3.3.
Правовое обеспечение службы управления персоналом
Правовое обеспечение
службы управления персоналом заключается в использовании средств и форм
юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью
достижения эффективной деятельности организации.
Основные задачи
правового обеспечения службы управления персоналом: правовое регулирование
трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками,
защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Правовое обеспечение
службы управления персоналом включает в себя:
1. Соблюдение,
исполнение и применение норм действующего законодательства в сфере труда и
трудовых отношений.
2. Разработку и
утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного,
организационно-распорядительного и экономического характера.
3. Подготовку
предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически
утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым
вопросам. Задачи осуществления правового обеспечения в организации возлагаются
на ее руководителя или иных должностных лиц в пределах предоставленных им прав
и полномочий.
Головное подразделение
по ведению правовой работы в сфере трудового законодательства – это юридический
отдел. Задачи юридического отдела компании в данной области сводятся к
следующему:
1. Разработка проектов
нормативных актов организации.
2. Правовая экспертиза
нормативных актов, разработанных в службе управления персоналом, на их
соответствие требованиям законодательства, визирование их.
3. Организация
систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных актов,
поступающих в организацию и издаваемых ею.
4. Информирование
подразделений и служб организации о действующем законодательстве о труде.
5. Разъяснение
действующего законодательства о труде и порядка его применения.
Вся деятельность по
управлению персоналом возможна только на основе четкого урегулирования прав и
обязанностей как работников, так и работодателей, что достигается путем
установления правовых норм централизованного или локального характера.
Основные
законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, - это Гражданский кодекс
Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации постановления
Правительства Российской Федерации, акты Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации. Ряд специфических вопросов решается
с помощью локальных норм, издаваемых непосредственно в организации.
Также частью правового
обеспечения системы управления персоналом любой организации являются акты
локального регулирования, такие, как: приказы руководителя организации по
кадровым вопросам; положения о структурных подразделениях; должностные инструкции; стандарты организации.
Еще одна часть системы
правового обеспечения управления персоналом - это акты ненормативного
характера: распоряжения, указания, которые могут издавать руководители службы
управления персоналом по вопросам поощрения ими работников или наложения
взысканий, предоставления отпусков. Указание представляет собой
распорядительный документ, издаваемый организацией преимущественно по вопросам
информационно-методического характера, организационно-оперативного управления
деятельностью организации (совещания, конференции и прочие).