указаний, когда это  требуется по работе. Подчиненные обычно жалуются, что они не знают, что от них ожидает руководитель. 

Е Начальный

   уровень

Дает основные, повседневные указания,  ясно выражает  требования.

D Базовый

    уровень

Дает подробные указания. Делегирует повседневные задания, чтобы освободить себя для  важных, долгосрочных задач, или дает указания с очень конкретными подробностями.

С Уровень опыта

Требует эффективного исполнения. Устанавливает стандарты в одностороннем порядке,  требует высокий уровень исполнения,  настаивает на соответствии с собственными приказами  в форме  требований.

Контролирует исполнение на соответствие четким стандартам.

В Уровень

    Эксперт

Оценивает результаты работы подчиненных. Применяет наказание или награду для контроля. Например: «Если вы хорошо справитесь с работой, то получите вознаграждение, а если плохо, то...»

А Уровень

   Наставник

При необходимости увольняет или избавляется от плохих исполнителей, без ненужных сомнений, после попыток заставить их стать лучше, и после проведения соответствующих правовых процедур. Объясняет подчиненным причины увольнения.

 

Компетенция:

МОТИВИРОВАНИЕ ПОДЧИНЕННЫХ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не заботится о мотивировании подчиненных.  Не учитывает целей и ожиданий со стороны подчиненных.

Е Начальный

   уровень

Использует методы только материальной мотивации. Не использует методы нематериальной мотивации.

D Базовый

    уровень

Использует методы материальной и нематериальной мотивации. Не применяет персональный подход в мотивировании подчиненных.

С Уровень опыта

Использует методы материальной и нематериальной мотивации. Применяет персональный подход в мотивировании подчиненных.

В Уровень

    Эксперт

Применяет мотивационный стиль в управлении, формирует персональную лояльность и укрепляет собственный авторитет у сотрудников.

А Уровень

   Наставник

Проявляет высокую самомотивацию в работе, мотивирует отношением к делу. Передает опыт мотивации сотрудников другим.

 

Компетенция:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С ПОДЧИНЕННЫМИ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не дает обратной связи подчиненным. Не формулирует оценку успешности выполненного задания. 

Е Начальный

   уровень

Дает краткую, не развернутую оценку уровня успешности выполненного задания. Не формулирует рекомендаций по улучшению показателей, не показывает зону развития компетентности подчиненного.

D Базовый

    уровень

Дает развернутую оценку уровня успешности выполненного задания. Формулирует краткие рекомендации по улучшению показателей в работе подчиненного.

С Уровень опыта

Дает развернутую оценку уровня успешности выполненного задания. Формулирует подробные рекомендации по улучшению показателей в работе подчиненного.

В Уровень

    Эксперт

Дает развернутую оценку уровня успешности выполненного задания и поддерживает творческий поиск в работе подчиненного. Поощряет к достижениям и поиску новых, эффективных методов в работе.

А Уровень

   Наставник

Поощряет к достижениям и поиску новых, эффективных методов в работе. Выступает инициатором нововведений, стимулирует инновационные процессы в организации (подразделении).  Выступает руководителем-наставником, показывает ближайшую зону развития компетентности подчиненного.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Список компетенций:

Ориентация на высокое качество работы:

- Контроль за порядком и качеством

- Ориентация на поиск информации

Навыки эффективных коммуникаций:

- Коммуникабельность (общительность)

- Ориентация на понимание других

- Эмпатия в общении

Интеллектуальные навыки:

- Проявление аналитических способностей

- Проявление концептуального мышления

Профессиональная подготовка, развитие:

- Уровень профессиональной подготовки

- Широта профессиональной подготовки

- Ориентация на профессиональное развитие

- Ориентация на распространение профессиональных знаний

 

Ориентация на высокое качество работы

Компетенция:

КОНТРОЛЬ ЗА ПОРЯДКОМ И КАЧЕСТВОМ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Не контролирует порядок на работе. Контроль за порядком и качеством выполняет руководитель или другой сотрудник.

E  Начальный уровень

Поддерживает организацию и чистоту рабочего места. Поддерживает в порядке  рабочее место: стол, файлы, орудия труда и пр.

D  Базовый уровень

Демонстрирует  заботу о порядке и качестве. Хочет, чтобы  задания и ресурсы были  ясными и желательно в письменном виде.

С  Уровень опыта

Проверяет собственную работу. Проверяет тщательность информации или свою работу.

