4.3. Оформление отдельных видов управленческих документов

 

Все документы организации можно классифицировать на:

- организационные;

- распорядительные;

- справочно-информационные;

- по личному составу;

- бухгалтерского учета и отчетности.

Организационные документы (организационно-правовые) – необходимы для того, чтобы создать организацию, установить ее структуру, определить штат, численность и состав работников по должностям, определить функции структурных подразделений, установить режим работы, осуществить организацию труда и распределение обязанностей между работниками, определить порядок реорганизации и ликвидации предприятия.

К организационным документам относятся:

- учредительный договор;

- устав организации;

- положение об организации;

- положения о структурных подразделениях организации;

- регламенты работы;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- структура и штатная численность;

- штатное расписание;

- инструкции по определенным направлениям деятельности;

- должностные инструкции работников.

Часть из них составляет комплект учредительных документов предприятия, в который входят:

- заявление в регистрационную палату;

- протокол собрания учредителей;

- учредительный договор;

- устав предприятия;

- свидетельства о регистрации предприятия в регистрационной палате, налоговой инспекции, государственном реестре, пенсионном фонде и т.п.

Другой комплекс документов разрабатывается на предприятии и утверждается руководителем. К нему относятся:

- структура предприятия;

- штатное расписание;

- положения о структурных подразделениях;

- внутренний распорядок на предприятии;

- должностные инструкции сотрудников;

- инструкции о ведении делопроизводства.

Документы бухгалтерского учета и отчетности, документы планирования, финансирования относятся к категории организационных документов.

Распорядительные документы (РД) – разновидность организационных документов, которые необходимы для того, чтобы регулировать деятельность, с помощью которых осуществляется реализация функций и задач, поставленных перед организацией.

К распорядительным документам относятся:

- постановления;

- решения;

- приказы;

- распоряжения;

- указания.

Протокол собрания также является распорядительным документом, если в нем указываются конкретным лицам с указанием сроков исполнения.

В организационно-распорядительных документах фиксируются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия деятельности органов власти, учреждений, предприятий, их подразделений и должностных лиц.

Справочно - информационные документы (СИД) содержат справочно-аналитическую информацию о состоянии дел. Они не содержат предписаний, как распорядительные документы. СИД выступают в качестве основания для принятия управленческих решений.

К СИД относятся: служебное письмо, телеграммы, факсограммы, телефонограммы, протоколы, докладные служебные и объяснительные записки, справки, заявления, предложения, жалобы, сводки, заключения, отзывы.

Документы по личному составу предприятия (Л/С) – документы, создаваемые при оформлении приема, увольнения, перемещения сотрудников, предоставления отпуска, поощрения.

Кадровые документы необходимы для осуществления гражданами права на труд, образование, пенсионное обеспечение. К ним относятся: личное заявление, приказ о приеме на работу, характеристика, трудовой договор, приказ об увольнении, личная карточка (форма № Т-2), трудовые книжки, командировочные удостоверения, приказ о предоставлении отпуска и другие документы, объединяемые в личные дела работников.

К документам личного происхождения относят: заявление, резюме, автобиография, расписки, личные доверенности.

Заявление – документ, адресованный должностному лицу и содержащий какую либо просьбу заявителя.

Резюме – документ, предоставляемый составителем при устройстве на работу в коммерческую структуру и содержащий биографические сведения.

Автобиография – документ, в произвольной форме описывающий этапы жизни и трудоустройства работника.

Расписка – документ, подтверждающий получение ее составителем каких-либо материальных ценностей.

Личная доверенность – документ, свидетельствующий о праве доверенного лица совершать определенные действия от лица доверителя.

Дошкольное образовательное учреждение действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Устав – свод правил, регистрирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственной или хозяйственной деятельности.

В статье 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ «Устав образовательной организации», отмечается:

«В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом [1].

Положение – нормативный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы предприятия или организации.

Инструкция -  правовой акт, издаваемый органом государственного управления в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц и граждан.

В оформлении уставов должны присутствовать следующие реквизиты: наименование министерства, наименование организации, вид документа, регистрационный номер, дата, место издания, гриф утверждения.

Трудовой договор – документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких-либо отношений.

