3.9. Мотивация трудовой деятельности
Важнейшей задачей
кадровых служб является формирование мотивационного механизма, который
побуждает людей к эффективному труду (люди будут работать хорошо, только если
захотят).
Принципами построения
такого механизма считаются:
- увязка с целями
работников, их значимостью;
- простота, понятность,
справедливость;
- наличие необходимых
условий реализации;
- возможность
корректировки;
- направленность как на
поддержку создания нового, так и на его принятие;
- рациональность,
взаимосвязанность элементов при их обособленности (элементы мотивационного
механизма должны иметь разную длительность жизненного цикла).
Основой построения
мотивационного механизма являются потребности - внутреннее состояние человека,
отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, ощущение
дискомфорта, требующего преобразования. Это переживание влияет на осознание
своих чувств как мотива, что и является базовым началом мышления (создание
моделей удовлетворения этих потребностей) и соответствующего поведения.
Переживание
противоречий и есть предрасположенность, та психологическая причина, изнутри
побуждающая энергия человека к действиям, направленных на удовлетворение актуальной
потребности (стремление к благам): осознанные (интересы) и неосознанные
(желания, порывы).
Соотношение мотивов,
влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру.
Выделяют следующие
мотивы деятельности:
- трудовой
(ориентирующий на заработок);
- профессиональный
(отражающий заинтересованность в содержательной работе, овладении ее навыками,
в самовыражении);
- властный
(приобретение высокой должности);
- идейный (знаменующий
готовность трудиться ради общего блага);
- хозяйский (скрывающий
стремление к самостоятельности, приумножению богатства);
- творческий
(ориентирующий на поиск нового);
- коллективистский
(ставящий во главу угла работу в команде, характерен для восточных культур);
- люмпенизированный
(делающий упор на уравнительность).
Мотивационная структура
личности довольно стабильна, но поддается целенаправленному изменению
(например, в процессе воспитания), что приводит и к изменению поведения.
Для успешного
руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные
мотивы их поведения, способы воздействия на них (развитие желательных,
ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий.
Помимо потребностей
мотивационный механизм включает:
1. Притязания – желаемый уровень удовлетворения потребностей,
детерминирующий поведение.
2. Ожидания – оценка личностью вероятности наступления события,
которое удовлетворит притязания применительно к ситуации; предположение о том,
что результат деятельности будет иметь определенные желаемые последствия.
3. Установки – психологическая готовность человека к тем или иным
поступкам в конкретной ситуации.
4. Самооценка – характеристика степени возможного достижения
результата или удовлетворения потребностей самостоятельно.
5. Стимулы – достижимые возможности, находящиеся вне субъекта, с
помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует
невозможных действий.
Стимулирование
–
метод воздействия на мотивацию и трудовое поведение с помощью поощрения и
санкций, которые призваны обеспечивать целенаправленность его действий путем
ограничения или, наоборот, улучшения возможностей удовлетворения потребностей.
Стимулирование носит,
как правило, манипулятивный характер и
направлено на устранение негативных для организации последствий и их профилактику
или на мотивацию позитивного поведения.
Сущность
мотивации заключается в том, чтобы, ориентируясь на систему
потребностей работников, обеспечить полное и эффективное использование их
трудового потенциала для скорейшего достижения целей организации.
Мотив
–
это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом
как личностная необходимость. Трудовой
мотив – это та потребность (причина), для удовлетворения которой работник
осуществляет высокопроизводительную трудовую деятельность.
Вознаграждение служит для побуждения людей к
эффективной деятельности. Вознаграждение – это все, что работник считает
ценным для себя.
Стимулирование
труда является частью процесса мотивации работников,
значение которой для российских предприятий и организаций в настоящее время
очень велико.
Стимулирование
выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.
Экономическая
функция заключается в том, что стимулирование труда
содействует повышению эффективности производства, которое выражается в
повышении производительности труда и качества продукции.
Социальная
функция обеспечивается формированием социальной структуры
общества через различные уровни доходов, которые в значительной степени зависят
от того, как стимулы воздействуют на различных людей.
Нравственная
функция определяется тем, что стимулы к труду формируют
активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе. При этом
важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиций и
исторического опыта.
Стимулирование должно
базироваться на определенных принципах.
Доступность
предполагает, что каждый стимул должен быть доступен для понимания всех
работников.
Ощутимость,
то есть наличие порога действенности стимула, который существенно различается в
разных коллективах.
Постепенность
предполагает, что материальные стимулы постоянно подвергаются коррекции в
сторону повышения, что необходимо учитывать.
Минимизация
разрыва между результатом труда и его оплатой (например,
еженедельная оплата труда, введение системы авансов).
Экономические
стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди
получают в результате выполнения предъявляемых им требований.
В последние годы
кадровые управленцы осваивают все новые способы стимулирования. В ход идет не только
классическое экономическое мотивирование в виде денежных бонусов и высоких
зарплат, но и неэкономические способы стимулирования. К таким способам относят
организационные и морально-психологические меры.
В целом можно
сформулировать ряд правил осуществления эффективной мотивации работников:
1. Мотивирование тогда приносит результаты, когда подчиненные ощущают
признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом.
2. Неожиданные, непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше,
чем прогнозируемые, когда они практически становятся неизменной частью
заработной платы.
3. Положительное подкрепление результативнее отрицательного.
4. Подкрепление должно быть безотлагательным, что выражается в
незамедлительной и справедливой реакции на действия сотрудников.