В  Уровень

  Эксперт

Контролирует продвижение проекта и работу других. Контролирует качество работы других, проверяет соблюдение процедур и технологии. Контролирует продвижение проекта по этапам или конечным срокам. Контролирует данные, выявляет слабые стороны или недостаточные данные и ищет информацию для поддержания качества реализации проекта.

А  Уровень

  Наставник

Разрабатывает системы. Разрабатывает и применяет системы для организации и отслеживания информации. Устанавливает новые, подробные комплексные системы для увеличения порядка и повышения качества данных. Делится опытом.

 

Компетенция:

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Не проявляет навык ориентации. Не ищет дополнительную информацию, довольствуется той, что есть.

E  Начальный уровень

Задает вопросы. Задает  вопросы доступным в данный момент людям, консультируется у доступных источников.

D  Базовый уровень

Стремится получить персональную информацию. Лично старается увидеть проблему.

С  Уровень опыта

Ориентирован на глубокий анализ информации.  Задает ряд исследовательских вопросов, чтобы понять причину ситуации или проблемы глубже, чем поверхностное представление.

В  Уровень

  Эксперт

Проводит исследование. Предпринимает систематические усилия для получения нужных данных, проводит исследование при помощи всех доступных источников.

А  Уровень

  Наставник

Пользуется своей постоянной системой. Имеет персонально установленные постоянные системы  по сбору различной информации.

Подключает других. Подключает других людей  и дает им задание искать информацию.

 

Навыки эффективных коммуникаций

Компетенция:

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ (ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ)

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Избегает контактов, проявляет замкнутость.

E  Начальный уровень

Принимает приглашения. Принимает приглашения или другие попытки завязать дружеские отношения от других людей, но не приглашает сам или не выходит за рамки установленных рабочих отношений.

D  Базовый уровень

Поддерживает относящиеся к работе контакты. Поддерживает формальные рабочие взаимоотношения.

С  Уровень опыта

Время от времени совершает неформальные контакты. Иногда инициирует неформальные или повседневные отношения на работе, говорит о детях, спорте, новостях и т. д.

В  Уровень

  Эксперт

Строит взаимопонимание. Часто инициирует на работе неформальные разговоры с коллегами или клиентами.

А  Уровень

  Наставник

Поддерживает социальные контакты. Иногда  добивается дружеских отношений с коллегами или клиентами вне работы в клубах, ресторанах и пр.

 

Компетенция:

ОРИЕНТАЦИЯ НА  ПОНИМАНИЕ  ДРУГИХ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Не проявляет ориентацию  на понимание других.

E  Начальный уровень

Понимает либо эмоции, либо содержание. Понимает либо текущие эмоции, либо  содержание, но не то и другое вместе.

D  Базовый уровень

Понимает эмоции  и содержание. Понимает и текущие эмоции, и содержание.

С  Уровень опыта

Понимает потребности, которые проявляются в чувствах и эмоциях.

В  Уровень

  Эксперт

Понимает скрытые проблемы как  причину  переживаний.

А  Уровень

  Наставник

Понимает сложные скрытые вопросы и  причины долгосрочных скрытых отношений других людей, моделей их поведения или проблем. Делится опытом понимания людей.

 

Компетенция:

ЭМПАТИЯ В ОБЩЕНИИ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Не сочувствует. Оскорбляет других, заставляя их «закрыться» перед ним.

E  Начальный уровень

Не проявляет сочувствия. Нейтрален, безразличен в общении.

D  Базовый уровень

Слушает, когда к нему обращаются другие. Может задавать вопросы, старается понять других.

С  Уровень опыта

Всегда доступен  для слушания. «Держит дверь открытой», прилагает все усилия, чтобы понять других.

В  Уровень

  Эксперт

Прогнозирует реакцию окружающих. Пользуется пониманием, основанным на слушании и наблюдении, для подготовки к реакциям окружающих.

А  Уровень

  Наставник

Слушает отзывчиво. Осознает заботы людей,  реагирует на потребности людей.

Действует с целью помочь. Помогает людям справляться с  проблемами.

 

Интеллектуальные навыки

Компетенция:

ПРОЯВЛЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Не проявляются в поведении. Делает каждое дело по мере его появления, реагирует на насущные потребности или запросы.

E  Начальный уровень

Анализирует проблемы.  Структурирует проблемы, разбивая их  на простые задачи и действия.

D  Базовый уровень

Проводит простой анализ, выделяет причинно-следственные связи или принимает решения, взвешивая  аргументы  за и против. Расставляет приоритеты  в порядке важности.