В договоре отражаются права и обязанности сторон, санкции к каждой из сторон за невыполнение обязательств, соответствие подписей, печатей, дат, юридических адресов.

Составными частями договора являются: название вида и заголовок документа, дата, номер и место составления, наименования сторон, предмет договора, условия и сроки оплаты, ответственность сторон, порядок разрешения споров, юридические адреса сторон, подписи должностных лиц, печати фирм, предприятий и организаций.

Приказ – наиболее распространенный правовой акт, издаваемый руководителем учреждения, действующим на основе принципа единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным учреждением.

Распоряжение – распорядительный документ, издаваемый руководителем коллегиального органа для решения оперативных вопросов.

Решение – распорядительный документ является правовым актом, принимаемым коллегией министерства или ведомства, научным советом и т.д.

Указание – распорядительный документ, издаваемый министерствами, ведомствами, организациями преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов.

К информационно-справочным документам (ИСД) относятся справки докладные  и объяснительные записки, сводки, обзоры, акты, письма, телеграммы и т.д.

Справка – документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий. Справки бывают двух видов: с информацией о фактах и событиях служебного характера и выдаваемые заинтересованным гражданам и учреждениям для удостоверения того или иного юридического факта.

Справки бывают двух разновидностей: внутренние и внешние. Существуют следующие виды справок: справки о подтверждении места учебы и работы, о занимаемой должности, заработной плате, месте проживания и т.д. В справках указывают следующие реквизиты: место предоставления, дата подписания, печать и др.

Докладная записка – документ, адресованный руководителю данного или вышестоящего учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, о выполненной работе, а также содержащий выводы и предложения составителя.

В докладной записке должны быть представлены факты и события и сделаны выводы и предложения. По содержанию докладные записки подразделяются: инициативные (принятие определенного решения адресатом), информационные (информация о методах выполнения работы), отчетные (завершение работы, выполнение указаний).

Текст докладной записки делится на две части. В первой, констатирующей (описательной), излагаются имевшие место факты или описывается ситуация, во второй излагаются предложения, просьбы. Докладными записками информируют руководителя организации о ходе работ. Тексту докладной записки предшествует заголовок, начинающийся с предлогов «о», «об». Датой докладной записки считается дата ее подписания; срок хранения докладных записок по основным вопросам деятельности составляет пять лет.

Объяснительная записка – это документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка.

Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях. Протоколы бывают краткие, полные и стенографические. Реквизитами протокола являются вид документа, дата, номер и заголовок. Текст протокола включает вводную и основную части. К протоколу составляется выписка. Выписка из протокола – это копия части текста подлинного протокола.

Акт – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий факты, события и действия. Акты бывают следующих разновидностей: приема работ, приема-передачи документов, списания материалов, коммерческий акт и др.

В вводной и основной частях  акта указываются – основание, цели, задачи, сроки, результаты, выводы, заключения. Текст акта  включает  три части: введение, констатирующую часть и выводы.

Документы, создаваемые при оформлении приема, увольнения и перемещения сотрудников, предоставления отпуска, поощрения, составляют группу документов по личному составу.

К документам по личному составу относят: приказы по личному составу, заявления, характеристики, трудовые книжки, личные карточки, а также все документы, входящие в личное дело (характеристика, автобиография, заявление и др.).

Заявление – письменная просьба о зачислении на предприятие, в организацию, учреждение, с указанием профессии, квалификации, специальности и должности заявителя.

Заявление составляется в произвольной форме, пишется от руки. В заявлении о приеме на работу указывают следующие реквизиты: адресат (кому адресуется заявление), заявитель, место проживания заявителя, наименование вида документа (заявление), текст, подпись, дата составления.

Приказами по личному составу оформляются прием на работу, увольнение, предоставление отпусков и перевод сотрудников предприятия.

Приказы по л/с оформляют на общих бланках. В заголовке к тексту указывается: «О приеме на работу», «О переводе на другую работу» и т.п.

Сроки хранения приказов по л/с - 75 лет.

Кроме приказов по л/с, издаются приказы по кадровой работе (о поощрениях, взысканиях, отпусках).



[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)