С  Уровень опыта

Видит сложность и множественность отношений. Анализирует взаимоотношения между несколькими аспектами проблемы или ситуации. Систематизировано разделяет сложное задание на управляемые элементы. Видит несколько возможных причин событий или несколько последствий действий. Заранее предвидит препятствия и думает  о следующих  действиях.

В  Уровень

  Эксперт

Составляет сложные планы или проводит сложный анализ. Систематически анализирует сложную проблему или процесс на составные элементы (этапы), пользуется несколькими аналитическими техниками для решения сложных проблем, выстраивает длинные цепочки причинных связей.

А  Уровень

  Наставник

Составляет очень сложные планы или проводит очень сложный анализ. Систематически анализирует многомерные проблемы и  процессы; пользуется несколькими аналитическими техниками для определения нескольких решений и оценивает ценность каждого решения. Делится опытом анализа проблем.

 

Компетенция:

ПРОЯВЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Не пользуется абстрактными концепциями. Мыслит  конкретно.

E  Начальный уровень

Пользуется практическими правилами, здравым смыслом и прошлым опытом для определения проблем или ситуаций.

D  Базовый уровень

Распознает модели. Наблюдает несоответствия, тенденции и взаимосвязь данных, видит важнейшие различия между текущей ситуацией и событиями, имевшими место в прошлом. Оперирует интуицией.

С  Уровень опыта

Применяет сложные концепции, адаптирует  комплексные научные концепции или методы для решения конкретных практических проблем.

В  Уровень

  Эксперт

Упрощает сложность. Собирает идеи, вопросы и наблюдения в единую концепцию, имея четкое представление. Выделяет ключевой фактор в сложной ситуации.

Создает новые простые концепции. Определяет проблемы и ситуации, которые неочевидны другим и неизвестны им на основе предшествующего знания или опыта.

А  Уровень

  Наставник

Создает новые концепции по сложным вопросам. Создает множество концепций, гипотез или объяснений для данной ситуации или определяет полезные отношения между сложными данными из межпредметных  областей.

Создает новые модели. Создает новые модели или теории, которые объясняют сложную ситуацию или проблему и  объединяют противоречащие данные.

 

Профессиональная подготовка, развитие

Компетенция:

УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Первичная подготовка. Осуществляет простые, повторяющиеся задания, которые  можно освоить за несколько дней.

E  Начальный уровень

Элементарная профессиональная подготовка. Выполняет различные обязанности, которые обычно имеют установленную последовательность.  Требуется от нескольких недель до нескольких месяцев, чтобы полностью освоить их.

D  Базовый уровень

Профессиональная подготовка. Выполняет ряд обязанностей, эффективное завершение которых требует некоторого планирования и организации, для чего требуется окончание средней школы и опыт от шести месяцев до двух лет.

С  Уровень опыта

Продвинутая профессиональная подготовка. Выполняет на продвинутом профессиональном уровне множество сложных заданий, достижение и результаты которых требуют тщательного планирования и организации. Как правило, нужны специализированные курсы обучения или опыт работы от двух до четырех лет.

Базовый профессионализм. Предоставляет профессиональные или управленческие услуги, например, проектирует и внедряет официальные программы, осуществляет руководство и профессиональное консультирование других руководителей и профессионалов. Как правило, требуется специальное  образование.

В  Уровень

  Эксперт

Проверенный профессионал. Оказывает очень продвинутые или специализированные профессиональные или управленческие услуги. Обычно требует очень широкого обучения, например, ученую степень,  с последующим применением прикладного опыта в течение нескольких лет в специализированной области.

А  Уровень

  Наставник

Совершенное владение профессией/специальностью. Выдающийся авторитет. Национально/международно признанный авторитет в нестандартной сложной профессиональной или научной сфере.

 

 

Компетенция:

ШИРОТА (МАСШТАБ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Отсутствует. Индивидуальный участник, не несет ответственности за координацию или надзор за работой других.

E  Начальный уровень

Однородная рабочая единица/функция.

Персонал: интегрирует связанные между собой функции сотрудников.

Команда/проект: лидер команды/проекта в рамках однородной рабочей структуры.

D  Базовый уровень

Отделение/неоднородное/пересечение функций. Линия: руководит разными рабочими группами или проектами, управляемыми подчиненными  или руководителями.

Персонал: руководит функциями — финансами, человеческими ресурсами, — которые воздействуют на организационную единицу.

Команда/проект: руководит проектной командой, куда входят члены разных организационных единиц.

С  Уровень опыта

Несколько отделений/неоднородные рабочие единицы. Линия: руководит заводом, районом или филиалом, куда входят несколько отделений или функций.

Персонал: интегрирует несколько функций персонала.

Команда/проект: координирует крупные мультидисциплинарные команды или проекты, управляемые подчиненными руководителями.

В  Уровень

  Эксперт

Руководит проектом или продуктом на уровне организационной единицы.

А  Уровень

  Наставник

Руководит крупной организацией, состоящей из множества отделений.

Передает управленческий опыт.

 

Компетенция:

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Проявляет сопротивление и  барьеры в обучении. Сопротивляется новым идеям и технологиям.

E  Начальный уровень

Проявляет нейтральность. Не интересуется новыми   профессиональными знаниями, но и не оказывает активного сопротивления.

D  Базовый уровень

Интересуется новыми знаниями. Сам узнает последнюю информацию, активно поддерживает навыки на современном уровне.

С  Уровень опыта

Расширяет базу знаний. Приобретает новую информацию в небольшом масштабе по существующему проекту, активно проявляет любознательность и выявляет новое, делает открытия за пределами своей сферы деятельности.

В  Уровень

  Эксперт

Приобретает новые  знания. Предпринимает значительные усилия для формирования новых навыков или поддерживает обширную сеть технических/профессиональных контактов, чтобы быть в курсе нового.

А Уровень

  Наставник 

Обучает других новым навыкам профессионального развития. Делится опытом профессионального развития, получения новой информации и обучения новым технологиям.

 

Компетенция:

ОРИЕНТАЦИЯ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F  Уровень некомпетентности

Не делится опытом. Придерживает технические знания, держит в тайне от коллег свои знания и опыт.

E  Начальный уровень

Отвечает на отдельные рабочие вопросы. Распространяет текущую информацию по отдельным рабочим вопросам.

D  Базовый уровень

Решает текущие профессиональные задачи, состоящие из комплекса вопросов.  Распространяет комплексную информацию по текущим профессиональным задачам.

С  Уровень опыта

Решает профессиональные проблемы.  Идет дальше простого ответа на вопросы или помогает решить проблемы других людей.

В  Уровень

  Эксперт

Выступает в роли эксперта и консультанта: предлагает личную экспертизу для улучшения исполнения или решения  проблем других.

А Уровень

  Наставник

Выступает наставником, проводит мастер-классы. Публикует новые технологии или статьи  о новых технологиях и методах в профессиональных или технических журналах.

 

         КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Список компетенций:

- Самоменеджмент

- Самоконтроль

- Самомотивация в работе

- Уверенность в себе

- Отношение к неудачам

- Гибкость, способность к эффективной работе в условиях изменений

 

 

Компетенция:

САМОМЕНЕДЖМЕНТ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не планирует рабочее время, задерживает выполнение рабочих задач. Подчиняется общему потоку рабочих задач в ходе производственного процесса.

Е Начальный уровень

Не планирует рабочее время, задачи выполняет в срок. Вовремя решает рабочие задачи и поручения со стороны высшего руководства.

D Базовый уровень

Контролирует рабочее время. Имеет формулу рабочего времени, устанавливает сроки выполнения рабочих задач и поручений, получаемых со стороны  руководства.

С Уровень опыта

Контролирует рабочее время свое и подчиненных для выполнения текущих задач. Имеет формулу рабочего времени, выделяет приоритеты, устанавливает список дел, выполняет текущие задачи и оперативные поручения со стороны руководства.

В Уровень

    Эксперт

Контролирует и планирует рабочее время свое и подчиненных для выполнения среднесрочных задач. Организует и планирует рабочее время  свое и подчиненных по выполнению среднесрочных задач.

А  Уровень

    Наставник

Контролирует и планирует рабочее время свое и подчиненных для выполнения долгосрочных задач. Организует и планирует рабочее время свое и подчиненных для выполнения долгосрочных задач и стратегических поручений со стороны высшего руководства. Делится опытом по самоорганизации рабочего времени.

 

 

Компетенция:

САМОКОНТРОЛЬ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Теряет контроль. Собственные эмоции мешают эффективно работать. Проявляет раздражительность и теряет самообладание под воздействием стресса.

Е Начальный уровень

Избегает стресса. Избегает людей и ситуаций, которые провоцируют негативные эмоции.

D Базовый уровень

Контролирует эмоции и реагирует спокойно. Испытывает сильные эмоции, такие как гнев или раздражение; контролирует эти эмоции, не проявляя их во внешнем поведении. Результативно работает в условиях стресса.

С Уровень опыта

Эффективно управляет стрессом. Пользуется техниками управления стрессом для контроля эмоций, предотвращает потерю самообладания, эффективно справляется с текущими стрессами.

В Уровень

    Эксперт

Реагирует конструктивно. Контролирует сильные эмоции и другие стрессы, конструктивно реагирует на источник проблемы.

А  Уровень

    Наставник

Успокаивает других в  стрессовых ситуациях и контролирует собственные эмоции. Передает опыт саморегуляции в стрессовой ситуации.

 

Компетенция:

САМОМОТИВАЦИЯ К ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЕ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Избегает работы или отсутствует. Уклоняется от работы.  Требует постоянного контроля.

Е Начальный уровень

Работает самостоятельно, без внешнего контроля.

D Базовый уровень

Совершает дополнительные усилия. Работает дополнительное время, по ночам, выходным дням  с целью своевременного выполнения задач.

С Уровень опыта

Делает больше, чем требуется. Расширяет свои должностные обязанности,  берет на себя дополнительные задания.

В Уровень

    Эксперт

Делает намного больше, чем требуется. Начинает и выполняет новые проекты.

А  Уровень

    Наставник

Задействует других в  дополнительных усилиях (например,  организует поддержку своей семьи, коллег по работе, членов своей группы, обычно на добровольной основе). Передает опыт самомотивации к работе.

 

Компетенция:

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Не проявляет уверенности в своих силах  или избегает трудностей. Полагается на других.

Е Начальный уровень

Демонстрирует уверенность в себе. Принимает независимые решения. Работает без постоянного контроля.

D Базовый уровень

Демонстрирует волю или производит сильное впечатление. Принимает или выполняет решения, несмотря на несогласие других.

С Уровень опыта

Выражает уверенность в своих возможностях.  Оценивает свои возможности выше по сравнению с  другими людьми. Выражает уверенность в своих суждениях.

В Уровень

    Эксперт

Обосновывает уверенную позицию в конфликтах.

А  Уровень

    Наставник

Добровольно ищет трудностей. Доволен или возбужден при получении трудных заданий. Ищет дополнительную ответственность. Выражает несогласие с руководством или сотрудниками вежливо или тактично, четко и уверенно выражает свою позицию в конфликтах с подчиненными. Передает опыт развития уверенности в себе.

 

Компетенция:

ОТНОШЕНИЕ К  НЕУДАЧАМ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Находит логические объяснения или винит в неудаче других или обстоятельства.

Е Начальный уровень

Проявляет повышенное самообвинение (самокопание). Во всех ошибках видит только собственную вину.

D Базовый уровень

Берет на себя ответственность. Воспринимает неудачи или проступки со стороны неправильных собственных действий: «Я неверно оценил ситуацию».

С Уровень опыта

Учится на своих ошибках. Анализирует собственное исполнение, чтобы понять неудачи и улучшить будущее исполнение. Конструктивно оценивает влияние внешних факторов и действия других людей.

В Уровень

    Эксперт

Признает свои ошибки  и действует, чтобы их исправить.  Не повторяет допущенных ошибок.

А  Уровень

    Наставник

 

Накапливает экспертный опыт исправления ошибок. Передает опыт исправления ошибок другим.

 

 

Компетенция:

ГИБКОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ К ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ          ИЗМЕНЕНИЙ

Уровни выраженности

Поведенческие индикаторы (проявления)

F Уровень некомпетентности

Всегда следует привычной процедуре, руководствуется устаревшими методами, проявляет стереотипы в работе, не признает другого мнения. Проявляет барьеры перед изменениями.

Е Начальный уровень

Объективно видит ситуацию изменений. Признает обоснованность мнений других и внедрения изменений.

D Базовый уровень

Гибко применяет правила или процедуры. В зависимости от  ситуации  и мнений других людей адаптирует свои действия. Позитивно принимает изменения.

С Уровень опыта

Адаптирует под ситуацию свои стратегии, цели или проекты. Проявляет инициативу в ходе внедрения изменений.

В Уровень

    Эксперт

Осуществляет адаптацию в масштабах компании. Осуществляет тактические изменения в своей компании или компании клиента.

А  Уровень

    Наставник

Адаптирует стратегии. Осуществляет крупные или долгосрочные изменения в своей компании или компании клиента в ответ на потребности ситуации. Делится опытом разработки и внедрения инновационных проектов.